Башкирия: о ностальгии по Штейну, новом здании и отношении к религии

24 сентября 2014

24 сентября 2014.

Артист, драматург, бизнесмен – в любой из этих ипостасей директор Башкирского театра кукол Ильмар Альмухаметов чувствует себя одинаково уверенно и комфортно. И всегда точно знает, за какую ниточку потянуть, чтобы управлять таким сложным механизмом, как творческий коллектив.

Сцена из спектакля «Урал-батыр». Фото teatrkukol-ufa.ru
Зрители плачут
- Ильмар Разинович, известно, что пик славы театра пришёлся на начало 80-х. Недавно довелось услышать: «Увы, «куколка» кончилась. Время Штейна безвозвратно ушло»...
- А время вообще безвозвратно, вернуться в прошлое никому не дано. Популярность театра, аншлаги на вечерние взрослые спектакли – золотые страницы нашей истории, мы о них помним. Вернуть славу и авторитет реально, но это будет уже в другом качестве. Тот, «штейновский» зритель – из другого времени. А нынешнему будет неинтересно смотреть те спектакли, даже если восстановить их во всем великолепии. Он не оценит ту эстетику, тот подход. Мастерство, профессионализм – понятия вечные, но открылись новые технические возможности, сценические технологии, спецэффекты...
Не согласен, что театр кончился. Возьмём «Урал-батыр», поставленный на президентский грант. Мы делали его два года, а до этого я год работал с автором пьесы, доносил свою задумку. Профессионально сработали все: хореограф, художник-сценограф, композитор, вся труппа - а это 25 человек на сцене одновременно. Не менее ценно признание артистов, что они как бы вернулись во времена Штейна, вспомнили его стиль, модель выстраивания спектакля. Тепло принял постановку и зритель. Многие признавались: не ожидали от нас, что спектакль может заставить переживать и плакать.
- Насколько остра для вас проблема зрителя?
- Она в той или иной мере знакома всем. Даже на легендарных спектаклях театра Образцова зал не всегда полон. Но нам повезло: у нас годами отработана абонементная система посещения. Проблема, скорее, не со зрителем, а с его доставкой. Согласно указу Медведева для перевозки детей на культурно-массовые мероприятия нужны автобус не старше 10 лет с системой ГЛОНАСС, ремнями безопасности, сопровождение ГИБДД и т.п. Это проблема. Своего транспорта для зрителей у нас нет. А хочется создать детям праздничную атмосферу, чтобы театр для них начался с яркого автобуса со сказочными героями. Пока вынуждены обращаться к частным перевозчикам. Дети платят 100 рублей за билет и 80 за дорогу.
В Уфе хватает развлечений, но в районах нас просят приезжать чаще: признаются, что детей совершенно некуда сводить.
- Представленный не так давно проект нового здания был воспринят неоднозначно, хотя условия здесь сейчас не из лучших.
- Любой зритель, тем более детского театра, не в последнюю очередь рассчитывает на комфорт. Строительство нового здания – первая очередь масштабной реконструкции с созданием современного детского центра, куда было бы интересно приходить и взрослым, и детям. Заметили: большинство кукольных театров напоминает сказочный замок? Срабатывает стереотип. Наш же будет в форме кита с фонтаном на крыше, тремя зрительными залами: на 450 мест - для текущего репертуара, 300 – для проката золотого фонда, 100 мест - экспериментальная площадка. Начиная работу, авторы поинтересовались моим мнением. Я сказал, что здание должно быть необычным, светлым, просторным, с годами не должно утратить актуальности и современности. Из семи проектов он был признан лучшим, отмечен премией и включен в РАИП. Около года займут проектно-изыскательские работы, затем пройдёт экспертиза, и, надеемся, в 2016 г. начнётся строительство.
«Урал-батыр» как бренд
- На днях в Уфе открывается фестиваль «Театральное Поволжье» - «Ниточка». Что ожидаете от него?
- Хотя сегодня такие форумы проводят без конкурсных программ, они интересны и полезны: главное – профессиональное общение, а добротный спектакль виден без жюри и без оценок. 26-го сентября оценку спектаклю «Урал-батыр» даст эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» Нияз Игланов из театра им. Г.Камала. Но независимо от результата «Урал-батыр» имеет хорошие шансы стать одним из брендов республики. В нём - самобытность народа, его первооснова. Будем его серьёзно продвигать. И постепенно возвращать в репертуар взрослые спектакли по произведениям мировой и башкирской классики.
- То есть всё-таки отчасти «возврат к прошлому» возможен?
- Хотелось бы. Но есть проблема: нет новых талантов. Дети поколения next развиваются больше в техническом плане, мы упускаем момент появления художников, артистов – не хочет молодёжь идти в творческие профессии, вопреки расхожему мнению конкурса на них практически нет. Не хватает хороших режиссеров, художников. Приглашенные дорого стоят, им нужны особые условия, повышенные гонорары. А средства ограничены: театр кукол считается малобюджетным, в год на постановку четырех (!) спектаклей нам выделяют 596 тысяч рублей, – уберите отсюда налоги, и что останется!? Гранты спасают. На «Урал-батыр» потратили 600 тысяч, из них половина грантовых.
- Деятели культуры обычно сетуют на то, что их труд низко ценится. Ваши артисты довольны жизнью?
- Всё относительно. Раньше на фоне других театров зарплаты у наших артистов были невысокие. Но накануне 80-летия театра указом президента республики выделены средства на поддержку материально-технической базы театра и повышение зарплат. Сегодня артисты получают президентскую надбавку – в среднем 4-5 тыс. руб. Больше половины труппы – старая гвардия. Они, как правило, имеют жильё, молодые как-то устраиваются. Рассчитываем и на президентскую программу обеспечения работников культуры социальным жильем.
«Я не Карабас-Барабас»
- Ильмар Разинович, правда, что вы живете строго по канонам исламской религии: читаете намаз, готовы чуть не до обморока держать уразу?
- Не до обморока, конечно, но в тёмном углу втихаря перекусывать не буду. Намаз читаю пять раз, всегда нахожу возможность для этого уединиться. Избегаю всё, что составляет запретное (харам). Это, видимо, заложено на генетическом уровне: прапрадед был указным муллой волости. Родители не особо практиковали религиозные обряды, но на семейные события приглашали муллу. Воспринимал это как традицию. Но несколько лет назад мне довелось увидеть смерть близкого человека. Внутри что-то раскололось: я был этакий хозяин жизни, имел неплохие доходы, возможности – и вдруг всё прахом! Звонить кому-то, подключать рычаги - всё бесполезно. Ребёнка не вернуть! Понял, что многие вещи человеку не подвластны, задумался о смысле бытия. В моей жизни появился хазрат, который укрепил меня в вере: всё давным-давно известно независимо от наших усилий. Может, парадоксально, но после этого я обрёл стержень: не боюсь катаклизмов, доверил всё воле Всевышнего: и горе, и радость, и знание, и незнание, и болезни, и здоровье.
- Совершили хадж?
- Дважды. Хотел бы и в третий раз – пока не получается, дорого стало. Но намаз, ураза, хадж – это обязанность искренне верующего. Вера подвигла меня изменить отношение к людям. Понятно, и до этого я не был тираном-самодуром, этаким Карабасом-Барабасом, но был более категоричен в оценках, грешным делом мог себе позволить говорить с человеком свысока. Теперь понял: так нельзя. Могу порицать, наказать административно, но буду до последнего стараться понять человека, и прежде чем осудить его, сто раз оправдаю.
- Подчиненные, наверное, пользуются этим?
- Не особо. Они усвоили: меня можно обмануть три раза, потом я прощаюсь с человеком, поскольку понимаю, что тобой начинают манипулировать, и ты сам превращаешься в марионетку.

КСТАТИ

Владимир Штейн – в 1977-83 годах главный режиссер Башкирского тетра кукол.  Ученик С.В. Образцова. Поставленные им спектакли «Урал-батыр», «Белый пароход», «Галима», «Божественная комедия», «Не бросай огонь, Прометей!» и «Коня - диктатору!» и др. собирали полные залы и вывели Башкирский театр кукол в число самых ярких и известных в стране.

ДОСЬЕ

Ильмар Альмухаметов.
Родился в 1971 году в Ишимбае. После окончания актерского факультета Уфимского института искусств работал в молодежной редакции ГТРК «Башкортостан» автором и ведущим программы «Форс-мажор». Режиссер, драматург, автор ряда пьес для кукольного театра. Организатор и режиссер международных театральных фестивалей «Туганлык» и «Колонсак».
Заслуженный деятель искусств РБ. С января 2011 года - директор башкирского театра кукол.

Светлана ИСТОМИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Обстановка дома-музея С.Т. Аксакова доносит до посетителей дух уфимской старины
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу