В Соборе русских Башкирии обсудили городище Уфа-II
11 Февраля 201410 февраля 2013
Круглый стол Собора русских Башкирии в рамках клуба «Русская мысль» состоялся 6 февраля в Уфе. Собрались учёные-историки, краеведы, общественники и активисты организации. Вёл мероприятие профессор Башгосуниверситета Владимир Иванов.
Виктор Афанасьев, управделами Собора русских рассказал, что сегодня в прессе, особенно в интернете, высказываются различные точки зрения по поводу происхождения Уфы, участия того или иного народа в ее становлении. Оппоненты занимают непримиримые позиции, уже доходят до оскорблений.
- Я не принимаю участия в баталиях по принципиальным соображениям, - сказал Владимир Иванов. – Я уже всё опубликовал, что мог сказать.
Кроме материалов в прессе, в которых Иванов изложил свою точку зрения, в свет вышла книга «Южный Урал в эпоху средневековья» в соавторстве с В.А. Злыгостевым и с И.В.Антоновым. Издана она на средства спонсора ограниченным тиражом в 350 экземпляров.
В ходе заседания Владимир Александрович еще раз привел доводы против гипотезы академика Нияза Мажитова о городище Уфа-II как столице древнего государства Башкорт. Ведь ни в письменных источниках, ни в башкирских преданиях, ни в шежере нет упоминаний о таких городах. Даже башкирская кухня, как отмечал неоднократно историк Р.Н.Рахимов, кочевническая, мясо-молочная, что отнюдь не характерно для городской оседло-земледельческой культуры. Последняя стала внедряться у башкир после их вхождения в состав России и знакомства с русской культурой. А у других кочевников ещё позже, при Советской власти. И это поставило крест на кочевничестве, как на культурно-историческом явлении.
Для кочевников это имело серьезные, в том числе и негативные последствия. Плохо это, или хорошо учёным ещё предстоит разбираться. Ведь кочевая культура за тысячелетия стала настолько гармоничной и адаптированной к окружающей среде, что любое вмешательство извне ведет к необратимым последствиям. Учёный в качестве примера привёл Золотую Орду. Здесь насильственное насаждение городов привело к конфликту городской и кочевой культур, распаду государства и возвращению её бывших граждан к традиционному образу жизни.
Высказался учёный и о городище Уфа-II. Есть сомнения по поводу шести «колодцев» вырытых в один ряд на возвышенности, со всех сторон окруженной ручьями с питьевой водой. А поскольку на городище стоял когда-то тюремный острог, то эти ямы наводят на мысль о сортирах. Другие остатки построек, которые некоторые идентифицируют как «древние мостовые» могут принадлежать бывшим здесь казармам артиллеристов.
- Мы раскопали памятник с переотложенными слоями, – уверен Владимир Иванов.- Найденные глиняные солдатские курительные трубки 18 века, крест и другие экспонаты подтверждают, что культурные слои перемешаны.
В республике существует несколько древних городищ, в этом нет никакой сенсации, уверен Иванов. Некоторые, как Петер-Тау в Илишевском районе, раз в пять по площади больше Уфы-II. Как считает профессор, до сих пор нет детального научного анализа материалов городища Уфа-II, даже радиоуглеродного анализа экспонатов. Для окончательного вердикта о значении этого археологического памятника необходимо привлечь неангажированных историков, в том числе картографов и почвоведов.
Историк Михаил Роднов на Соборе русских подчеркнул положительную роль академика Нияза Мажитова по сохранению для городища Уфа-II. Он вспомнил, как «сказки» (как о древнем арийском интеллектуально-духовном центре, - ред.) профессора Г.Б. Здановича спасли Аркаим.
- Такая же история с городищем Уфа-II, - заметил учёный. – Наш город – это сплошные городища, ныне уничтоженные застройкой. Благодаря Мажитову этот памятник сумели сохранить, не застроить гаражами.
RSS |
Другие новости рубрики «Культура»:
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу