Башкирия: На выход, маэстро!

20 ноября 2013

20 ноября 2013.

Рустэм Сабитов снят с поста худрука театра оперы и балета
Минкульт республики отказал ему в продлении контракта. Эта новость пришла в театр в самый разгар работ по реконструкции здания и творческих метаний внутри труппы. Это уже вторая отставка Рустэма Сабитова в нынешнем сезоне: еще в начале августа он получил уведомление об увольнении, но после протестных писем коллег контракт с ним был продлен на унизительные три месяца. А 6 ноября коллективу Башкирской оперы представили нового руководителя.

Будем терять людей

- Рустэм Нариманович, что вы думаете о причинах отставки?

- Они были озвучены чиновниками минкульта на собрании: нерешительность в действиях, в поиске сценических площадок, потеря перспективных солистов, а также – ни больше ни меньше - раскол в коллективе.

Относительно т.н. раскола отвечу так: главный результат работы театра – спектакли. Так вот, за полтора года мы выдали четыре постановки, каждая из которых становилась событием: балеты «Корсар» и «Спартак» Ю.Григоровича, оперные спектакли «Тоска» и «Школа влюбленных». Это редкое  достижение. И если бы в театре был раскол, как кто-то утверждает, такой результат был бы невозможен. А недовольные есть в любом творческом коллективе.

Относительно концертных площадок… Думаю, тот, кто это говорит, прекрасно знает ситуацию. ДК с оркестровыми ямами в Уфе нет, искать их нечего. Я не могу прийти к директору ГДК и попросить: дайте мне бесплатно зал. Мы не раз  обращались в Минкульт и к властям города, чтобы нам предоставили льготы в аренде. Эти просьбы оставляли без ответа. В лучшем случае нам говорили: «Вы же продаете билеты, значит, деньги есть».

- Кого из «перспективных солистов» театр потерял в нынешнем сезоне?

- Самые большие потери – Ильгам Валиев, Татьяна Никанорова – мы понесли давно. Причины исключительно материальные. Но мы всегда готовы принять их обратно – другое дело, что мы можем им предложить? Дальше. Эльвира Фатыхова поет по контрактам в разных театрах мира, но трудовая у нее здесь. Приму балета Ирину Сапожникову переманили во Владивостокский театр – он получил огромные деньги по программе развития Дальнего Востока. Артур Каипкулов вслед за Альфией Каримовой уехал в Астану, в «королевский» театр, где также условия несравнимы с нашими. Если ничего не изменится в оплате труда, мы будем и дальше терять свой золотой фонд. Сегодня наш бюджет вдвое меньше, чем в Екатеринбурге и Казани. Когда меня назначали, я сказал: театру нужны солидные вливания, на головные должности нужно приглашать звезд, чтобы они «держали» труппу, чтобы зарплата была в четкой зависимости от результатов. Но мои раскладки благополучно погрязли в министерстве финансов или в министерстве культуры, хотя я не раз напоминал – время идет, мы теряем людей. Видимо, никого это не беспокоит, кроме самого театра.

Тенор в декретном отпуске

- Вы не первый худрук, обещавший перевести труппу на контрактную систему. Что этому мешает?

- В ближайшее время все театры и так будут вынуждены перейти к контрактам . А пока у нас проблемы даже с аттестацией, хотя это обычная процедура, проводится каждые пять лет. В балете она прошла спокойно: те, кто чувствовал, что не тянет, ушли сами. Двое не аттестованы, еще двое условно. Как дошло до оперы – переполох, саботаж! Местная прима устроила скандал, видите ли, у нее свои планы и пригрозила больничным. Одна солистка уволилась, двое других солистов срочно решили  подменить жену в отпуске по уходу за ребенком. Их примеру последовал мужчина из хора. Видимо, они решили заранее, что я и приглашенные мною независимые музыканты будем счеты сводить. Что тут скажешь: не судите людей по себе. И потом - комиссия не увольняет, а только аттестует. Решение принимает руководство театра.

В результате аттестацию перенесли на неопределенный срок, правда, по другой причине: она совпала по дате с визитом Путина в Уфу, и чиновники минкульта не смогли прийти. Наш главный дирижер и эксперт аттестационной комиссии Андрей Аниханов  был в шоке, когда его развернули чуть ли не у трапа самолета. По его словам, отмена аттестации из-за отсутствия на ней чиновников – нонсенс! … Оказывается, можно так легко пренебречь тем, что заслуженный и востребованный маэстро вынужден ломать свои планы, что цивилизованное отношение региональных властей к приглашенным звездам не допускает подобных действий. Зато высокие чиновники уже не раз упрекнули меня в том, что, якобы, человек получает зарплату, но в Уфе не появляется. И не удосужились уточнить, что по условиям контракта Аниханову оплачиваются лишь реальные приезды и конкретная работа.

- Рустэм Нариманович, а что за «дорожная карта», упоминание которой на собрании так развеселило зал?

- Очередная бюрократическая профанация и запудривание мозгов. Вот в прошлом году все театры посетило 1800 зрителей. Значит, в 2013 году зрителей должно быть 1801. Никого не волнует, что в этот период один из главных театров не в работе и не сможет выполнить план по зрителям. Количество «потерянных» зрителей раскидали по другим театрам, превратив сценические площадки в яблоко раздора между нами. Главное – соблюсти процедуру, выполнить план. Мы можем продавать билеты со 100-процентной скидкой ветеранам, сиротам, инвалидам и т.п. Они могут не прийти, зато цифры будут соблюдены. Но кому нужна эта профанация?

От меня требуют хороших спектаклей. При этом критерии - посещаемость и доход. Но оперный театр - не шоу-бизнес. Я могу поставить, например, великолепного «Лоэнгрина» Вагнера, и на него не будет аншлага, но качество спектакля здесь будет не при чем! Если заниматься лишь исполнением дорожной карты, придется ставить в основном попсовые спектакли и дешевые комедии. … Уфа не самый театральный город, истинных театралов-гурманов здесь немного, их надо взращивать, воспитывать. И мы стараемся. Благодаря «Тоске», «Школе влюбленных», вечерам «Альфия Каримова приглашает» на 10 процентов выросло число зрителей. На «Спартак» мы потратили почти все постановочные деньги - 8 млн рублей – но сделали достойно, не стыдно показать в других городах.  

Бывший в дни премьеры в Уфе знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев после спектакля признался, что это было великолепно! Говорит, в связи с последними событиями в Большой театр не хожу, буду в Уфу приезжать, душу отводить. Шутка, конечно, но приятно.

Оптимизма поубавилось

- Первые лица города и республики посещают театр или только громкие премьеры?

- Нечасто. Персональная рассылка приглашений в мэрию, правительство, курултай, как правило, отклика не имела. Зато, что касается внутренней жизни театра, вплоть до творческих, кадровых и хозяйственных моментов - тут недостатка внимания со стороны чиновников не ощущается. Можно представить, чтобы Гергиеву, например, позвонили: Валерий Абисалович, почему вы назначили того-то или ставите то-то? У нас это в порядке вещей… Зато по принципиальным вопросам мне приходилось обращаться не в минкульт, а к президенту. Дополнительный транш на реконструкцию – заслуга исключительно Рустэма Закиевича. Начальных 400 млн рублей нам хватило бы только на подготовительные работы. Он распорядился добавить столько же - на машинерию сцены, звук, т.п.

- И все-таки: отставка была для вас неожиданной?

- Тревожные звонки были, но мои мысли были заняты другим: уберечь коллектив от разброда, поддержать творческий дух, организовать репетиционный процесс. Было много вопросов по реконструкции. Хотелось сделать театр еще более привлекательным для публики, настоящим храмом искусства.

Но и неожиданной отставка не стала. В один момент я почувствовал какой-то игнор: руководство минкульта на звонки не реагирует, просьбы игнорирует. А когда пошли письма против меня, и коллеги вступились, стали писать в мою защиту, мне сделали предупреждение: якобы, я призываю к бунту, занимаюсь чуть ли не экстремизмом.

И вообще, с момента назначения, с февраля 2012 года моего оптимизма поубавилось: тогда мне казалось, что в республике сместилась культурная доминанта, вернулись бывшие «оппозиционеры от культуры», появились общественные советы. Но вскоре понял, что ошибся: ничего не изменилось, только местами поменяли персоналии. Поэтому иногда думаю: может, есть в моей отставке какая-то логика? Все-таки с нынешним минкультом мы говорили на разных языках, и я никогда не смогу выполнять указания «сверху», которые бы вредили делу.

Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №47, 2013

Светлана ИСТОМИНА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу