Главный фотохудожник Башкирии о президенте, гонорарах и красивых женщинах

3 ноября 2010

  

 

Впервые за 40 лет госпремию в Башкирии получил фотохудожник.

Рамиль Кильмаматов дал интервью газете "АН" в кинофотоклубе «Агидель» - это  нечто среднее между мастерской, кабинетом и выставочным залом

  Дело не в цене аппаратуры

 - А какой у вас самый дорогой фотоаппарат?

- Для меня критерий - не самый дорогой, а самый удобный. Аппарат одно, еще нужен объектив. В разных руках он работает по-разному. Есть очень богатые люди с очень дорогой аппаратурой. Думают, что фотоаппарат всё за них сделает. Нет, шедевра не будет, если ты не мастер.

- Говорят, что на премию купили фотоаппарат, какой?

- Недорогой, Canon 5D.  Мне главное, чтобы было удобно.  Раньше сидел несколько дней – подтягивал свою работу. Теперь вместо технической обработки больше времени остается на творчество. Когда я начал заниматься фотографией, в 5 классе, в деревне Каргалы (Благоварский район) я такой был один. Не было электричества. Я думал, фотоаппарат купили и все: нажал кнопку - вышла фотография. Потом узнал, что надо еще и пленку поставить.

- Никогда не хотелось бросить это занятие?

- Нет, никогда. Даже когда предлагали место чиновника, когда обещали жилье, а для приехавших из района это проблема. Но я перетерпел и остался фотохудожником. До профессиональной фотографии я успел поработать в пожарной охране, выучиться на военного, поиграть в хоккей. Только в 27 лет стал профессионально заниматься фотографией.

  Президент тоже ходил в экспедиции

 - Вы знаете президента Башкортостана Рустэма Хамитова давно? Он сам рассказывал о знакомстве во время церемонии награждения.

- Мы с ним познакомились еще  в 1989 году, когда Рустэм Закиевич был еще депутатом Верховного Совета. В те времена была мода на экологию. Хамитов запомнился мне как очень честный, принципиальный человек. У него блат, знакомства, личные отношения не пройдут. Много не говорит, всегда внимательно выслушает. И не бюрократ, между прочим, не тянет время, как у нас многие начальники. Так спокойно говорит: «Я подумаю, идите, придете завтра, через неделю».

- Он ходил с вами в экспедиции?

- Мы уезжали дней на 20-30, он приезжал дня на три. Приглашали его только тогда, когда надо было решать вопросы. Где мы уже ничего не могли одни.

- И решал?

-Сразу, без волокиты.

- Насколько хватило набранного материала?

- До сих пор выставки проводим после первой экспедиции. В свое время привлекли внимание общественности к Бурзянской трагедии. Участвовали в консервации Башкирской атомной электростанции в Краснокамском районе. Обратили внимание властей к заброшенной деревне в Гафурийском районе, где люди остались без работы.

 Газетного фото почти нет

- Как оцениваете уровень фотожурналистики в Башкирии?

- Для газет наступило время карманных фотографий. Вот «Коммерсант» держится, между прочим, на хорошей фотографии. После этого идет хороший умный материал. У них каждый материал прекрасно иллюстрирован. Смотрите,  в журнале «Русский репортер» какие  выразительные, говорящие снимки! Что мешает делать такие же в наших газетах? За два года анализа фоторабот в газетах я пришел к такому выводу, что в башкирских газетах хороших снимков почти нет.

Фотокор должен быть немножко наглым и уметь вовремя извиниться. Как, к примеру, классик Халдей – снял победу в Берлине и без спроса улетел на самолете Жукова в Москву. Узнав об этом, Жуков приказал его расстрелять. Когда Халдей привез из Москвы свежий номер газеты «Правда» со своими снимками, главнокомандующий отдал другой приказ: наградить фотокорреспондента орденом Красной звезды.

 Не люблю снимать красивых женщин

- А что вы не любите снимать? Или можете всё подряд?

- Я не умею снимать красивых женщин. Потому что им никогда не угодишь. Поэтому стараюсь фотографировать детей, потом сразу перескакиваю на стариков и старух. Есть у меня и красивые женщины, снимки лежат, пока они не состарятся. Потом показываю через несколько лет: «Вы нисколько не изменились!». И всё, я - хороший человек.

 Башкирское кино на русском

- Как профессионал, что можете сказать о сегодняшнем башкирском кино?

- Мое мнение:  не надо кино национализировать: у русскоязычных фильмов будет шире круг зрителей. Не надо снимать фильмы на башкирском, у нас не так много денег.

Есть пожелание и киношколе Булата Юсупова: не надо говорить, что «с нас кино начинается». В свое время при поддержке нашего правительства  снят фильм «Салават Юлаев» под грифом «Мосфильма», но с участием наших актеров. День рождения башкирского кино – именно «Салават Юлаев», потому что главную роль играл Арслан Мубаряков, первый народный артист Башкирии.

Но мне бы хотелось, чтобы больше фильмов было по истории Башкортостана, даже с приглашенными актерами. У нас есть что показывать. «Ловец ветра» - первый профессиональный фильм. Но говорить, что с него начинается народное кино Башкирии – неправильно

 Дороже всего снимки во Франции

- Сколько стоит самая дорогая ваша работа?

- Два года назад во Франции пейзаж Башкирии купили за тысячу долларов. А в Египте один англичанин четыре дня ходил вокруг другой картины, всё хотел ее купить за тысячу долларов, но так и не решился. Это большая редкость. В основном, платят копейки. Вот в Калифорнии купили 6 работ по 70 долларов. Французский музей современного искусства приобрел 6 картин по 150 долларов каждую. ЮНЕСКО я подарил 10 работ, взамен мне организовали выставку. «Кодак»-центр за работы рассчитывается фотопленкой, вот такой бартер.

- На что проводите выставки?

- Министерство культуры Башкирии выделяет на организацию 10-15 тысяч рублей. На всё остальное выделяет средства центр народного творчества, спонсоры. Всё оформление работ делаем сами, прямо здесь. А выставляемся совершенно бесплатно, за просмотр денег не берем. Если кто-то хочет купить – пожалуйста. Продавать автору работы не возбраняется.

Айгуль Нургалеева
Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы недели»
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Гала-концерт «Спасибо за верность, потомки!» прошёл в Кремле
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу