Руководители театров Башкирии ждут от власти денег, квартир и званий
8 апреля 20138 апреля 2013.
28 марта в Госсобрании прошли парламентские слушания по проблеме совершенствования законодательства в области культуры. В них участвовали депутаты, представители Министерства культуры и Союза театральных деятелей Башкирии, руководители театров.
Разговор (запись которого мы передаём в сжатом виде) вышел за рамки обозначенной тематики. Итогом стало принятие рекомендаций правительству, Госсобранию и Минкульту РБ, призванных улучшить положение театров.
«Искусство развивается успешно»
Зугура Рахматуллина, депутат Госдумы:
Наши театры с их самобытными творческими традициями известны не только в стране, но и за её пределами. Несмотря на системные проблемы отечественной культуры (низкую зарплату, некачественный репертуар, слабую материальную базу и социальную защиту) театральная деятельность в республике развивается успешно.
Шамиль Абдраков, заместитель министра культуры РБ:
Часть обозначенных проблем призвана решить республиканская программа развития культуры и искусства. До 2018 года планируется довести зарплату работников отрасли до средней в экономике (сегодня она составляет ровно половину этого показателя – 10 575 руб.). По указу президента Рустэма Хамитова ежегодно на решение жилищных проблем работников искусства будет выделяться 50 млн рублей.
«Драматурги перестали писать»
Ахтям Абушахманов, председатель Союза театральных деятелей РБ:
В государственных театрах должно быть два руководителя: директор, ответственный за финансы, хозяйство и творческую атмосферу, и худрук - режиссёр или дирижёр, отвечающий за качество продукции и репертуарную политику.
Неадекватная оплата труда губительна для творческого процесса. Гонорары низкие, от 30 000 до 70 000 руб. за пьесу. Драматурги перестали писать. 30 000 – полумесячный оклад артиста Екатеринбургского театра оперы и балета. А пьеса пишется годами. Надо поддержать наших авторов, создающих материал для постановок.
Несправедлива и система награждения почётными званиями, вследствие чего хорошие артисты вынуждены покидать Башкирию.
Олег Ханов, художественный руководитель Башкирского театра драмы им. М. Гафури:
Необходимы совершенствование национальной драматургии, создание условий для башкирских драматургов, реализация программы стажировки деятелей культуры за пределами республики и за рубежом. Для оживления межкультурных контактов надо приглашать видных театральных деятелей на экспериментальные постановки, возродить традиции полноценных гастролей, в том числе зарубежных. Для повышения престижа профессии и мотивации - поднять материально-техническую базу учреждений культуры, скорректировать систему оплаты труда и заняться решением жилищной проблемы артистов.
«Театр вынужден ложиться под зрителя»
Михаил Рабинович, художественный руководитель Русского драматического театра РБ:
Трудно поверить, что что-то может измениться, и не хочется думать, что встреча продиктована не заботой о театре, а предвыборной пиар-компанией... Конечно, решение большей части проблем зависит от Госдумы, но ей сегодня не до театра: у нее свои пьесы и свои артисты. Даже имеющиеся законы и программы, направленные на развитие театрального дела, не исполняются. В ежегодном послании к Госсобранию Рустэм Хамитов сказал, что в республике будет ежегодно выделяться 100 млн рублей в виде грантов на значительные творческие проекты и 50 млн рублей – на приобретение жилья для работников культуры. Это было бы замечательно. Но проходит первый квартал – и какая-то подозрительная тишина. А хочется, чтобы желания совпадали с возможностями.
Сегодня, чтобы платить зарплату и ставить спектакли, театр должен зарабатывать сам. К тому же в 2013 году финансирование госзаказа снизилось по сравнению с 2012-м на 15%. Так в репертуаре появляются низкопробные постановки. Театр вынужден ложиться под зрителя, которому это нравится, он уже не хочет смотреть другое: «У нас в жизни достаточно драм и трагедий. Мы приходим в театр отдохнуть». Так мы теряем прежний театр, который участвовал в формировании общественного сознания, принимал как личную боль проблемы страны, будоражил чувства.
Введение контрактной системы позволит в разы увеличить зарплаты и избежать лишних конфликтов в творческом коллективе, зачастую спровоцированных неверными назначениями.
Некоторые артисты считают, что им все дозволено, они сами решают, кто должен работать в театре, что играть, кого приглашать и т.п. Контракт - жёсткая мера, поэтому необходимо разработать систему социальной защиты артистов.
Что касается Русского театра, то он работает в условиях незаконченной реконструкция, которая осложнилась финансовыми махинациями со стороны генподрядчика. Каждый вечер, когда артисты входят на сцену, возникает мысль: «Хоть бы ничего не произошло». Если ждать дальше, придётся делать ещё одну реконструкцию. За эти безобразия никто не наказан.
«У кого деньги – тот и руководитель»
Рустэм Сабитов, генеральный директор Башкирского театра оперы и балета:
Коллективу приходится выполнять функции трёх театров музкомедии, оперного и детского. Но получаемые сейчас деньги не позволяют ставить что-то стоящее.
Зрителей сегодня не возьмешь скромными постановками, он избалован и требует зрелищности и новых имен. Без приглашённых солистов работать нельзя, а наша труппа укомплектована главным образом выпускниками Уфимской академии искусств и Уфимского хореографического училища. Как играл бы «Салават Юлаев», будь он укомплектован только игроками местной школы?
Приглашённым звёздам приходтися платить из постановочного фонда, в то время как на это должна быть предусмотрена особая статья.
Пришлось долго уговаривать Юрия Григоровича поставить у нас знаменитый «Спартак» Хачатуряна. 30-31 мая пройдёт премьера, но она «съела» все деньги, отпущенные на постановки. Обнадёживает, что президент республики обещал выделять деньги на знаковые спектакли.
В очереди на получение квартир в коллективе стоят 85 человек.
Я специально пригласил наших солистов, семейную пару Екатерину и Яна Лейше - посмотрите, какие красавцы! Но у них нет жилья, приходится тратить немалые средства на съём…
Голос из зала: А были бы некрасивые – жильё не надо?
…Некрасивым тоже надо. Как и ветеранам, которых немало в числе очередников.
Что касается двойного управления театром, о чём говорил Абушахманов, то руководителем должен быть творческий человек-профессионал. У кого деньги, тот и руководитель.
RSS |
Другие новости рубрики «Культура»:
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу