«Американский» взгляд на Бигнова
29 марта 201329 марта 2013.
В спектакле «Американец» татарского театра «Нур» режиссер не побоялся смешных аналогий с действующими башкирскими политиками.
Этот спектакль идет довольно давно, и приятно, что роскошное здание театра не пустует. Той же Русской драме далеко до изысканных интерьеров татарского театра, в которых с удовольствием фотографируются зрители. В итоге их собралось 2/3 зала.
Спектакль ожидался из серии – «Оперетточный аул»: хитрый мулла, пьяный русский и пара деревенских шуток... Но неожиданно для себя я увидел попытку ироничного взгляда на сегодняшних башкирских политиков, активно разыгрывающих национальную карту.
Сюжет пьесы незамысловат. Группа студентов пытается выманить из рук коммерсанта старинные свитки, связанные с историей народа. И поэтому один из молодых пройдох выдает себя за американского профессора, которого с восторгом встречает «национальная общественность», готовая передраться за внимание Запада, плясать под его дудку и выдать за «крутого» иностранца своих дочерей. А студент, искусно сталкивая лбами двух потенциальных тестей, все же забирает свитки и отбывает восвояси. Одураченные нацмены принимают его за шпиона из ЧК-КГБ-ФСБ. Ну просто в один в один, как сегодня.
Спектакль начинается скучно. Группа «нуровской» молодежи, играющая студентов, несмешна, по репликам и повадкам похожа на манекенов и страшна наружно. (Это вообще странно: в спектакле «Нура» нет ни одной красивой девушки!) Апофеозом кошмара становится коллективный танец, в котором они пытаются изобразить что-то на американский манер. Понятно, что в «Нуре» и должны быть в почете национальные танцы. Но изображать на фоне вполне приличных декораций на огромной сцене пафосного театра «деревянную» художественную самодеятельность из сельского клуба, право же, странно.
После провального начала появилось желание уйти, но тут на сцене появляется старшее поколение и начинают спасать спектакль от явного провала. Раскрывается и один из «студентов» – не совсем к месту, но красиво исполняет пару национальных мелодий, срывая заслуженные аплодисменты зрителей.
Далее с фирменными ужимками происходят весьма показательные диалоги на тему изучения национального языка. «В Америке французский учат? Учат! А немецкий? Учат! А татарский? Нет! А у нас почему-то учат...» Появляются занятные персонажи из национального движения – Генерал, Адвокат, Коммерсант и т.д.
Спектакль поставлен по пьесе Карима Тинчурина, со дня рождения которого прошло 125 лет. Поэтому в нем много неактуальных большевиков, революции, комиссаров и т.д., которые явно затягивают сюжет и которых режиссер Ильдар Валеев почему-то не захотел выкидывать из пьесы.
Хотя, наверное, даже для того, чтобы в национальном театре иронизировать над изучением национального языка, нужно иметь немалую смелость. Не знаю, выжил бы спектакль, если бы в Генерале можно было рассмотреть черты предводителя Собора русских Тимофея Азарова, в Адвокате – депутата Госдумы РФ от ЛДПР Ивана Сухарева, а в Коммерсанте – предводителя татар Рамиля Бигнова... До подобной остроты Башкирия еще не доросла, но, судя по «Американцу», активно в этом направлении движется.
Не обошлось в спектакле и без искусственного национального колорита – одни костюмы героинь – с бахромой в комплекте с атласными шароварами – достойны того, чтобы любая их обладательница, появившись сегодня на улицах Уфы, тут же принудительно попала в сумасшедший дом. Но подкупает самоирония режиссера, который не стесняется постебаться над национальными чертами характера. Современный мусульманский папа легко узнает себя в герое пьесы, который насильно выдает замуж дочь, приговаривая при этом, что решение, конечно же, принимаешь ты... И тут же восклицая «Молчи, дура!», если она пытается сказать что-то против. Спектакль ко всему прочему получился весьма массовый – в нем задействовано 15 актеров. На мой взгляд, он бы только выиграл, если выкинуть из него первую часть, осовременить, убрать нарочитую национальность и каждый месяц вкладывать в уста артистов пару свежих цитат из интервью башкирских политиков.
RSS |
Другие новости рубрики «Культура»:
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу