«Критикесса» Кристина Абрамичева: культура Башкирии замкнулась в Поволжье

13 марта 2013

13 марта 2013.

В блогосфере Кристина Абрамичева известна под ником «критикесса», а в творческом сообществе – как куратор галереи актуального искусства «Х-Мах», представитель программы «Культурный альянс» в Башкирии и редактор критического журнала «Гипертекст». Культурное продвижение республики в других регионах для неё не работа и не бизнес, а образ жизни.


Ходорковского закатали в войлок

- Кристина, открывая с разных сторон Уфу для людей искусства, вы проводите авторские экскурсии по городу. Какие места больше интересуют туристов?

- Конечно, не только общеизвестные, как памятник Салавату Юлаеву, Гостиный Двор, мечеть «Ляля-тюльпан»... И уж никак не современная архитектура из стекла и стали. Людей искусства, приезжающих из других регионов и из-за границы, интересуют в первую очередь дореволюционный пласт и советское зодчество. Исторические здания привлекательны для туристов в любом состоянии, поэтому показываем не только отреставрированные, но и проблемные дома. Гости, в отличие от нас, не задаются вопросом «Зачем это сохранять?», ведь у них это берегут и восстанавливают. Одна художница из Германии так прониклась, что готова была пожертвовать средства от продажи своих работ на дело сохранения старинных зданий в Уфе.

Идею подобных экскурсий, которая родилась из блог-общения, подхватили и сами уфимцы. Мы совершили вылазки по разным районам. Гуляя по Черниковке вместе с архитекторами и историками, обращаем внимание на сталинские «архитектурные излишества», с которыми яростно боролись в хрущёвское время. Наши экскурсии – не обход памятников, а именно изучение городской среды. Турагентства такое не предлагают.

- Как в Уфе с продажами предметов искусства?

- Туго… Галерейный бизнес вообще переживает не лучшие времена. Всплеск произошёл в 90-е годы, когда в Уфе открылись частные галереи «Мирас», «Сангат», «Новая галерея», «Аймак», позднее, в 2001 году - «Лимузин». Зрители испытывали огромный интерес к искусству, скупали картины рулонами, как обои, часто после выставки ничего не оставалось. Теперь покупают только коллекционеры или хорошие знакомые… Ну, или чиновники, которые любят на юбилеи дарить картины, но при этом сильно экономят и берут не лучшие образцы. Талантливых художников много, но жить за счёт продажи картин могут только именитые. Некоторые вынуждены работать на потребу в стиле «что попроще», подписываясь псевдонимами.

Сегодня ценится наив, но у нас мало кто работает в этом жанре. На уровень актуального искусства подняли даже войлок, раньше применявшийся лишь в народном промысле. На выставке в Москве я видела огромную работу из этого материала, изображающую суд над Ходорковским. Или вышивку гладью со сценой родов: кесарево сечение, операционная, кровь… У нас таких интересных работ на основе традиционных техник пока нет.

Актуальный фольклор

- Часто Уфу посещают интересные художники, литераторы?

- Бывает. Нам есть что предложить в плане искусства, литературы, музыки. Но это всё бессистемно, потому что в городе совершенно недостаточно культурных площадок: современных выставочных залов с мультимедиа оборудованием, нет музея современного искусства... Много чего. Возможности же частников-энтузиастов, кураторов и галеристов ограничены.

Другой аспект: в Башкирии нет масштабных регулярных проектов в области культуры, нет крупных событий, своего фирменного фестиваля, который стал бы её новой визитной карточкой. Нас охотно приглашают в общероссийские проекты, но наши фестивали - «Туганлык», «Ак торна» и т.п. – как правило, замкнуты в национальных рамках.

Два последних лета культурный десант из Башкирии участвует в фестивале «Белые ночи» в Перми. Мероприятие это мультижанровое, длится целый месяц и собирает художников, поэтов, музыкантов со всего мира. Осенью 2011 года четверых наших участников, художников, пригласили (кстати, впервые) на 4-ю Московскую биеннале современного искусства - главное событие художественной жизни России.

Мы зациклены на этнической тематике; живя в Поволжье, не хотим знать ни Перми, ни Екатеринбурга, ни Челябинска, ни Самары. Такое впечатление, что у нас одна цель: переплюнуть Казань. Хотя понятно, что это уже не получится, потому что там, в отличие от Уфы, проходит огромное число мероприятий.

- Чем же хуже Башкирия?

- Не хуже, но вместо внятной культурной политики у нас на все случаи - лисья шапка, курай, кумыс… Хотя продвинутые регионы делают на этнотеме деньги и пиар. На тех же «Белых ночах» прошлого года рулила Удмуртия: выстроила национальные избы, привезла народные костюмы, угощала своими блюдами, развлекала игрой на национальных инструментах, торговала сувенирами. Был ажиотаж! В этом году, надеюсь, и мы покажем на «Белых ночах» мастерство своих мастеров ковки, резьбы и росписи по дереву, войлоковаляния, национальной кухни.

Этнотему можно сделать интересной современному человеку. Татарстан со своей «Крутушкой», Удмуртия, Казахстан подняли фольклор на уровень актуального искусства. Но там крупные арт-проекты поддерживаются на уровне губернаторов и профильных министерств. Когда советником по культуре назначили Олега Киреева, была надежда, что лёд тронулся, но он почему-то быстро сдулся и редко появляется в Уфе.

«Мцыри» живёт в Уфе

- Вы пытались идти на диалог с властью?

- Да, но нам никто не помогает: никакие отделы культуры, комитеты по делам молодежи... Чиновники, не желая делать резких движений, боятся поручить что-то «частнику». Хотя на самом деле самое интересное организуют в основном частные кураторы, энтузиасты. В начале марта одна моя знакомая журналистка, любительница киноискусства, Зухра Владимирова, привозит в Уфу режиссёра нашумевшего фильма «Жить» Василия Сигарева и исполнительницу главной роли Яну Троянову. Привлекла спонсоров, будет показ в «Родине», встреча со студентами-артистами.

У нас много талантливых и креативных людей. Им только скажи: «Мы даём деньги, вы придумываете культовый проект». Так нет… Чиновники не понимают, что в любом мероприятии нужна изюминка, фишка, на которую придётся потратиться. Нашим чиновникам привычнее пилить бюджет. Попытки обойтись бюджетным вариантом бессмысленны. Вроде вывели фестиваль цветов на городской уровень: выделили целую улицу, но почему-то бросили на это дело врачей, учителей, коммунальных работников… Как результат - недоразумение на уровне «жэк-арта»...

У нас вообще из всего умудряются сделать китч. Недавно по просьбе друзей из Самары повела их в национальный театр. На сцене – местная классика. Нехитрый юмор, примитивные диалоги и забористые шутки очень веселили зрителей. Гости испытали шок: сюжет, шутки - петросяния какая-то. Единственное, что им понравилось, - протяжные башкирские песни узун-кюй.

- Какая-то безысходность во всем этом…

- Поэтому молодежь, не находя самореализации в Уфе, уезжает в столицы, Екатеринбург, другие города.

Заметила, что все поддерживаемые у нас президентскими грантами проекты - республиканского уровня, на местную, чаще этническую тематику. Хотя в условиях конкурса обозначено: они должны стать долгосрочными и выходить за пределы Башкирии. В этом году вновь подала заявку - на проведение в Уфе поволжского тура всероссийского поэтического фестиваля «Мцыри», на котором лучшим молодым поэтом 2012 года стал наш Александр Марьин. Московские организаторы предложили: если найдёте деньги, нынешний отборочный тур проведём в Уфе. Хотелось бы получить грант, но особо не рассчитываю…

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №11, 2013)

Светлана ИСТОМИНА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу