Аскар Абдразаков: последнее интервью министра

14 сентября 2011

14 сентября 2011.

16 сентября исполняется год, как министром культуры Башкирии стал знаменитый оперный бас Аскар Абдразаков. Это назначение заметно расширило культурное пространство республики. Если раньше важнейшими из искусств у нас были фольклор и художественная самодеятельность, то теперь мы вспомнили, что мерилом уровня культуры было и остаётся профессиональное искусство.


На клевету не реагирую

- Аскар Амирович, вы довольны результатами первого года работы?

- Год – слишком малый срок, чтобы рассчитывать на глобальные перемены. В сфере культуры накопилось много проблем. Это относится не только к творческому процессу. Просто бедственная ситуация сложилась в учреждениях нашей отрасли: зарплаты просто мизерные, жильё не предоставляется. Одним волевым решением эти вопросы не устранить. Необходимо их тщательное изучение. А главное – нужны деньги. Но с этим всегда большие проблемы. Поэтому не всё можно изменить так быстро, как хотелось бы. К тому же по ряду причин я не всегда волен в принятии кадровых решений. Приходится работать по принципу: дали – и работай с ним. Для начала я хотел бы прекратить порочную практику перемещения руководителей из одного кресла в другое. К сожалению, противостояние пока сильнее.

- Вам в блог пишут работники учреждений культуры, артисты. Жалуются на беспредел и самодурство руководителей, возмущаются, что вы не реагируете…

- И не буду реагировать на голословные обвинения и ложь. Понимаю, о чём идет речь. Среди таких заявителей – артисты ансамбля им. Ф. Гаскарова. Несколько человек мутят воду, потому что их не устраивает кандидатура директора. Значит, по их мнению, в ход можно пустить клевету, обвинить его в надуманных грехах. Для пущего трагизма заявляют, что директор ансамбля ведёт «умышленное уничтожение гаскаровского стиля и характера башкирского народного танца». Да, ансамбль им. Ф. Гаскарова – уникальный, он представляет национальную хореографию, но зацикливаться на башкирских танцах – значит вести коллектив к деградации.

Далее. Хореографическое училище. Про него тоже каких только ужасов не писали: дети живут в ужасных условиях, голодают, а администрация тем временем якобы не выходит из запоя. Я должен на это отвечать? 1 сентября я побывал в училище, пообщался с учащимися, с руководством. Проблемы есть, но они решаются.

- В прошлом году волнения сотрясали и ведущий театр республики – оперный. Артисты жаловались на творческие разногласия, перекосы в кадровой политике, материальные проблемы...

- Новый директор театра, назначенный в апреле, энергично взялся за решение этих вопросов, в частности, кадровых. Главным дирижёром с этого сезона утверждён Артём Макаров. Из-за отсутствия достойной кандидатуры остаётся вакантным ключевой пост - художественного руководителя. Думаем объявить всероссийский конкурс на должности ведущих специалистов - эта практика хорошо зарекомендовала себя в лучших театрах России. А пока будем приглашать знаменитостей на отдельные спектакли. Так, к следующему Нуреевскому фестивалю Юрий Григорович поставит в нашем театре «Корсара», чуть позже - «Спартака».

Что касается жилья... Ни в одном театре мира администрация не решает жилищные вопросы артистов. Логика такая: зарабатывайте, снимайте, покупайте и т. п. Понятно, что с зарплатами наших артистов это нереально, поэтому я просил Павла Рюриковича Качкаева найти возможность построить хоть пару домов для работников культуры (последний такой дом построен в Уфе почти 25 лет назад – ред.). Но времена изменились - сегодня это маловероятно...

- Возможно ли, по-вашему, вернуть театру ту славу, которая была при Радике Гарееве, когда за честь выступить на его сцене считали Ирина Архипова, Мария Биешу, Зураб Соткилава?

- Возможно, если появится личность масштаба Радика Арслановича. Пока таковой нет.

Юбилей без памятника

- В мае 2012 года Россия отметит 150-летие выдающегося художника Михаила Васильевича Нестерова. Президент республики издал указ о праздновании юбилея нашего земляка, но очень сомнительно, что за оставшиеся месяцы можно сделать то, на что требуются годы.

- Совместно с сотрудниками художественного музея им. М. Нестерова мы разработали план юбилейных мероприятий. Самые крупные из них - выставка работ нашего земляка из собраний Русского музея Санкт-Петербурга и научно-практическая конференция «Первые Нестеровские чтения». Справедливым было бы к этой дате вернуть мемориальную доску на месте дома, где родился художник. А вот памятника, идея которого активно обсуждается, к юбилею точно не будет. Ведь только проведение всероссийского конкурса на лучший проект займет не один месяц. На скорую руку этого делать не следует, иначе мы получим такое же недоразумение, какое стоит у Академии искусств (памятник Ф. Шаляпину – ред.). Все мероприятия должны быть подкреплены адекватным финансированием, иначе мы опозоримся перед гостями, а имиджу Уфы и Башкирии будет нанесён серьёзный урон.

- В продолжение юбилейной темы. Поклонники таланта Сергея Довлатова недоумевают: почему к 70-летию писателя не установлена мемориальная доска на доме, где он родился?

- 3 сентября проводился Всероссийский фестиваль «Молочная страна», и все силы были брошены туда. Установку мемориальной доски решено перенести на ноябрь. К тому времени, возможно, определимся и с «Довлатовскими чтениями». Хотелось бы сделать их ежегодными и вывести как минимум на всероссийский уровень. Можно несколько расширить формат: например, приглашать музыкантов, бардов. Мне лично очень нравится Юлий Ким. И хорошо бы назвать это как-то интереснее, тем более, «Довлатовские чтения» уже проводятся в Санкт-Петербурге.

- Аскар Амирович, уфимцы лелеяли надежду, что с вашим назначением будут чаще видеть вас на сцене башкирской оперы. Но, увы, обманулись...

- Поскольку я уже не солист нашего театра, выступаю там только как приглашенный гость. Но я участвовал и всегда буду участвовать в «Шаляпинских вечерах», гала-концертах и т. п. К сожалению, не смогу спеть в Опера-гала на открытии нового сезона, поскольку в это время буду в законном отпуске. Зато осенью (срок пока не уточняю) планируем с Ильдаром сделать в театре концерт «на двоих». Просто так, без повода, без даты... Ну, или, приурочим его к 35-летию Ильдара. (Кстати, в отличие от многих малоизвестных народных артистов Башкирии, Ильдар Абдразаков по сей день всего лишь заслуженный артист – ред.). Иначе говоря, в должности министра или нет – петь в родном городе буду всегда!

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

«АиФ – Башкортостан» стал последним изданием, которому Аскар Абдразаков дал интервью в ранге министра. В ходе вёрстки номера он сообщил, что подал заявление об уходе с поста. О причине он сказал так: «Я устал воевать. Видимо, культура нужна здесь не всем…» Но официально он ещё остаётся в должности, поэтому мы сочли возможным опубликовать материал.

Светлана ИСТОМИНА, Башкирское региональное приложение к газете «АиФ – Башкортостан», №37, 2011
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу