Башкирия: Ильгам Валиев – о своём возвращении, сольной карьере и засилье попсы

15 Февраля 2017

15 февраля 2017.

После нескольких лет работы в Екатеринбургском театре певец вернулся в Уфу в буквальном смысле слова на коне. в премьерной опере З. Исмагилова «Салават Юлаев», к восторгу зрителей, он появляется на сцене верхом на живом жеребце.

Нынешняя постановка «Салавата Юлаева» вторая в карьере певца. Фото из личного архива

Выбрал семью

- Ильгам, уже вполне освоились в родных стенах?

- У меня не было ощущения, что я покидал театр, поскольку достаточно регулярно выступал в Уфе. В начале сезона, в сентябре, спел в «Шаляпинских вечерах». Поэтому несколько смущает, что моё возвращение настойчиво связывают с постановкой «Салавата Юлаева»: приехал Валиев – поставили оперу. Её и без меня поставили бы... Была дата – 100-летний юбилей композитора – её достойно отметили.

- Решение вернуться в Уфу объясняется больше личными, чем творческими причинами?

- Главная причина – устал разрываться между двумя городами, ведь моя семья жила в Уфе. Перевозить их в Екатеринбург не хотел, этот город при всех его достоинствах никогда не рассматривал для постоянного места жительства. Да и совмещать активную занятость в двух театрах оказалось слишком большой нагрузкой. К тому же предложение вернуться в Уфу, в театр (и, к слову, не единственное) я получил лично от главы республики. И счёл неучтивым не принять его. 

- Премьера «Салавата Юлаева» стала заметным событием. По-вашему, спектакль будет востребован у публики? 

- Это сильная, зрелищная опера, она нужна национальному театру. Будем надеяться, что интерес у зрителя будет. Но я заметил, что в основном пришедшие на премьеру – знакомые все лица, старые театралы. Где представители национальных объединений, курултая башкир, которые так горячо ратуют за сохранение своего языка, истории, культуры? Почему бы не прийти на «Салавата», которого народ по праву считает своей гордостью, легендой? Даже если не поклонники оперы - один-то раз можно, купите билеты, придите семьями, покажите пример, даже потом сделайте на этом пиар. И народ последовал бы примеру – это куда эффективнее, чем «будить национальное самосознание» на митингах и в соцсетях.

Магия имени

- Вас считают универсальным певцом. Разделяете это мнение?

- Мой вокальный опыт начался с народных песен, ведь я вырос в деревне, знал баян и гармонь, а не фортепиано. Но внутри видел себя эстрадным певцом, учился у мэтров татарской эстрады – Ильгама Шакирова, Хайдара Бегичева, Рашида Вагапова, старался перенять их манеру исполнения. Позже, в училище, открыл для себя Лемешева, Козловского, Паваротти - это было подобно божеству…Тогда и понял, что меня манит опера.

Родители назвали меня в честь Ильгама Шакирова, и он стал моим кумиром. Ведь этот певец совершил своего рода революцию на татарской эстраде, создал свою вокально-исполнительскую школу: без костюмов, трюков и эпатажа, только голосом, талантом и энергетикой творил на сцене чудеса, завораживал публику своей безупречной манерой исполнения. Это роднит его с Муслимом Магомаевым. Потом многие исполнители начали подражать ему. К сожалению, сегодня засилье низкопробной попсы перебило интерес к настоящему, качественному продукту, каждый день по телевизору какая-нибудь национальная песенная тусовка-солянка. Счет певцов-эстрадников идёт на сотни, и почти у всех полные залы. Но беда в том, что сейчас мало кто поёт, в основном извлекают звуки под «фанеру» и хаотично двигаются по сцене. Зритель стал непритязательным, планка требований упала. Слушаешь эстрадного исполнителя и недоумеваешь: а где же мастерство, профессионализм? Примерно так поют за праздничным столом.

- У вас не было мыслей о сольной карьере?

- Концертные программы у меня есть, с одной из них выступал в Уфе. Но только арии людей не так привлекают, многие ждут народные песни, эстраду. Говорить о сольной карьере пока не приходится, это вряд ли совместимо с работой в театре. К тому же, если у тебя нет директора, агента, который занимался бы этим, ничего не выйдет. В прошлом году я спел сольный концерт в Казанской филармонии. Рифат Фаттахов, руководитель фонда им. Р. Вагапова, с которым я сотрудничаю, взял организацию на себя – аренду, билеты, оркестр и др. От меня требовалось только выступить и получить гонорар. В Башкирии мне пока не поступало подобных предложений. Здесь, конечно, есть продюсерские центры или фонды, но их гораздо меньше, и они заняты своими проектами.

- Вы не раз участвовали в правительственных концертах. Как относитесь к выступлениям на корпоративах, свадьбах?

- Было время, когда не понимал, «как можно петь перед пьяной толпой?» Теперь изменил свои взгляды. Ничего постыдного в этом не вижу. Если это твоя профессия, у тебя хорошо получается и за это тебе платят деньги – почему бы нет? Но стараюсь предварительно оценить контингент: если запросы на уровне ширпотреба –  отказываю. Однако чаще всего мне не приходится наступать на горло своей песне – на корпоративах хорошо идут итальянские песни, ретрорепертуар, качественная национальная эстрада. Бывало, в Татарстане до утра выступал перед иностранными гостями, они не уставали восхищаться татарской народной песней. А на свадьбах пою только у хороших друзей.

Мэтром себя не считаю

- Рассматриваете возможность параллельно с Уфой выступать в других театрах?

- Конечно. Мне 41 год, для тенора это расцвет карьеры, я должен быть постоянно в форме, в тонусе. У меня есть опыт выступления в театрах других регионов. Но пробиться куда-то в одиночку певцу чрезвычайно трудно. Особенно в столичных театрах – туда без агента даже не сунешься. К тому же сейчас в провинциальных театрах все стремятся, чтобы у них пели столичные исполнители. Чтобы в афише рядом с именем стояло – Москва, Питер. А ещё лучше – Германия, Италия и т.п. Пусть самый заштатный, из никому не известного театра. А публика на это, как правило, ведётся.

- Тем не менее связь с Екатеринбургом вы сохранили?

- Да, часть репертуара за мной оставили, в январе и начале февраля выступил в «Кармен», скоро приступим к репетициям оперы «Русалка» А. Даргомыжского. В Башкирском оперном театре готовится ещё одна громкая премьера, но от подробностей пока воздержусь. Хотелось бы большей занятости в нашем театре, ведь теперь я полностью принадлежу уфимской сцене.

- Ещё не чувствуете себя мэтром? Не пришло время преподавать вокал?

- Категорически нет. Не имею такого таланта - а это именно талант - как писать стихи или музыку. Я сам по сей день учусь. Это очень ответственно - кому-то объяснять, как брать ноты, выбирать интонацию. Вдруг что-то посоветую не так, могу молодого певца сломать, а там, может, клад сокрыт. Максимум, советую начинающим вокалистам: «Слушайте Паваротти, Доминго, Абдразакова, ищите, чья манера вам ближе».

- Ваша дочь учится в институте искусств, старший сын - в училище искусств, младший - в студии «Тамыр». Довольны, что дети выбрали вашу стезю?

- Спокойно к этому отношусь, они подают надежды – пусть учатся, мы с супругой их поддержали. Главное, что их выбор был осознанным. А нам остаётся только пожелать, чтобы они стали настоящими профессионалами.

- Раньше ваши уфимские поклонницы ездили за вами в Екатеринбург, теперь екатеринбургские приезжают на уфимские спектакли, оставляют восторженные отзывы на форумах и в соцсетях. Супруга не ревнует?

- Нисколько, у нас в семье полное доверие, а у Ляйсан – хорошее чувство юмора. С некоторыми моими поклонницами мы даже дружим семьями!

ДОСЬЕ

Ильгам Валиев.

Родился в 1975 г. в Илишевском районе Башкирии. В 2004 г. окончил Уфимскую академию искусств и поступил в Башкирский театр оперы и балета. В 2010-2016 г. – солист Екатеринбургского театра оперы и балета. Сотрудничал с Мариинским и Большим театрами, выступал в Перми, Челябинске, Казани. Заслуженный артист Башкирии и Татарстана.

Светлана ИСТОМИНА

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу