Башкирия: Гон на «Антигону»

16 ноября 2016

16 ноября 2016.

Вы писали, что премьера спектакля в Башкирском театре драмы им. М. Гафури сопровождалась скандалом. Что не понравилось-то?

Г. Гумеров, Уфа

Сцена из спектакля «Антигона». Фото Рoмана Шумнова

Где тут про любовь?

Драма «Антигона», поставленная на сцене Башдрамы режиссёром из Казани Фаридом Бикчантаевым по пьесе французского автора Ж. Ануя на основе античного сюжета Софокла, разделила зрителей на два лагеря. Вскоре после премьеры общественный деятель и блогер Артур Идельбаев инициировал дискуссию в соцсети, обозначив постановку как «обидный провал открытия сезона». «Мы знаем, что башкирский зритель любит смотреть постановки про любовь, любит он и приключения, житие звёздных особ. А говорит ли о чём-то для него слово «Антигона»? Знает ли он, что это вообще означает? На 98% очевидно, что нет…», - пишет общественник на своей странице в соцсети. По его мнению, античная трагедия не отвечает чаяниям, характеру, менталитету и конъюнктурным ожиданиям зрителя. Попутно автор поста попенял на маркетинговую службу театра, которая, по его мнению, «ставит перед собой неподъёмную задачу - собрать зрителей на непонятные для него постановки». 

Поддержавшие блогера пользователи соцсети прибегли к традиционному аргументу: национальный театр должен ориентироваться на национальную драматургию. «Мировую классику можно посмотреть где угодно, а произведения Мустая Карима и других башкирских авторов – только у нас», - пояснил один из участников диспута. «Все должно развиваться одновременно, ведь башкирский театр - не островок, где всем рахат. Классика поднимает актёрскую школу и зрителей на иной уровень. Башкирские театры - часть российской и мировой культуры», - оппонирует драматург Зухра Буракаева.

Откуда «эдипов комплекс»?

Но раскрутка в Интернете не слишком подогрела ажиотаж вокруг спектакля. На показе 27 октября была заполнена лишь половина партера, при этом приличная часть зрителей была представлена журналистами и актёрами. Обсуждение после спектакля показало: «Антигоне» быть. По мнению публики, такие постановки утверждают общечеловеческие ценности, вносят новизну в репертуар, позволяют актёрам раскрыть творческий потенциал и поддерживают уровень академического театра.

Пьесы иностранных драматургов не редки в афише Башдрамы, но ещё никогда они не становились предметом яростной критики. Постановки «Мою жену зовут Морис» Ш. Раффи, «Над гнездом кукушки» К. Кизи и др. пользовались успехом у публики. В то же время «Царь Эдип» Софокла и «Скупой» Мольера в постановке Искандера Сакаева из-за невостребованности зрителями практически сняты с репертуара. Между тем именно «Царь Эдип» в свое время стал одной из первых постановок Башкирского драмтеатра. Как отметил Олег Ханов, худрук Башдрамы, никто не питает иллюзий, что подобные спектакли будут аншлаговыми и делать кассу, но они должны быть в репертуаре и привлекать «другого» зрителя.

Комментарий

Для кого постановки?

- Все эти чаяния «национал-патриотов» и радетелей за национальную драматургию – демагогия, - считают в Башкирском театре драмы им. М.Гафури. - В начале 2000-х годов по просьбе властей республики, делегатов Курултая башкир, башкирской общественности драматург Нажиб Асанбаев написал трилогию о Заки Валиди. Она была трудна в инсценировке, и режиссёры отказывались браться за спектакль. Уговорили Айрата Абушахманова. Он поехал в Турцию, встретился с детьми З. Валиди, изучил документы и на основе книги о нём поставил спектакль. И что? Где толпы патриотов? Почему не идут на спектакль? Вложены солидные средства, человеческие ресурсы…А в зале бывает чуть больше народу, чем на сцене. На фестивале в Турции «Заки Валиди тоган» принимали на «ура», особенно сцены с Ататюрком. В Уфе же он снят с репертуара – публика не идёт.

Или взять спектакль «Кахым-туря» о национальном герое башкир – участнике Отечественной войны 1812 г. Куда уж более «наше»? То же самое – зал полупустой. Поэтому дискуссия  «наше – не наше» - от лукавого. 

Светлана ИСТОМИНА

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу