Башкирия: поэтесса о мужчинах, эпатаже и революции в голове

20 августа 2014

20 августа 2014.

30-летняя поэтесса завоевала популярность в творческих кругах Башкирии своими искренними произведениями. Девушка может подбирать рифмы и ритмы даже к тем реалиям жизни, о которых многие до сих пор боятся думать. Марианна рассказала, что такое цензура для поэта, как зарабатывает деньги творческая интеллигенция и почему так важна современная литература.

Поэтесса хочет покорить мир своей искренностью. Фото из личного архива
Миссия - поэт
- Вы недавно стали членом союза писателей. Нужна ли сегодня такая корочка в жизни?
- Союз писателей — это серьезная организация и корочка — показатель того, что человек занимается литературой, а не художественной самодеятельностью. Особых благ не ожидаю, но надеюсь, членство поможет не только как поэту, но и как организатору литературных мероприятий. В соседних регионах союзы ведут активную деятельность, поддерживают молодых, организуют специальные секции для обсуждений, помогают в издании книг и проведении фестивалей. У нас пока в этом плане глухо. Но первый шаг сделан: новый председатель Наиль Гаитбаев пошёл навстречу молодым авторам, организовав активный их приём, и теперь наша задача — начать что-то делать. Есть силы и желание двигать литературный процесс тут, в Уфе. Будущие классики пишут сейчас!
- Каким своим произведением гордитесь, почему?
- Вопрос сложный. Все стихи, которые решаюсь донести до читателя и слушателя, уже предмет моей гордости. Они подобны детям: любимчика не выбрать. Около года назад начала писать роман в стихах. Дело долгое, пишется кусочками, как вдохновение придёт. Но выдержки уже выкладывала в сеть, и один отрывок обрёл свою жизнь:  с группой «Никола Стасюк» мы записали совместную композицию, я читаю под музыку свой текст, а Стас Никоненко поёт в припеве. Действие происходит в Уфе, потому и песня о ней. Музыка и слова нашли друг друга, можно сказать, случайно… Хочется верить, что в этом особая творческая магия.
- Что самое сложное в миссии быть поэтом в Башкирии? Особенно если вы не воспеваете Салавата Юлаева и Уральские горы, а играете на слабостях читателя, провоцируете?
- Никогда не думала, что играю на слабостях читателя… Просто пишу стихи и живу этим. Конечно, русскоязычная культура получает меньше поддержки. Единственное госиздательство «Китап» печатает русскую литературу по квоте раз в два года, если не ошибаюсь. Мне они уже отказали после бурного рассмотрения. В союз писателей от русской секции принимают 3 человека, а от башкирской - 10. Это не столько помехи, сколько отсутствие поддержки. Надеюсь, в год культуры «наверху» обратят внимание и на тех, кто не пишет гимнов, но живёт здесь, творит, создает эту самую культуру, литературу родной Башкирии.
Скандальность - не цель
- Ваша персона в уфимских кругах известна как довольно эпатажная, в некоторых формулировках даже скандальная. Это имидж?
- Осознаю, что моя «скандальность» работает как некая реклама. Однако это не было целью. Для меня это органичная форма существования: а-ля «сумасшедшая поэтесса». Большое счастье — позволить себе просто быть, не оглядываясь на мнение общества, но… У такого пиара есть и обратная сторона - люди начинают воспринимать тебя несерьёзно. Некоторые литераторы до сих пор не научились разделять отношение к автору и его творчеству. Страдает личная жизнь. Никакой пиар бы того не стоил, однако возможность не носить масок и не играть в социальные игры - стоят.
- Как относитесь к цензуре?
- Цензура убивает творчество. Сам смысл акта творения состоит в свободе и возможности выхода за рамки. Запреты могут стимулировать творцов искать другие пути, как было в СССР, но это сомнительная радость. Если мир что-то и приобрёл тогда за счет цензуры, боюсь представить, чего он лишился. Попытки государства вмешиваться в литературу и искусство — очевидный шаг назад, возвращение к пережиткам. Последний закон о запрете мата в художественных произведениях кажется именно таким шагом, это задело за живое, я даже выступила с докладом на публичной дискуссии «Цензура как средство манипуляции».
Отнять возможность использовать все средства языка — значит как лишить художника одной из красок. Драматургам наиболее тяжко, не дай боже, в пьесе окажутся герои, для которых матерные слова — норма речи. «Гопники с Вторчермета» заговорят как академики на лекции. Будет смешно и печально... Но всегда можно найти сцену, до которой закон не доберется.
Самое ужасное, что народ поддерживает издевательские законы, мотивируя какой-то там чистотой языка, совершенно не понимая, о чём говорит! Опасались бы лучше малограмотности, это намного страшнее. Для меня «ложить» — ругательное слово.
Творить без мишуры
- Что такое, в вашем понимании, современное искусство и чем оно отличается от классического?
- Формально - искусство наших дней. А в моём понимании - то, которое откликается на происходящее в мире. Когда-нибудь оно станет классикой, но нельзя сказать, что именно переживет века.
- Поэт, как любой человек искусства, фрилансер без гарантий на постоянный заработок. Как живёте, выживаете? Вообще легко ли в рыночный век творческому человеку?
- Я действительно фрилансер без гарантий, но это к стихам прямого отношения не имеет. Поэзия — не работа, а образ жизни, невозможность существовать иначе. Она требует больше затрат, чем способна принести прибыли, поэтому нужно иметь отдельную работу. В моем случае - дизайн. Денег хватает, а порой и не очень, на самую простую жизнь. Иногда мечтаю: был бы у меня менеджер, может, и поэзия начала бы доход приносить… Мужчины встречались, которые меня хотели срочно «продюсировать», но потом оказывалось, что они немного другое имели в виду. Но я всё равно верю! И в мужчин, и в светлое будущее поэзии.
- Что в планах?
- Завоевать мир, конечно! Не такая уж это шутка. Творчество воздействует на человека, меняются он и мир. По духу я революционер, но моя революция должна совершаться в головах и сердцах, внутри.
Что касается конкретики — писать роман, на него возлагаю надежды, делать новые совместные проекты, постановки, концерты. Планирую вести колонку, где буду рассказывать о личном опыте, что-то вроде героини «Секса в большом городе». Искренне рассказать о себе почти никто не готов, а многие, видя открытость в других, кидаются осуждать. Уж не говорю о том, сколько выслушала гадостей за откровенность в творчестве. И ситуацию надо менять, действуя во всех возможных направлениях.

ДОСЬЕ

Марианна Плотникова родилась в1984 году в Уфе. Окончила Санкт-Петербургский госуниверситет информационных технологий, механики и оптики. Куратор литературного направления ЦСИ «Облака». Член Союза писателей РБ. Автор книг стихов «Насекомия», «Умеренно влажно» и «Уходя, не шуми». Лауреат премий журналов «Бельские просторы» и «Новая юность». Участница ежегодных «Ночи музеев», «Белых ночей в Перми» и Всероссийского литературного фестиваля имени Михаила Анищенко.
Юлия БАЙДЖАНОВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Онкологи Башкирии ищут ответы на новые вызовы
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым