Башкирия: скоро в республике работать станет некому

29 января 2014

29 января 2014.

Чиновники и работодатели последние несколько месяцев бьют тревогу – скоро в республике будет остро не хватать рабочих рук. На многочисленных совещаниях пытаются найти решение проблемы. Как и почему мы теряем людей?


Марсель Исканьяров делает карьеру на севере ради благополучия семьи.Фото Рафиса Хасанова

Ради своих готов быть чужим
30-летний сварщик Марсель Исканьяров из Зианчуринского района работает в Нижневартовске вахтовым методом. Впервые попробовал самостоятельно варить на службе в армии.
- Наловил зайчиков, - с улыбкой вспоминает он. - Всю ночь глаза болели, что-то царапало, будто ресницы завернулись внутрь.
На «гражданке» окончил 3-месячные курсы электросварщика. Затем два года практиковался на стройках столицы республики. В 2006 году женился. Молодожены поехали осваивать Север.
- Так многие из моих односельчан поступают, - пожимает плечами Марсель. – Это как само собой разумеющееся, если хочешь нормально семейную жизнь устроить.
Сварщик и штукатур-маляр работали вахтовым методом до беременности супруги. Будущую маму Марсель оставил в Башкирии под присмотром свекрови, а сам поехал дальше зарабатывать деньги. Но после рождения сына в 2009 году уволился и устроился в своем селе охранником в магазине, чтобы быть рядом с родными. Семейная идиллия продолжалась недолго – «северные» накопления быстро растратились, а зарплата охранника не позволяла достойно содержать семью. Другой достойной работы на селе нет. Марсель снова уехал на Север, где и продолжает трудиться до сих пор. Сейчас он один из лучших на предприятии. Все показатели дефектоскопии его сварочных швов без брака. Он получил 5-й разряд и личное клеймо «К-1». Стимул для успехов – желание когда-нибудь вернуться навсегда на родину и построить собственный большой дом для большой семьи (у него родился второй ребенок – дочка, а в планах – еще двое).
- Здесь, на Севере, мы беззащитны, у нас нет профсоюзной организации, мы чужие. Но мне предоставлен шанс заработать. А у себя на родине я не могу ни помощь получить, ни хорошую зарплату. После женитьбы мы как молодая семья подали заявку на земельный участок. Но из года в год, как только доходит наша очередь, нам заявляют: «Все! Лимит исчерпан». До сих пор снимаем квартиру…
Башкирия находится в первой пятерке по стране по количеству уезжающих работать в другие регионы. В 2012 году выехали из республики 136 тысяч человек. Это население большого города типа Нефтекамска. И одновременно наш регион относится к наиболее крупным потребителям иностранной рабочей силы. Профессиональный состав тех и других во многом совпадает. То есть, каких специалистов мы теряем, точно таких же потом набираем из стран СНГ. Причина - низкая привлекательность рабочих мест с точки зрения оплаты и условий труда, предоставления льгот, а также оформления трудовых отношений.
У соседей перспективней
23-летний Альмир Мусин окончил в Уфе с золотой медалью престижный республиканский экономический лицей. Сдав ЕГЭ на высокие баллы, тут же отослал документы в несколько московских вузов. Вариант продолжения учебы в Уфе даже не рассматривал. Причина – хорошее образование здесь можно получить, к примеру, в Уфимском авиационном университете, но дальнейшие перспективы по трудоустройству не такие многообещающие, как в Белокаменной. В этом году с красным дипломом окончил Московский авиационный университет. Работать начал еще с первого курса по своей специальности. Однако все планы по дальнейшему освоению столицы разбились об острый жилищный вопрос, который возник после женитьбы. Обзавестись собственной квартирой в Москве почти невозможно. Поэтому сейчас молодая семья рассматривает вариант переезда в регион. Но возвращаться в Башкирию не хочет, будет осваивать соседний Татарстан.
- Вижу в Казани больше возможностей для самореализации:  город постоянно растет, находится в центре событий, привлекает людей, деньги. А цены на жилье при этом приемлемые, даже дешевле, чем в Уфе, - уверен Альмир. – Если говорить конкретно про отрасль информационных технологий, где я собираюсь работать, то всем известно, что в Казани есть IТ-парк, где растут старт-апы. Там можно развиваться как специалист или попробовать себя в роли предпринимателя. Строится Иннополис под Казанью - техногородок типа Сколково. Помимо этого я сравнивал количество вакансий в этой отрасли: в Казани их куда больше, чем в Уфе.
В прошлом году из 25 000 выпускников школ 5166 человек уехали учиться в другие регионы. Это целое село. Большинство из них, скорее всего, осядут там, где закончили вуз.
Яма принесет убытки
Мы теряем людей по естественным причинам. В ближайшие пять-шесть лет в трудоспособный возраст войдет поколение 90-х и начала 2000-х, когда в стране наблюдался значительный спад рождаемости. По предварительной оценке, к 2016 году количество трудоспособного населения снизится на 70 000 человек. Это небольшой город типа Туймазов. Дальше потери будут только увеличиваться. А число вакансий с каждым годом растет – на сегодня почти 33 тысячи свободных рабочих мест, в 2012-м их было на 9 тысяч меньше.
Ситуация начнет налаживаться после 2020-го года, когда подрастут дети демографического бума, начавшегося с 2006-го года. Но за пятилетие в демографической яме из-за нехватки рабочих рук и специалистов экономика республики может потерпеть значительные убытки.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Ставка на молодежь

Ленара ИВАНОВА, министр труда и социальной защиты РБ:
- Сейчас безработными официально признаны около 24 тысяч человек. Реальная цифра раза в 4-5 выше. Вот где наш резерв. Как правило, значительная часть нетрудоустроенных – это молодежь, которой сложнее найти работу. Во-первых, нет опыта. Во-вторых, из-за имеющегося дисбаланса между тем, кого выпускают наши учебные заведения, и тем, кто реально требуется в экономике, безработными остаются молодые люди с невостребованной специальностью. Поэтому мы сейчас все силы направляем на работу со старшеклассниками. Принятая в прошлом году программа профориентации должна помочь выпускникам школ заранее определиться, кем они хотят и могут стать, пояснить им, кто сейчас нужен на рынке труда, познакомить с этими профессиями, устроив экскурсии на предприятия. Молодежь, уверена, удивится, увидев, что их представления о работе, к примеру, на заводе, были, мягко говоря, далеки от реальности. Что современные условия вполне приемлемые, есть перспектива карьерного роста. В Германии обязательная двухнедельная практика на предприятиях после окончания школы прописана в законе. Там почти все крупные компании с численностью свыше 400 человек организовали обучение рабочим профессиям прямо у себя. То есть выпускник может сразу после школы прийти на завод и начать там работать, получая одновременно теоретические и практические знания и зарплату. Это наша советская система, которая была порушена в годы перестройки и которую мы сейчас пытаемся возродить. Некоторые наши предприятия такое уже практикуют, тесно работая не только со студентами училищ и колледжей, но и со школьниками. Надо, чтобы это стало системой.

ОФИЦИАЛЬНО

Сокращают и укрупняют

С 2005 года в два раза сократилось количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО). Это вызвано демографической ситуацией и, как следствие, сокращением школьного выпуска. Здания училищ и техникумов стояли полупустые.
С 2010 года сократили пятую часть учреждений НПО за счет включения их в структуру колледжей, в том числе в качестве филиалов. Таким образом, созданы 32 многоуровневые многопрофильные образовательные организации. К 2016 году их будет 64. Как считают в Минобразования РБ, подобные учреждения с большим контингентом успешнее решают задачи подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена за более короткие сроки и удовлетворяют потребности работодателей, в том числе в прикладных квалификациях.
С 2007 года количество заключенных договоров между учреждениями профобразования и работодателями выросло почти в 4 раза (с 534 до 2057).
Если раньше с колледжами и училищами активно работали крупные промышленные предприятия, то сейчас интерес проявляет также средний и малый бизнес.

МНЕНИЯ

На зарплату не всегда хватает

Владимир КАСЬЯНОВ, исполнительный директор Союза работодателей РБ:
- Да, надо возвращать систему подготовки кадров на предприятиях. Но кто этим может сегодня реально заниматься? Добывающие и обрабатывающие производства и отдельные предприятия машиностроительного комплекса, которые имеют значительную долю экспортной выручки. И всё. Остальные работодатели не имеют средств не то что на обучение, бывает, и на зарплату не хватает. Заплати налоги, спи спокойно и закрывай бизнес. В конце года в Перми прошло собрание представителей машиностроительного комплекса округа. Все в один голос говорят, что значительно выросли затраты на электроэнергию, а соответственно, и затраты на производство. Это несмотря на то, что правительство страны предпринимало меры по сдерживанию тарифов. Сегодня стоимость электроэнергии на предприятиях обрабатывающей промышленности выше почти в два раза, чем в Америке. В Европе дорогая электроэнергия, но мы и эти цифры уже превысили. Как выживать промышленности?
Те предприятия, которые ведут подготовку кадров, тоже сталкиваются с проблемой: работники в конце концов уходят. Во-первых, из-за недостаточного размера заработной платы, во-вторых, потому что рабочая профессия в обществе считается непрестижной. Надо работать над имиджем токарей, слесарей, поддерживать тех людей, которые работают. И беречь работодателя.

В Уфе тяжело развивать бизнес

Ильшат РЫСАЕВ, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и  управления при Президенте РБ:
- Выпускники школ, имеющие высокие баллы и большие амбиции, уезжают учиться в Москву и в другие ведущие города страны, так как наши вузы уступают и по качеству образования, и по структуре подготовки специалистов. Они медленно реагируют на запросы рынка труда, на спрос самих выпускников, которые не находят среди предлагаемых сегодня университетами республики специальностей, на которые хотели бы выучиться. Моя дочь в этом году уехала учиться в Москву, в Высшую школу экономики, по направлению «международные отношения». У нас в Башкирии нет вузов, которые бы полноценно обучили этой специальности. Не готовят у нас, к примеру, специалистов и для перспективной сегодня отрасли логистики. Зато все так же много юристов, экономистов, которыми рынок перенасыщен.
Уезжающие с невысокими баллами считают, что в Москве, где расположена половина университетов страны, поступить легче, пусть даже в какой-то вуз средненького уровня. Зато после окончания учебы не будет больших проблем с трудоустройством. По отзывам тех, кто закрепился в столице, открывать и развивать там бизнес намного проще, чем в Уфе. Здесь молодого предпринимателя ждут многочисленные административные барьеры.
Что касается вахтовиков, здесь причины однозначны: несмотря на официальную низкую статистику по безработице, на деле в сельской местности она все такая же высокая. Едут туда, где предлагают рабочее место и хорошую зарплату. Могли бы сельчан переманить производства в городах республики, но реальный сектор экономики у нас развит еще слабо – успешно действующих предприятий, которые способны платить достойную зарплату, не так много. Кроме того, жителей слабо информируют о том, какие предприятия у нас работают, какие специалисты нужны, то есть спрос и предложение плохо скоординированы.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЯ

Важнее найти призвание

Юлия Минибаева, родитель:
- Дочка в этом году заканчивает только 7-й класс, но мы уже планируем после 9-го уходить в колледж. Закончит его, получит специальность, захочет - продолжит образование, нет - работать пойдет. Нечего у нас в школе сейчас в 10-11 классах делать, все время уходит только на подготовку к ЕГЭ, деньги – на репетиторов. И ради чего? Только лишняя нервотрепка. А так хоть за эти же 2-3 года научится чему-то конкретному. Есть, конечно, среди моих знакомых те, которые нацелены только на вуз, но много и таких, которые тоже считают, что диплом о высшем образовании – это не гарантия успешности в жизни. Важнее найти свое призвание.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Рабочий нигде не пропадет

Максим Лёликов, лучший сварщик республики 2012 года:
- Я сразу после окончания школы в Субханкулово пошел в профучилище №43 учиться на электрогазосварщика. О том, чтобы рваться в вуз, и не думал, у меня отец – рабочий, поэтому для меня было очевидным, что сначала тоже нужно освоить конкретную профессию. На сегодня мой стаж – 13 лет, работал в Уфе, сейчас – в Туймазах.
Параллельно учусь в университете, хочу расти дальше, для этого есть все перспективы. Предприятие помогает, оплачивает учебу – очень удобно. Приходят к нам работать и ребята после института, зарплата-то у рабочих хорошая. Но умений никаких нет, элементарных вещей не знают, поэтому их выгоняют или понижают в должности, пока не освоят все с нуля. У меня недавно сын родился. Я точно знаю, что его тоже для начала отправлю осваивать рабочую профессию. Если что-то умеешь делать руками, то нигде не пропадешь. А получить «вышку» всегда можно успеть.

Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

Айгуль МУСИНА, Рафис ХАСАНОВ
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
РСХБ в Башкортостане наградил благодарственными письмами студентов-волонтеров аграрного вуза
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым