Башкирия: писатель и эпатаж

9 января 2014

9 января 2014.

Накануне Нового года стали известны лауреаты молодёжной республиканской премии имени Шайхзады Бабича. Впервые она досталась не национальному писателю. С Игорем Савельевым мы беседуем о тяжёлой творческой доле.


Медаль защищает

- А насколько значима премия - это признание на местном, российском, мировом уровне?

- Конечно, для Башкирии она важна. Даёт главным образом социальный статус. Суть не в деньгах, а в том, что лауреат более защищён. Условно говоря, можно прийти к главврачу больницы с медалью, и тебя положат в палату, а не в коридор. (Смеётся). Подстраховать себя от каких-то таких бытовых проблем. Человек приобретает вес в официальных кругах. Нечто подобное есть во многих субъектах.

- Как писатель вы не защищены социально?

- Если имеется в виду заработок, то я не живу на доход от литературы. Это невозможно даже в случае, когда тебя заметило солидное издательство: ну, 50 тысяч заплатят за книгу, а пишется она год. Крупные суммы получают единицы. Фигуры масштаба Дмитрия Быкова, Людмилы Улицкой и так далее. Вознаграждение в отдельных случаях исчисляется произвольными суммами и зависит от желания крупного издательства удержать автора у себя. Для известных писателей написание книг, в принципе, не является источником заработка. Многие существуют за счёт того, что, будучи раскрученными фигурами, выступают в качестве телеведущих, колумнистов.

- Как выживаете тогда?

- Работаю журналистом в информационном агентстве. Дополнительно пишу для СМИ, в том числе федеральных. Ничего оригинального нет. Но некоторые зарабатывают самым экзотическим образом. Пермский коллега Алексей Лукьянов, например, кузнец.

Не ушла из публичных сфер

- Писатели, наверное, тоскуют по благосостоянию советского времени?

- Если раньше члену Союза писателей СССР платили непонятно за что, то сегодня доход исчисляется продажей произведений. Это естественно, с какой стати человека должны кормить просто за то, что он писатель. Ныне принято стонать, что литература не играет особой роли. Большинству людей она не нужна как источник информации. Есть газеты, телевизор, интернет. Но, как показали события последних двух лет, она важнее, чем было принято считать. Во время активизации политической жизни, возбуждения СМИ и общества новыми идеями оказалось, что голос писателей по-прежнему слышен и от них многое зависит. Те же многотысячные «прогулки с писателями» в Москве как одна из форм протестных действий были неожиданными. Ведь до этого считали, что литература ушла из публичных сфер. Оказалось, нет.

- Почему на региональном уровне нет писателей в политике?

- Нельзя сказать, что я недоволен ситуацией в республике, она меня устраивает больше, чем на федеральном уровне. Меня волнует, например, инициатива российских депутатов об отмене 13 статьи Конституции РФ, запрещающей устанавливать какую-либо государственную идеологию как главную и единственную. В этом случае мои произведения потенциально могут быть ограничены в продаже.

- В республике сохранили Союз писателей. Что это дало? Преференции, говорят, получают заслуженные. Протаскивают свои публикации в печать, не дают дорогу молодым…

- По духу это несколько советская структура. Но не могу сказать что у её членов есть привилегии кроме статуса, который они сами создают. Особых «преференций», как и серьезной государственной поддержки, нет. Имеется в виду издательство «Китап»? Оно существует вне книжного рынка. Продажа книг завязана с коллекторскими сетями и крупными издательствами Москвы. Поэтому не только в Башкирии, но и в других регионах местным издательствам на рынке нет места. Да, можно создавать искусственные условия, открыть один-два магазина для продажи своей продукции, но принципиально изменить ситуацию не получается. Местные книги не востребованы рынком, и, что с этим делать, никто толком не представляет.

«Вверх на малиновом козле»

- Добиться известности сегодня непросто?

- Мне помогла российская премия «Дебют» для молодых авторов в 2004 году за повесть «Бледный город». Потом её опубликовали в «Новом мире». Так всё и завертелось. Дмитрий Быков несколько лет назад назвал литературу одной из немногих сфер, где работают социальные лифты для молодых, имея в виду разнообразные премиальные и конкурсные проекты на федеральном уровне. Пишущему человеку в 25 лет гораздо проще пробиться, чем сорокалетнему.

- Можно ещё громко заявить о себе эпатажем…

- Это тоже способ расширения общения с читателем. У нас так экспериментирует замечательная поэтесса Марианна Плотникова. Она сочетает свои стихи с элементами шоу, выступала с рок-группой, привлекая почитателей своего творчества. Недавно литераторы фотографировались в образе героев культовых книг. Меня запечатлели в образе героя «Бойцовского клуба». Сам не склонен к эпатажным акциям, но поддержать товарищей могу.

- Нужны ли региональные механизмы, чтобы выращивать своих Пушкиных и Достоевских?

- Нужна программа по возрождению частного книгоиздания. В Уфе были интересные эксперименты в этой области, но больше пары лет они не прожили по финансовым причинам. Вообще, на российском и республиканском уровнях нет идеи, как государство, власть могут выстроить свои отношения с литературой, чего они от нее хотят.

- У вас нет ощущения, что писатели варятся в своей среде, блогеры – в своей, художники – в своей?

- А это нормально. Где должны вариться блогеры? На телеэкранах и в высоких кабинетах, что ли? То же и с писателями: да, это тесная среда, закрытая, почти секта. Но есть один нюанс. Почему именно они стали востребованы на протестной волне 2011 года? Выяснилось, что у них другой уровень обобщения, образа мыслей. Писатель не зря тренировал свои мозги, оттачивал слог. Когда спрос на политическое высказывание появился, он пришел более интеллектуально подготовленным. Писатель оказался лучшим блогером, лучшим аналитиком, лучшим оратором, то есть победил в эволюции. Многие именно тогда стали вести в газетах и журналах свои колонки.

– Над чем работаете? Говорят, пишете сценарий о Рудольфе Нурееве для известного артиста Данилы Козловского…

– Неделю назад закончил и сдал в издательство роман под названием «Вверх на малиновом козле». Это немного провокационная вещь с попытками опрокинуть западную эстетику 60-х годов в наше время. Не скажу, что я пошел по пути Бертолуччи с его «Мечтателями», но, с другой стороны, почему бы и нет. Что касается сценария о Рудольфе Нурееве, это действительно была идея Данилы Козловского. Когда проект будет доведен до ума - зависит не столько от меня, сколько от многих обстоятельств. По крайней мере, у нас с Данилой есть несколько рабочих «прототипов» сценария, которые я подготовил за последний год, и мы пока просто обсуждаем их. 

Досье

И?горь Саве?льев родился в 1983 году в Уфе.

Прозаик, литературный критик, журналист. Публиковался в журналах: «Новый мир», «Знамя», «Литературная учёба», «Урал», «Бельские просторы», «Волга». Автор  книг «Бледный город» (2004) и «Терешкова летит на Марс» (2012).

Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Как идёт превращение Уфы в «город-сад»?
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым