Когда пассажира в Башкирии повезут цивилизованно?

20 апреля 2017.

Ждать этого нам придётся долго. К такому невесёлому выводу можно прийти по результатам дебатов на прошёдшем вчера пресс-завтраке. Власть обещает вместительными автобусами заполнить улицы столицы Башкирии, вернуть на них разветвлённую трамвайную сеть. Частные извозчики утверждают, что сокращение автопарка пассажирского транспорта породит его дефицит.

Нет единства мнений

По словам Сергея Храмова, начальник управления транспорта и связи уфимской администрации, в советское время на городские линии выходило около 1000 единиц техники государственных перевозчиков «Башавтотранс» и МУЭТ, сейчас в мегаполисе работает 3,8 тысячи транспортных средств «различных форм собственности». Проблема перевозок в городе решена, считает чиновник.

- В любую часть города можно доехать максимум с одной пересадкой, - пояснил он. - Хотя по стандартам для городов с населением в 500 тыс. человек допускается 2 пересадки. В день осуществляется 800 тысяч поездок. Мы фиксируем только 2-3 жалобы на качество.

Среди проблем отрасли он назвал скопление транспорта на остановках, порядок установления перевозчиками платы за проезд, ситуацию с проведением «конкурсов по узакониванию маршрутов, которые работают и востребованы жителями».

- Согласно нашим планам в течение 5 лет мы должны сократить количество подвижного состава с одновременным увеличением вместимости пассажиров на 10%, - сказал он, говоря о перспективах развития этого рынка.

Его оборот, по мнению чиновника, составляет 6,5 млрд рублей, из них около 30% уходит на покупку ГСМ и запчастей, 30% на зарплату водителям.

- Власть нам говорит, что надо сократить всех и оставить одного перевозчика, - заявил Владимир Варицкий, зампредседателя Союза автопредпринимателей республики. - Вместимость автобусов увеличат, количество пассажирского транспорта сократят. Но чтобы большие автобусы получали прибыль, нужна их наполняемость. А как её обеспечить? За счёт увеличения интервала движения и скопления пассажиров на остановках.

За накатанный маршрут

Выразил он недовольство и тем, как проводятся конкурсы. Карты маршрутов выдают не тем, кто осуществляет сегодня перевозки.

В ходе разговора помянули войны автоперевозчиков. Напомним, что в феврале спор автоизвозчиков у базы отдыха «Ташлы» за маршрут Уфа-Иглино перерос в драку с применением бит и травматического оружия. Были пострадавшие. В марте в Уфе у автосалона на улице Жукова убили Амирьяна Валиуллина, занимавшегося пассажирскими перевозками в пригороде республиканской столицы. В следственном управлении СК РФ по РБ считают, что причиной его смерти стала профессиональная деятельность. «По версии следствия, 29 марта 2017 года 46-летний предприниматель и 39-летний индивидуальный предприниматель в сфере пассажирских перевозок встретились для выяснения отношений по поводу распределения маршрутов», - сообщает ведомство. В ходе разговора между мужчинами возник конфликт, и А. Валиуллину его оппонент нанес смертельный удар ножом. Подозреваемый уфимец арестован, ему предъявлено обвинение в убийстве.

- Кто виноват в этом? – задался вопросом В. Варицкий. - Маршрут Иглино-Уфа обслуживала одна компания, но выдали свидетельство другим, тем, кто здесь не работал. Администрация силовым методом пытается насадить своих перевозчиков.

- В соответствии с законом тот, кто предоставил нужные сведения,  получил свидетельства и маршрутные карты и осуществляют перевозки, - прокомментировал Рамзис Искандаров, представитель Госкомтранса Башкирии. - А другой остался без маршрутной карты, хотя считает себя правым, если по факту накатал маршрут, что приводит к войнам.

- Наш транспорт ходит по расписанию, пустой он или нет, - возмутился Аскар Фазлыев, генеральный директор МУЭТ. – Мы выполняем все требования по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности. А предпринимателя проверять нельзя. 1,5 млрд в год налогов мы платим с «Башавтотрансом», частные перевозчики - 25 млн рублей в год. Для них главное - прибыль, для нас - безопасность пассажира.

- Некоторые категории перевозчиков не хотят показывать свои обороты, - добавил Р. Искандаров

- Почему убыточные государственные и муниципальные предприятия поддерживаются из бюджета? – ответил вопросом В. Варицкий.

Аварийное старьё

Вскрылись другие проблемы.  По словам Фаниса Батырова,  индивидуального предпринимателя, средний возраст машин на его предприятии 7-8 лет. Обновить парк сложно.

- Мы берём технику в лизинг или в кредит, - пояснил он. – В 2001 г., когда начинал работать в этой отрасли, «Газель» стоила 175 тыс. руб., а проезд - 15 руб. Сейчас за него берём 20 рублей, а за нижегородский микроавтобус надо отдать 1,5 млн руб. А ещё ежегодная страховка 150 тыс. Чтобы обновить подвижной состав, надо поднимать стоимость проезда до 30 руб.

Тем временем по данным ГИБДД, в республике за пять лет количество ДТП с участием пассажирского транспорта выросло более, чем в два раза. Если в 2011 г. их было 86, то в 2016 – 204.

-  За три месяца этого года произошло 46 ДТП, из них 36 в Уфе, с участием автобусов, - доложил  Расим Хасанов, представитель республиканской госавтоинспекции. - 3 человека погибли, 73 получили травмы. За это время зафиксировано более 25 тыс. нарушений ПДД водителями автобусов.

Когда же наведут порядок в этой отрасли, поинтересовались мы. А. Фазлыев убеждён, что при надлежащем финансировании в течение 10 лет Уфа сможет получить разветвлённую трамвайную сеть, которая соединит северную и южную часть муниципалитета. А вот по автобусному транспорту С. Храмов не стал называть конкретные сроки. Заметив, что в ближайшие год - два предстоит сплошное обследование пассажиропотока в городе и прилегающих к нему районах. Это нужно для того, чтобы получить рекомендации по изменению имеющейся маршрутной сети.

Алексей ШУШПАНОВ


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: в сады – по воздушной дороге
Башкирия: все заголовки пятницы 28 апреля
Башкирия: в Уфу прибудет агитационный поезд
Башкирия: в Уфе за один день очистят больше 100 гектаров парковой зоны
Башкирия: названы лидеры дошколят
Башкирия: мемориал ушедшим на фронт поможет установить Владимир Путин?
В Башкирии пчеловодов просят поддержать субсидиями