Башкирия: Почему в моде ислам?

26 октября 2016

26 октября 2016.

Насколько совместимы хиджабы, бизнес и благотворительность?

Для Муниры-ханум вера - это убеждение. Фото из архива М.Байгильдиной

На улицах, в учреждениях всё чаще встречаются люди в хиджабах, в тёмной одежде до пола. Разве мы перестали быть светским государством?

И. Идрисов, Уфа

Ношение религиозной одежды и приверженность к истинной вере не может быть препятствием в карьере и бизнесе, считает предпринимательница Мунира БАЙГИЛЬДИНА, председатель Дамского общества мусульманок Уфы и основательница мечети «Мунира».

Чем страшен платок?

- Мунира-ханум, почему на улицах, в светских учреждениях стало много женщин в хиджабах? Что у них общего с башкирскими и татарскими одеждами?

- Большой платок у башкир называется кушъяулык - это и есть хиджаб - «покрывало». В скандинавских странах это может быть капюшон, в арабских пустынях паранджа. Почему стало много женщин в хиджабах (в платках)? Видимо, в обществе стало меньше добра, и люди ищут его в первоисточниках.

В Казани на исламском форуме один из имамов задался вопросом: почему наши женщины, стремясь подчеркнуть мусульманскую веру, одеваются в арабском стиле? У нас есть свои национальные традиции, отвечающие религиозным требованиям: платок, полностью закрывающий волосы, длинный рукав, воротник-стойка, длинная юбка. Правильнее будет одеваться так. Кое-какие части тела женщина должна скрывать от посторонних взглядов. И такое положение есть не только в Исламе, но и в других мировых религиях. А многие девушки - татарки и башкирки - носят короткие юбки, глубокое декольте. Зачем же провоцировать? Я вижу прямую связь между ростом числа маньяков и разнузданной модой. Поэтому между современной открытой одеждой и закрытой «арабской» – выберу второе. К тому ж сегодня есть возможность совместить традиции и моду: большой выбор нарядных платков, множество способов красиво подвязать их, специальные бутики и др.

- Но одно дело – нарядное платье, красиво повязанный платок, другое – черный хиджаб, вызывающий не лучшие ассоциации…

- Согласна, это действует несколько устрашающе. Наш Пророк любил белый и зелёный цвет. Надевать хиджаб черного цвета - это обычай какого-то народа, в Исламе такого требования нет.

- Нельзя во время исполнения религиозного обряда, посещения храма соблюдать исламский «дресс-код», а в обществе – светский?

- Нельзя быть наполовину мусульманкой – это лицемерие. Или да, или нет. Все молодожёны считают нужным прочитать никах. Это правильно, но после него многие спрашивают: теперь можно снять платок? И на молитву не приходят. Для них никах – не вера, а просто ритуал, национальная традиция.

Помню, больше 20 лет назад, будучи депутатом райсовета, я пришла на заседание в модном белом костюме и мусульманской чалме (после серьёзного ДТП приняла веру и дала себе слово жить по канонам ислама). На вежливую просьбу снять головной убор ответила отказом. Когда инцидент повторился, я обрилась налысо (а волосы у меня были длинные) и в следующий раз в ответ на просьбу снять чалму показала бритую голову. Больше не приставали. Вера должна быть убеждением.

- Раз это мода – значит, явление проходящее?

- Думаю, нет. Женщины видят в этом красоту. Мне уже никто не прикажет снять платок или чалму, и им так же.

Где хочется умереть?

- Считается, что религия способствует укреплению моральных ценностей. В последние 20 лет открылось много храмов, но выросла ли нравственность?

- Ломать легко, а строить трудно и долго. Конечно, само по себе количество мечетей, церквей, молельных домов не укрепляет веру, если там не ведётся работа. А квалифицированных, искренних имамов ой как не хватает. Сложилось мнение, что в религию «ударяются» люди, которые оступились или понесли какую-то утрату. На днях ко мне в мечеть пришла женщина: «Помогите похоронить маму по мусульманским канонам». Спрашиваю: «Она просила с муллой проводить?» Конечно, говорит, мы же татары. Но национальность автоматически не означает принадлежности к мусульманам. Аргумент, что у кого-то под кроватью стоит кумган, смешон. Сам по себе это просто предмет гигиены, обязательный, но не достаточный атрибут. Истинный мусульманин соблюдает пять столпов ислама: пять раз в день читает намаз, соблюдает уразу, совершает хадж, выплачивает закят (обязательную ежегодную милостыню, если у него есть недвижимость стоимостью больше 80 г золота) и считает Аллаха единственным Богом. Это известно всем, но мало кто соблюдает эти пункты.

- А тот, кто не может позволить себе хадж, разве не вправе считаться мусульманином?

- Я сама пока не была в хадже, только мечтаю. Одинокий человек может совершить паломничество на последние деньги. Если на нём иждивенцы, он должен оставить в доме столько денег, сколько нужно до его возвращения. Если дети останутся голодные, хадж ему не примется. Женщина должна ехать в сопровождении мужчины, пусть это даже малолетний племянник. Если мужчины нет, лучше просто отдать деньги на благотворительность. И желательно оставить завещание на случай смерти в хадже. Для убежденного мусульманина это счастье. Кстати, сейчас многие ездят в Булгар, считая это за малый хадж. Но это не так, хадж совершается только в одном направлении.

- Почему у многих исламская религия ассоциируется с агрессией, терроризмом?

- Люди плохо информированы, у многих извращённое понятие об исламе, у обывателей он ассоциируется с радикализмом, потому что на эту тему что ни день – отрицательные новости, и они тщательно муссируются. Почему-то группировку ИГИЛ связывают с исламом… Там нет ничего от религии, это просто бандиты, которые дурят мозги простым людям.

Считаю, пришла пора создать при Госдуме мусульманскую фракцию, как в дореволюционной российской Думе. Такое представительство способствовало бы укреплению положительного имиджа ислама в целом и российского мусульманства в частности.

Как арестовали чайник?

- Вы глубоко религиозный человек и одновременно бизнесвумен. Эти понятия совместимы?

- Вполне. Я сдаю в аренду недвижимость и стройинструмент, веду ведомость – сколько выручила, потом согласно канонам одну сороковую часть направляю на нужды мечети. К слову, в этом году – 15 лет с момента начала её строительства. И уже больше 10 лет она работает. У нас проходят заседания уфимского дамского общества, клуба знакомств, памятные вечера, культурные мероприятия. В моем же личном распоряжении – только комната в тридцать метров, кухня и санузел – больше человеку и не нужно.

Последние три года билась с налоговиками, которые насчитали мне сумасшедшие суммы с земли и недвижимости, исходя из установленной ими кадастровой стоимости – 47 млн рублей! Якобы эту площадку (мечеть) я использовала под нужды бизнеса. Арестовали все здания, землю, машины, имущество, даже чайник и холодильник. Судебные приставы в прямом смысле не давали проходу, арестовали мою пенсию, хотя это грубое нарушение. Я добилась снятия арестов со всех счетов, возвращения всех несправедливо изъятых денег. Им потребовалось семь месяцев, чтобы признать ошибку. Я боялась, что, если умру, не заплатив налогов, сгорю или Всевышний не даст мне два метра земли. Сегодня, добившись справедливости, готова к воплощению новых проектов.

- Каких, например?

- Давно вынашиваю идею открыть дневной стационар для пенсионеров: утром взрослые дети оставляли бы здесь своих родителей, пожилые люди общались бы, учились ремеслу, полезным навыкам, а вечером отправлялись домой. Не оставляю мечту организовать мусульманский детсад. Уже 5 лет провожу хоккейные турниры для местных детишек, заливаю лёд на площадке у мечети. Детям в Нижегородке совершенно негде проводить время, единственная футбольная площадка при школе переполнена. Если бы не тяжба с налоговой, давно заасфальтировала бы поле и застелила специальное покрытие. Вернут долги – в первую очередь займусь этим. Кроме того, на свои деньги покупаю юным спортсменам форму, спортинвентарь, призы и др. Правда, потом чиновники от образования заносят эти мероприятия в свои отчёты. Ну да Бог с ними, лишь бы не мешали.

Трудности открыли во мне второе дыхание и уверенность, что есть ещё справедливость в этом мире и, если приложить ум и хладнокровие, можно свернуть горы.

Досье

Мунира БАЙГИЛЬДИНА.

Родилась в Уфе. Окончила торговый техникум, медресе «Галия». 40 лет проработала в торговле. Была депутатом горсовета по Ленинскому району.

Учредитель спортивного клуба «Урал».

Светлана ИСТОМИНА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
РСХБ в Башкортостане наградил благодарственными письмами студентов-волонтеров аграрного вуза
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым