Башкирия: Неожиданные последствия смены УК
30 марта 201630 марта 2016.
Существует расхожее мнение, что эффективно управлять многоквартирным домом - дело нехитрое и с этой задачей могут справиться все кому не лень, да еще при этом хорошо заработать. Профессионалы утверждают, что это большое заблуждение. Наглядное подтверждение - ситуация, сложившаяся в Салавате.
Первомайская, 2/1. Экономить на обслуживании получается только за счет снижения качества и количества услуг, таких как уборка снега, вывоз мусора и т.п. Фото автора
Обещать - не значит сделать
Перспектива аккумулировать на своих счетах средства населения, предназначенные на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций, привлекает многих. Неудивительно, что управляющие компании плодятся как грибы после дождя. Только за последние месяцы в Башкирии лицензию на деятельность по управлению многоквартирными домами получили более десяти новых структур. Казалось бы, чем выше конкуренция, тем лучше для потребителя. Однако опасность кроется в том, что в эту область приходит все больше людей, у которых, кроме желания подзаработать, нет ничего: ни опыта работы в ЖКХ, ни средств на развитие бизнеса.
Компания «Пегас» появилась в Салавате, где уже работают 20 УК, летом 2015 года и сразу же начала активно заключать договоры на обслуживание, предлагая населению очень выгодные условия. Возглавил её индивидуальный предприниматель Дмитрий Фирсанов, который до прихода в ЖКХ попробовал себя в разных сферах бизнеса.
- Дома начали уходить в новую УК ещё осенью, - рассказывает Светлана Шишкина, директор управляющей компании «ЖЭУ-2». - Извещения о проведении собраний распространялись конспиративно, нас на них никто не приглашал. Да и сами собрания, по нашим данным, проводились с многочисленными нарушениями. Ходили по квартирам, предлагали людям поставить подпись в знак согласия прийти на собрание, а затем эти подписи оказались подшиты к протоколам. Как это расценивать?
- Дело в том, что жилой фонд у нас очень старый - многие дома возводились ещё в середине пятидесятых, их износ составляет почти 100%, - объясняет ситуацию Шишкина. - Поэтому стоимость услуг за содержание - где-то 16, где-то 18, а где-то и 20 рублей за квадратный метр общей площади квартиры. Кроме того, много домов по 8-12 квартир, а это самые дорогие в обслуживании жилые здания. Новая УК предложила расценки ниже, чем наши. Понятно, что людям только того и надо, но они не задумываются, за счет каких средств получается такая экономия? За счет отказа от ряда услуг. К примеру, отказались от механизированной уборки придомовой территории, не заключен договор на аварийное обслуживание.
- В новой УК нам пообещали снизить цены на обслуживание, это был главный аргумент в их пользу, - рассказывает Бэла Добровольская, жительница дома улицы Первомайской, 2/1. - Но тариф на содержание остался прежним - 18,77 рубля. Получается, что нас просто обманули.
Жители дома по улице Колхозной, 1/6, которые также поверили обещаниям управленцев, не только не сэкономили, но и столкнулись с серьезными неудобствами и понесли дополнительные расходы. Несколько дней январских каникул им пришлось провести без горячей воды и с едва теплыми батареями - сломался элеваторный узел. Своими силами специалисты новой УК починить его не смогли. Результат - трещины на стенах, отклеившиеся обои, поврежденная мебель. А ведь требовался лишь небольшой ремонт, который аварийная бригада сделала бы за несколько минут. Пострадавшим пообещали все поменять и отремонтировать, однако пока ничего не сделано.
Система плодит рейдеров?
Управленцы, у которых компания Фирсанова увела дома, подали протест в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору в связи с неправильно составленными протоколами собраний. Специалисты Госкомитета подтвердили, что нашли в них разного рода нарушения.
- Мы работаем по обращениям граждан, - говорит Илянура Оксина, ведущий жилинспектор Госкомитета по государственному и жилищному надзору по Южному округу. - В частности, проверяем протоколы собраний в ряде домов, перешедших в новую УК. Все протоколы, где были выявлены нарушения, направлены в суды, но пока решений по ним нет. Жители должны сами прийти к соглашению, нужно ли оставаться в данной УК или искать другую.
Вот как оценивают положение дел в крупнейших салаватских УК.
- Тарифы мы рассчитываем в соответствии со стандартами обслуживания, законодательно утвержденными Правительством РФ, составляем список необходимых работ и услуг, - говорит Анастасия Пояркова, директор ООО «Жилкомзаказчик». - Удешевить стоимость можно только за счет ухудшения качества обслуживания. Например, сократив дворников или отказавшись от выполнения работ по текущему ремонту.
Первопричиной неблагоприятной ситуации в ЖКХ стала существующая в РБ система лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
- Сама система лицензирования, действующая в республике, ведет к появлению сомнительных фирм, недобросовестной конкуренции и рейдерства в сфере ЖКХ. Чтобы получить лицензию, руководителю достаточно сдать экзамен. Это в корне неправильно. Необходим контроль персонала, чтобы в УК был хотя бы минимум специалистов: слесарей, электриков, дворников и т.д. А то доходит до смешного - «свежеиспеченные» УК ищут слесарей и электриков по газетным объявлениям! А случись авария, сколько придется искать специалиста? - говорит Радик Миниахметов, председатель СРО, объединяющего жилищников республики.
Не в восторге от существующей системы и представители Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору: «система лицензирования работает плохо и не ограждает от попадания на рынок непрофессионалов, а иногда и мошенников».
Жилищное законодательство РФ наделило собственников помещений достаточно большими правами и полномочиями. В то же время на них возложена обязанность надлежащего содержания общедомового имущества. Поэтому принятие решений о смене управляющей компании должно основываться не на снижении платы за содержание, а на возможности УК обеспечить безаварийное функционирование дома на долгосрочный период.
Эмиль ШАЯХМЕТОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
RSS |
Другие новости рубрики «Общество»:
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым