Башкирия: Несправедливость в ЖКХ порождает пассивность людей
5 июля 20175 июля 2017.
Почему сфера ЖКХ самая скандальная и можно ли там победить коррупцию? Об этом наш разговор с юристом Вадимом БЕЛЯКОВЫМ, создателем сайта Ufacity.me, куда стекаются жалобы уфимцев на нарушения в коммунальном хозяйстве.
Разобраться самостоятельно в начислениях невозможно. Фото luchegorsk.ru
«Нарушений нет»
- Вадим, недавно вы сами стали героем небольшого скандала: в нескольких ЖЭУ Уфы разбросали листовки, в которых вас выставляли аферистом, делающим бизнес на доверии уфимцев. Как началась и чем закончилась эта история?
- Предполагаю, что пошло это после того, как мы массово от имени жителей стали подавать иски в суды на УЖХ Октябрьского района по нарушению в начислении отопления. Там очень большие суммы ущерба, никто так активно еще с УЖХ не судился. И, видя, что жители нам доверяют, вероятно, решили сделать вброс для неподготовленных пенсионеров. История пока не закончилась, полиция проводит проверку. В любом случае с клеветой разберёмся, доведу дело до финала, потребую как минимум признать информацию, размещённую обо мне, не соответствующей действительности.
- Почему, на ваш взгляд, сфера ЖКХ - самая скандальная, коррумпированная и неуязвимая с точки зрения наказания виновных?
- Отрасль чрезмерно зарегулирована законодательно. Чтобы разобраться в начислениях, надо перелопатить огромный массив данных, а это редко кому удается. Чтобы понять, откуда взялись, например, суммы за отопление, надо написать в управляющую компанию (УК) – ответ придёт в течение месяца. И, как правило, отписка. Если ответ не устроил - обращаться в прокуратуру, Госжилинспекцию или в суд. Это тоже занимает время, к тому же везде надо просить, торопить – не у всех хватает терпения и сил. Тем более, чаще всего отвечают, что все нормально, нарушений нет, если не согласны, идите в суд. А в суд пойдет ну, может, один из 100.
- С какими жалобами к вам чаще всего обращаются?
- Большинство – коммунальные платежи и всё, что связано с содержанием. Этой зимой нас завалили жалобами на неубранный снег. И, кстати, есть выигранные суды. Одна УК подала на апелляцию, ждём результата. Отдельная проблема - сокрытие информации со стороны УК. Мало кто из них поддерживает обратную связь с населением, расшифровывает пункты своих отчётов. И это длится много лет.
Всегда много жалоб на переплату за отопление. Собственники возмущаются, почему при наличии теплосчётчиков им начисляют плату не по показаниям приборов, а по нормативам, а в конце сезона не делают перерасчёт.
- А если по счётчику? Могут жильцы сами разобраться в показаниях и правильности начислений?
- Простому человеку это практически не под силу: формула расчёта занимает целую страницу. Поэтому здесь у УК полная свобода для «полёта фантазии», и они этим пользуются. Другой момент: установка, поверка и замена счётчиков – обязанность управляющих компаний. Если в течение трёх месяцев не поставили – по решению Верховного суда это нарушение, вовремя не оказанная услуга, и всё, что начислено, – последствия бездействия. Этот момент тоже можно оспаривать в суде. Сейчас мы инициировали судебные разбирательства по обращению жильцов 93-х домов в Октябрьском районе, в которых по странному совпадению одновременно вышли из строя общедомовые счётчики, но УК не удосуживается их менять.
Штраф из прибыли
- Какая из управляющих компаний Уфы, по вашему опыту, самая проблемная?
- Если брать крупные и исходить из объёма жалоб, то Орджоникидзевский и Октябрьский УЖХ. Отчасти это объясняется большим количеством обслуживаемых домов и старым жилфондом. Тут всё: и низкое качество обслуживания, и неработающие лифты, и переплата за отопление, и поддельные протоколы собраний собственников…
- Есть ощущение, что подделка протоколов у нас поставлена на поток и стала вполне обыденным явлением…
- Увы, это так. Взять любую управляющую компанию - 99 % протоколов написаны в кабинетах, даже если они влекут финансовые последствия для жильцов. Два года назад за это введена уголовная ответственность, но пока не припомню ни одного возбуждённого уголовного дела. Из МВД, куда прокуратура передает такие дела, приходит отказ. Яркий пример того, что норма есть, но она не работает. Возбуждают дела и на руководителей жилищных компаний, но пока ни один не понёс наказания. А многие идут на повышение. Как, например, бывший директор Советского УЖХ, фигурант дела в громкой истории с теплосчётчиками. Сейчас он директор ЕРКЦ.
- Много ли жалоб на нарушения сроков отключения горячей воды?
- Поток обращений формируется, как правило, к середине лета. По закону период отключения не может превышать 14 дней (даже с включениями на выходные), но эти сроки повсеместно нарушаются. В подобных случаях жильцы вправе требовать перерасчёт. Если управляющая компания отказывает - опять же дорога в суд. В госжилинспекцию обращаться бесполезно, там ответят, что выдали предписание. Непонятно только: графики отключений размещают на общедоступных ресурсах за несколько месяцев вперёд, ГЖИ знает, что грядёт «плановое» нарушение, но почему-то ничего не предпринимает.
Вообще, жилинспекция и прокуратура работают крайне неэффективно, не хотят заниматься нарушениями в коммунальной сфере и наказывать виновных. Даже свои полномочия выдавать предписания ГЖИ применяет далеко не всегда, но, даже если выносит, не контролирует их выполнение. В результате жильцы вынуждены тратить время на бесконечную (и иногда бесполезную) переписку, а у УК нет мотивации исполнять их предписания.
- Получается, в деле защиты интересов жильцов это совершенно бесполезные структуры?
- Получается так. Хотя именно ГЖИ выиграла суд против энергоснабжающей компании о перерасчёте платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Правда, согласно решению суда возвращать переплату жильцам должны по умолчанию, а не по заявительному принципу, как это происходит сейчас, когда люди вынуждены бегать, писать заявления и т.п. Опять же узаконенное нарушение.
Никому не нужны
- Думаю, власти вас не очень любят? Сотрудничаете с другими структурами, призванными защищать интересы жильцов?
- С городом у нас отношения неплохие, но, к сожалению, они не имеют механизмов влияния на управляющие компании, поскольку ЖКХ – это коммерческая сфера. При Госсобрании, госструктурах есть различные комиссии, общественные советы и т.п., но это больше ширма, имитация заинтересованности и бурной деятельности. На словах нас поддерживают, но когда предлагаешь конкретные дела – тишина, все сразу самоликвидируются. Есть общественные организации «Башдомком» и Региональный центр общественного контроля ЖКХ, но лично я не видел с их стороны проявления какой-то активности по защите прав жителей, особенно при массовых и серьезных нарушениях, которые касаются очень многих.
- Где же искать правды?
- Реально только в суде. Но, как показывает практика, далеко не все последуют совету, потому что нужно нанимать юриста, платить (в среднем 15 тыс. рублей), правильно заполнить бумаги, предъявить доказательную базу… К тому же от момента подачи документов в суд до вынесения решения может пройти до полугода. Но в суде хоть какой-то результат гарантирован.
К сожалению, люди утратили веру в справедливость, и это порождает апатию и пассивность. Люди уже не верят, что что-то можно изменить. Вот одна из жалоб, поступивших к нам на сайт: в доме две или три недели не работал лифт. Жильцы в чатах и на кухнях возмущались, мамаши с колясками и старики карабкались по лестницам, но никто не пошевелился, даже письмо в УК не написал. Один человек сознательный нашелся – подал в суд и выиграл. Компанию оштрафовали, людям сделали перерасчёт.
- Но штрафы, как принято считать, берут из сборов жильцов. Получается, не в их интересах наказывать управляющие компании?
- Ещё одно заблуждение, которое насаждается чиновниками и коммунальщиками, чтобы сдерживать активность жильцов. Никто не вправе брать деньги из статьи «Содержание» или какой-то другой. УК – коммерческая организация, которая имеет прибыль, выплачивает зарплату. Нарушаешь – плати из своей прибыли, из зарплаты либо уходи с рынка и уступи это право тем, кто может работать. Когда-нибудь мы доживём до здоровой конкуренции в этой сфере. С этой гидрой, какой является ЖКХ, бороться тяжело, но надо. Не получается самостоятельно, можно обратиться к общественникам, хотя мы тоже не в силах обуздать весь объём жилищно-коммунальной истерии. Поэтому надо действовать сообща и наконец понять, что рассчитывать собственникам приходится только на себя, мы со своими проблемами никому не нужны.
ДОСЬЕ
Вадим БЕЛЯКОВ.
Родился в 1979 г. в Комсомольске-на-Амуре. Окончил Уфимский юридический институт МВД РФ. Работает руководителем общественной организации по защите в сфере ЖКХ «Правоград».
АНЕКДОТ
Судя по квитанции за ЖКХ, из крана у меня течет «Баржоми», мусор вывозят на «Лексусе», домофон в РОУМИНГЕ, а снег чистит сам глава администрации.
Записала Светлана ИСТОМИНА
RSS |
Другие новости рубрики «Экономика»:
Путин помирил СНОС и "Каустик". Ненадолго
«Башавтотранс» потерял 16 млн. рублей – несмотря на внедрение системы контроля «Глонас-GPS»
АФК «Система» начала процесс объединения «Башнефти» и «РуссНефти»
Lenovo в Уфе
Мы ждем перемен
В «Геострое» выстроили дело