Башкирия: Какая течёт вода из-под крана спустя 25 лет после фенольной катастрофы?
8 апреля 20158 апреля 2015.
25 лет назад в Уфе случилась экологическая катастрофа – в питьевую воду попал фенол. Что стало причиной, как реагировали горожане, извлечены ли из этого уроки, Рассказывает химик, профессор Марс САФАРОВ, возглавлявший оперативно созданный в те дни Объединенный комитет общественных организаций («ОКОО»).
За водой выстраивались в очередь.
«Живая цепь».
«Живая цепь»
- Марс Гилязович, как фенол попал в водопровод?
- Фенол делали на заводе «Синтезспирт». По трубам через Бирский тракт его качали на «Химпром», где из него производился хлорфенол. На «Химпроме» затеяли ремонт, трубы закрыли заглушками, изолировав от производства. Неувязка вышла, когда ремонт завершился: заглушки сняли, но с производством трубы ещё не соединили. А «Синтезспирт» возобновил закачку фенола. На территорию вылилось несколько десятков тонн химического вещества. А фенол удивительно напоминает рыхлый лёд - он слился с лежавшим снегом. Заводчане, конечно, убрали с территории то, что обнаружили, но многое осталось. Наступил апрель 1990 г., снег начал таять, фенол растворялся в талой воде и утекал в ливневую канализацию, оттуда – в реку Шугуровку, которая впадает в Уфимку. А на ней стоит водозабор, который снабжает весь город водой. Из кранов потекла жидкость с характерным запахом карболки. В первые дня два город вообще находился в неведении, потому что никаких разъяснений власти не давали. Только потом сориентировались. Под давлением общественности краны перекрыли. Воду стали подвозить в город в цистернах, за ней выстраивались огромные очереди.
- Говорят, именно тогда впервые в истории Уфы прошли экологические митинги…
- Это была тяжёлая пора. Экономика в упадке, страна на грани развала. Народ молча терпел отсутствие работы, зарплаты, продуктов. Однако когда посягнули на возможность пить чистую воду из-под крана, словно взорвался. 8 апреля на Советской площади собралась толпа разъярённых горожан – это был первый полустихийный митинг, прошедший на волне фенольных событий. На нём решили создать ОКОО, чтобы добиться принятия правительством мер по улучшению экологии Уфы. Я являлся председателем башкирского президиума Всероссийского общества охраны природы, поэтому оказался в гуще события. Я же и возглавил движение. Мы устраивали акции, вели информационную пропаганду. Я столько выступал по телевизору, что меня уже на улице узнавали. Самой масштабной стала акция «Живая цепь». 40 тысяч человек, взявшись за руки, вытянулись по оси улиц от нынешнего Белого дома на ул. Тукаева до самого «Химпрома». В течение часа люди молча и спокойно выражали свой протест. И это действовало намного сильнее оголтелых криков на площадях. Параллельно шла работа над детализацией постановления. Глава республики Рустэм Хамитов тогда являлся председателем экологической комиссии Верховного совета Башкирии. Он не покладая рук работал над проектом постановления, формулируя мероприятия для улучшения экологической ситуации в Уфе.
Пить безопасно?
- Сумели ли добиться нужного результата?
- Уже летом 90-го было подписано
постановление Совета министров №556 «О первоочередных мерах по охране окружающей
среды в гг. Уфе и Благовещенске». Там расписаны все болевые точки. О том, что надо
скорее запустить новый водозабор – северный ковшовый. Он строился, но выделенные
ресурсы позволили закончить работу в короткие сроки. Ещё одним важным пунктом являлось
строительство станции озонирования на Южном водозаборе. Поскольку в трубы попал
фенол, воду нельзя было хлорировать, так как при этом образуются ещё более ядовитые
соединения. А озон вкупе с угольным фильтром позволял производить безопасную и эффективную
очистку. Станция должна была появиться в 1993 г.
Но распался СССР, ухудшилась экономическая ситуация. Пришедший к власти Ельцин пообещал,
что всё-таки изыщет средства. Он дал разрешение на продажу двух эшелонов нефтепродуктов
за рубеж. Вырученные 3,4 млн долларов должны были
стать авансом для французских специалистов по строительству озонаторной станции.
Эшелон с нефтью ушёл, но куда делись деньги –неизвестно. К строительству
станции так и не приступили. А потом разговоры о её ненадобности поставили на ней
крест.
- Среди горожан есть мнение, что мы до сих пор пьём воду с фенолом, ведь трубы не меняли. Так ли это?
- За 25 лет фенол давно вымылся из труб. На момент утечки его концентрация в воде была в 32 раза выше нормальных значений, сейчас показания в норме.
- Значит, сегодня вода из-под крана полностью безопасна для питья?
- Историческое расположение наших заводов и Южного водозабора неправильное. Скважины бурят выше города по течению реки – так сделали с Северным водозабором. А с Южным всё наоборот: он стоит ниже по течению, зато выше - вся «нефтянка». Это означает, что любые стоки с промышленных территорий, попадая в реку, так или иначе доходят до городского водозабора. Считали, что эффект разбавления в речной воде не позволит превысить предельные нормы химических элементов, но случай с фенолом показал, что может. Заводы и Южный водозабор уже не снесёшь. Правильнее дополнить имеющуюся сегодня неплохую систему очистки воды в Южном озонатором и угольным фильтром. Тогда вода была бы как слезинка.
- А вы дома очищаете воду?
- Да, использую для этого самый простой вид угольного фильтра отечественного производства. Он дёшев и эффективен. Методы очистки с помощью мембранных фильтров обратного осмоса считаю не совсем разумными. Такая установка обходится дорого, даёт безжизненную дистиллированную воду, в домашних условиях в ней невозможно растворить необходимые организму соли. А зачем нужно кардинально обеззараживать воду, которая проходит на водозаборе тройную фильтрацию, с запасом продезинфицирована хлором (за 100 с лишним лет существования уфимского водопровода не было ни одного случая эпидемического заболевания населения)? Угольного фильтра достаточно, чтобы уловить растворенные вредные химические вещества, от которых не очищают на водозаборе. Что касается бутилированной воды, то производители чаще всего при очистке используют те же самые мембранные фильтры.
Молочка от «Химпрома»
- Ещё одним итогом того «зелёного протеста» ведь стало то, что опасное производство всё-таки закрыли…
- Несмотря на мольбы уфимцев, тогда его не закрыли. Он прекратил свою работу позже и по вполне обычным экономическим причинам. Потому что китайцы стали производить гербицид, который оказался в 2,5 раза дешевле. Наш завод, так же как и многие другие, попросту не выдержал конкуренции.
- «Химпром» до сих пор стоит.
Власти рес-
публики сейчас добиваются выделения финансов на санацию его территории. Насколько
реально это сделать технически?
- На территории завода расположены
6 шламонакопителей – это более 500 тысяч кубометров загрязнённого активного ила.
Только в двух из них законсервировано в общей сложности
около
39,3 кг диоксинов. Огромная цифра для этого сильнейшего яда. По программе
накопители предлагается выжечь. Но дело в том, что все эти годы они стояли не изолированные,
диоксины проникали в грунтовые воды. Во время исследований территории завода, прилегающих
садов, долины Шугуровки мы их находили на
глубине до 10 метров. Как снять весь этот заражённый слой? Куда деть эти тонны земли?
Этого в программе нет. Как один из возможных вариантов, считаю, Шугуровку надо перегородить,
чтобы она не несла свои воды в Уфимку. А собирающуюся в возникшем пруду воду проводить
через очистные сооружения заводов, а далее сбрасывать ниже города. …Но больше всего
меня поразила недавняя новость, что буквально за забором от «Химпрома» открыли молочный
завод. Как говорится, без комментариев.
СПРАВКА
Фенол относится к высокоопасным веществам (класс опасности - II). При вдыхании вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола могут вызать химические ожоги. Доказательства канцерогенности для людей отсутствуют.
Первые сигналы о том, что из крана уфимцев потекла вода со странным запахом, начали поступать вечером 29 марта. Локализован был источник загрязнения 31 марта. Согласно отчётам правительственной комиссии, подготовленным к 23 апреля, вода была приведена в соответствие ГОСТам 14 апреля, а с 18 апреля сняты все ограничения на её использование. В тех же отчётах утверждается, что с 30 марта по 23 апреля в больницы обратились 419 человек, при этом у 278 не обнаружили никаких объективных данных о воздействии загрязнённой воды. На 23 апреля в больницах находились 15 человек, у которых обострились хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Случаев отравления фенолом не установлено. Между тем в июле медкомиссия ОКОО давала цифры, что в больницы обращались более полутора тысяч человек с обострившимися хроническими заболеваниями из-за употребления фенольной воды.
ДОСЬЕ
Марс САФАРОВ.
Родился в 1937 г. в Стерлибашевском районе. По окончании Уфимского нефтяного института там же преподавал. С 1980-го преподаёт на кафедре органической химии БашГУ. В 1993-95 годах - научный руководитель республиканской программы «Диоксин». Доктор химических наук, профессор, специалист в области органической химии и прикладной экологии.
Айгуль МУСИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Фото из архива М.Сафарова
RSS |
Другие новости рубрики «Общество»:
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым
Преподаванием башкирского языка заинтересовалась прокуратура