Башкирия: о толерантности, переименовании улиц и о том, где лучше жить

3 декабря 2014

Каким должен стать культурный и градостроительный код столицы республики? Кому ставить памятники, что и где строить? Об этом мы беседуем со знатоком уфимской старины Михаилом Родновым.

«В историческом центре бездумно строятся высотки». Фото автора

Мусульманское гетто

- Михаил Игоревич, Уфа толерантный город?

- В нашем регионе люди всегда были терпимыми. В отличие, например, от Кавказа. Есть воспоминания Василия Немировича-Данченко, брата знаменитого основателя Московского художественного театра. Он плыл по Каме и стал свидетелем того, как татары решили помолиться. Пассажиры ушли на корму парохода, чтобы им не мешать. Это его очень поразило, ведь когда он на Кавказе увидел подобное, то горцев, пытавшихся сделать это, грубо осмеяли. У нас есть ещё межэтническая информированность. Местное население знает обычаи соседей, старается не вмешиваться в их дела, принимает их обычаи и традиции. Что сильно отличало наш регион от Кавказа и Запада – отсутствие оголтелого национализма. Известный уфимский краевед Руф Игнатьев одно время работал редактором «Минских губернских ведомостей». И был в шоке от польского национализма. Русских могли побить на улице. Оскорбления, доносы. Такая ненависть стала для него шоком. Ведь в Башкирии он общался со ссыльными поляками, и проблем не было. У нас межэтнических конфликтов не зафиксировано даже в гражданскую войну. Хотя после распада СССР местные националистически настроенные историки пытались найти что-то подобное. Но у них ничего не получилось.

- Как дела обстоят сейчас?

- Современные реалии усиливают националистические течения. Общий взрыв национализма всегда происходит тогда, когда какая-то идеология рушится и люди пытаются искать опору не в новом, а в старом. В архаических формах. Это касается всей России.

- Вы слышали о том, что в Уфе у Покровского храма забирают земли под мусульманский досуговый центр?

- Это от недостатка у кого-то ума. Чем наша столица отличалась от остальных городов Поволжья? У нас никогда не было мусульманского гетто. В Казани -
 татарская слобода, в Оренбурге - Сеитов посад. У нас татары всегда селились вперемежку с другими. Были конечно проблемы, но небольшие (смеётся). В 1910 году местные русские предприниматели подали жалобу. По закону в церковные праздники православные отдыхали, и наши купцы обязаны были закрывать свои магазины. А татары - нет. Русские потребовали: «Либо нам разрешите торговать, либо им запретите».

- А почему о башкирах-горожанах не говорите?

- Их до 1917 г. в городе прак-тически не было. Да и вокруг Уфы собственно башкирского населения было немного. Оно составляло к 1920 г. около 15% жителей Уфимской губернии. Основная масса башкир проживала в Оренбургской губернии.

- Миграция началась только при советской власти?

- Все из деревни в город побежали из-за коллективизации.

- Уфимский певец Сергей Круль заметил как-то, что Уфа становится магометанским городом. По его мнению, стали преобладать тюркская топонимика, памятники.

- Доля правды есть. Но у нас всегда была татарская община в 15-20% жителей. Что касается топонимики, я сторонник мягкого варианта. Оставить таблички с современными наз-
ваниями с упоминанием на них старых.

- У нас этот процесс уже начали?

- Да, но без глупостей не обходится. Улица Ленина оказалась Лазаретной, хотя называлась Центральной. Видимо, этим занимается малограмотный городской чиновник. Переименований быть не должно. Улица, ныне носящая имя Мустая Карима имела много наименований. Оставить последнее, но внизу повесить табличку «Бекетовская». Да, документально не подтверждены заслуги Ирины Ивановны Бекетовой, но все
историки в XIX веке писали, что она помогала погорельцам отстроиться. Название улицы это прежде всего наш юридический адрес. А его смена по чужой инициативе на неизвестно что– безумие. Новое наименование - только с согласия жильцов. Если сами захотят иметь проблемы с переоформлением документов и т.п.

Памятники не актуальны

- У нас же есть купец Дюков - свой Минин?

- Вы имеете в виду осаду Уфы 1773-1774 года пугачёвцами? Защитников было много, всё население поднялось на защиту города. И ростовский купец Дюков только один из них. Когда Екатерине II рассказали про осаду, она сказала знаменитое: «Уфу граждане отстояли». В XIX веке даже обсуждали воп-
рос о сооружении памятника  возле Троицкой церкви, где сейчас монумент Дружбы, защитникам Уфы.

- Обороны крепости в классическом понимании не было?

- Кремля уже не существовало. Обороняющиеся умело использовали рельеф местности, полевые укрепления. Благодаря хорошей артиллерии отбились. А у восставших и пушек было мало, и стрелять они не умели.

- Городской глава Дмитрий Волков много сделал для Уфы, некоторые считают, что его надо увековечить…

- Но как у всякого руководителя были в его деятельности и негативные моменты. Когда он уже завершал свою работу в Уфе, в Городскую думу внесли предложение присвоить ему звание почётного гражданина. Многие депутаты выступили против. Личность крупная, но, руководя городом, и себя не забывал.

Мы повторяем печальный опыт Москвы времён Лужкова. Все эти памятники неизвестно кто ставит, невесть кто принимает решение. Кто-то пробился к начальству, шуры-муры, и договорился о памятнике. Иду как-то через Ушаковский парк. Стоит мужик, в снегу. Думаю, замёрз, подхожу... Оказывается, новый памятник (Смеётся). Эти вопросы не должно решать руководство города единолично. Они должны обсуждаться. Некомпетентность власти может привести к противоречиям. Планируют памятник Валидову в этом же парке установить. А он ныне носит имя Ленина. Как местные коммунисты к этому отнесутся? И вообще, памятники не самая актуальная тема. У нас не хватает зелёных насаж-
дений, сквериков. В историческом центре безумно строятся высотки.

- Но мы стеснены полуостровом. Здесь малоэтажки. И потенциал заселения исторического центра, по мнению главного архитектора города Ильдара Ибрагимова, до конца не использован.

- Все эти архитекторы, которые так рассуждают, живут, скорее всего, как и наше начальство, в загородных домах. Но сами штампуют эти чудовищные высотки. Выборг тоже сидит на полуострове. Но там везде скверики в исторической части города. А мы не можем сохранить то, что есть. Я живу возле парка имени Якутова. Он в жалком состоянии. Сносят старые дома, строят многоэтажки. Из каждой выйдут десятки людей, мамы с колясками и пойдут туда гулять. Там и так траву вытоптали. Его надо расширить в сторону ул. Ленина. Но с точки зрения наших градостроителей снести дом и отдать его под парк, не получив денег – анекдот. Власти не хотят уходить из центра. Это создаёт чудовищную плотность населения, отсутствие зелёных насаждений. Да, начали приводить в порядок сад Лесоводов, взялись за садик на Случевской горе. Но его за пять минут обойдёшь.

- А отремонтированное сами горожане не берегут. В Софьюшкиной аллее уфимцы на скамейках автографы оставляют…

- Это было всегда. Городские власти должны понимать, что за этим нужно следить. В той же аллее в позапрошлом веке устанавливали забор, «вертушку», чтобы скот не заходил. Но местные постоянно её ломали, чтобы козы и коровы там паслись.

- Возвращаясь к теме градостроительства. У нас же развивают Зауфимье и Забелье…

- Там строят на копейку. Нужны мосты, чтобы выходить туда. Но наши чиновники ничего не делают. Сейчас и денег нет. Упустили момент, когда при Рахимове были ресурсы. С другой стороны, не верю, что наши чиновники горят желанием строить мосты. Ведь тогда цены на квартиры и землю в центре упадут. Минимум на 10%. А основной доход местного чиновничества – это торговля землёй. Прямо или косвенно. Сейчас город - должник. Как набранные кредиты покрывать? Продавать землю. И не строить мосты, чтобы она не дешевела.

- А может, в истории Уфы есть примеры по решению градостроительных проблем?

- Более ста лет назад тоже говорили о перенаселении центра. Но решали проблему тогда, как и нынешние власти, через пень колоду. Надо смотреть на процессы в мегаполисах развитых стран. Там все уже выехали за город. А в многоквартирных домах остались эмигранты.

ДОСЬЕ

Михаил Роднов.
Родился в 1959 г. в Ярославле. Окончил истфак БашГУ в 1981 г.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Крупный специалист по демографии и истории крестьянства Уфимской губернии начала XX в. Выпустил около 40 монографий, сборников статей и документов, всего около 200 научных публикаций.

Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
В Москве наградили деятелей культуры, продолжающих традиции фронтовых бригад Великой Отечественной
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым