Башкирия: проверка показала, что «НефАЗы» травят людей

11 августа 2014

11 августа 2014.

Два дня на стихийных стоянках городских автобусов Уфы проходил рейд Башкирской природоохранной прокуратуры и УГИБДД по РБ. В результате воздух стал чище на семь «НефАЗов». За превышающие норматив вредные выбросы автобусы маршрутов 51, 226 и 290, сняв с них номера, отправили в гараж. А сколько их ещё ходит по городу?


У кого дым чернее

7 августа на остановке «ВАЗ» в Черниковке «НефАЗы» подверглись внеплановому экзамену на газоанализаторе или, проще говоря, дымомере.

Инспектор ГИБДД машет жезлом, автобус подъезжает к автомобилю инспекции, трубка от прибора прикрепляется к выхлопной трубе – и водитель газует на месте. На языке специалистов это - режим свободного ускорения. По ГОСТу Р52160-2003 допустимая норма для двигателя без турбонаддува – 2,5, а с ним – 3. Минута-две-три испытаний, во время которых проверяющие щедро «награждаются» чёрным горячим дымом из-под капота, и на табло газоанализатора фиксируется средняя цифра. Если коэффициент дымности превышен, автобус снимают с рейса – эксплуатация запрещена. Водителю выписывают штраф в 500 рублей и изымают права. Попутно инспекторы Евгений Елпаев и Олег Дубинец проверяют документы водителя и техсостояние автобуса. Чаще всего находят утечку воздуха из тормозной системы. Пятый, шестой и восьмой проверенные автобусы за утечку, которая считается грубым нарушением, без номеров отправились в гараж. Седьмой автобус не прошёл экзамен на дымность – прибор показал 3,31. Узнав результат, водитель маршрута 51А занервничал, позвонил начальству: «Всё, я отработал! Номера снимают!»

- Двигатель в этих новых «НефАЗах» миллионник, а пробег пока 600 тыс. км, - разъяснил водитель Игорь Новиков. – Автобусу семь лет, он еще столько же прослужит, если нормально обслуживать. Менять надо чаще как фильтры, так и форсунки. В день автобус проходит по 230 км, водители отдыхают, меняются, а машина - нет. Может, и топливо некачественное. Вообще, считаю, у нас, как в Казани, городской автобус должен быть один, без «Газелей» и «пазиков». Главной должна быть безопасность, а не конкуренция.

- Правильно! - подхватил коллегу Марат Хисамутдинов. – Каждый день, как на войну выезжаем. На остановках по 40 автобусов, как встать, чтобы пассажирам было удобно? Работаем два дня, потом два отдыхаем, а без обедов получается по 11,5 часов в день. За маленькую зарплату люди так пахать не хотят. Потому на предприятии почти все приезжие.

- Скоро в «Башавтотранс» поступит партия новых автобусов – на газу. Может, заменят все ваши автобусы?

- Газовые автобусы для экологии, конечно, благо, - согласился Игорь Новиков. - Но в то же время опасны. Частники свои «пазики» с баллонами на ночь на улице оставляют. А на предприятии их будут загонять в гараж. А там достаточно искры от включателя – и всё взлетит на воздух! Если у нас от установки натяжных потолков дома взрываются, страшно представить последствия…

Затем проверяющие поехали на ДОК, кольцо для маршрутов 226 и 290. Из восьми проверенных автобусов у трёх показатели дымности зашкалили.

Стоянка незаконна?

Во время работы на ВАЗе к прокурору подошёл житель стоящего рядом дома по ул. Коммунаров, 67 с жалобами.

- Автобусники тут развели беспорядок, надо принимать меры, - сбивчиво говорил Рашит Байбурин. - Чтобы не сигналили, обязательно знак здесь надо поставить. Стоят здесь и газуют, шумят. А зимой что тут делается – не могут выехать: газуют и газуют, пока не притащат буксир. Невозможно жить, дышать. Кто выдумал здесь стоянку сделать! Можно было дальше, на Бирском тракте, где жилых домов нет.

Оказалось, здесь стоянка действует два года, до этого была организована на остановке «Старт». По словам инспекторов, на прежней в четыре раза больше поступало жалоб от жильцов. Ни знаков, ни баннеров здесь нет. Судя по всему, официально это место «Башавтотрансу» не принадлежит. А, значит, территорию просто захватили, стоянка автобусов незаконна. И жильцы вправе заставить убрать отсюда газующий и гудящий транспорт.

По мнению самих водителей, здесь вообще никаких условий для стоянки. Покушать, мол, есть где, но биотуалета всего два на сто человек. Говорят, городские власти давно планировали здесь дорожную развязку строить. Но, видно, до северной окраины Уфы руки всё не доходят.

Комментарий

Рушан ХАЙРТДИНОВ, заместитель Башкирского природоохранного прокурора:

– По итогам двух дней из 26 проверенных выявлено 7 автобусов с превышением уровня дымности отработанных газов в режиме свободного ускорения. 4 из УПАП №3 и 3 - УПАП №1. Получается, каждый четвёртый дымит выше нормы! В адрес должностных лиц УПАПов готовим предписание. Наша цель: выявить максимальное число автобусов, работающих с превышениями. Потребуем принять меры руководство предприятия. Следующий шаг - внеочередной техосмотр всего автотранспорта в Уфе. Ведь, согласно мониторингу Минэкологии РБ, на 60% воздух в городе травит именно автомобильный транспорт.

Если увидели, как из-под капота НефАЗа валит чёрный дым, записывайте номер машины и сообщайте об этом факте в природоохранную прокуратуру.

Айгуль НУРГАЛЕЕВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

Фото автора.


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Самый знаменитый работник ЖКХ страны уверен: нельзя падать духом, и тогда всё сбудется!
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым