Башкирия: краевед в республике ныне в тренде

17 апреля 2014

17 апреля 2014.

Доктор исторических наук Михаил Роднов встретился с уфимскими краеведами 12 апреля. Он презентовал свою книгу «Историко-краеведческие исследования на Южном Урале в XIX – начале XX вв.» и рассказал о том, что сегодня краеведение вновь востребовано. Мы поинтересовались у учёного, почему.

- Михаил Игоревич, откуда такая уверенность?

- Да, это массовое общественное явление. Недавно выступал на собрании татарских краеведов. Поразился, было 150 человек. Был на мероприятии мой коллега из Чекмагуша, он выпустил двухтомную историю района. В её историографическом списке числится около 10 трудов, вышедших за 20 лет об этом муниципалитете. За последнее время в Башкирии издано минимум 500 книг о республике. Роль государства в пропаганде и формировании массового создания ничтожна, книжная торговля развалилась. Библиотеки комплектуются по принципу, что дадут. В стране политическая и идеологическая разноголосица. На читателя обрушился шквал взаимоисключающей информации. Идёт постоянное разоблачение белых пятен. Официальная историческая наука утратила монополию. Раньше были в Москве авторитеты. Они считали, мы на местах следуем их концепции. Но теперь мы на столичное плюем, знать не знаем. У нас своё финансирование, своё издательство. Мы их не читаем, как, впрочем, и они нас. Система трансляции исторического знания изменилась. Поэтому идут «битвы» вокруг учебников. Это последняя околонаучная литература, которую можно вбить в сознание молодёжи. Поменялась структура историографического пространства. На сцену вышел новый игрок – краеведение. Оно транслируется через интернет и телевидение. Из последнего, по статистике, черпает информацию 80% населения.

- У нас в республике такая же ситуация?

- В Уфе уже три местных телеканала ведут исторические рубрики.

- И каково качество информации в интернете, на телевидении? «Исторической среды» на БСТ?

- То, что порой появляется в сети, я бы назвал отдельной отраслью. Такие материалы способствуют популяризации. Но я не против, грубо говоря, это бульварная литература, на бульваре же тоже надо что-то читать. А что касается упомянутой передачи. Как говорил профессор Преображенский: «Не читайте до обеда советских газет». Последние 20 лет эту нишу в СМИ заняли исторические пропагандисты. Но сейчас краеведение стало возвращаться в нашу периодику.

- Краеведению посвящена последняя ваша публикация…

- Недавно выпустил книгу ограниченным тиражом «Историко-краеведческие исследования на Южном Урале в XIX – начале XX вв.» С ней можно ознакомиться на моём сайте «Роднов и его друзья». Есть в сборнике статьи Михаила Лоссиевского, известного публикациями критического содержания об уфимской жизни. Дороги разбиты, грязь, собаки бегают, освещение плохое. Власть никуда не смотрит.

- 100 лет прошло, и ничего не изменилось…

- Компанию ему составил краевед Николай Ремезов. Разоблачитель, разгребатель грязи. В Казани он публиковал материалы о расхищении башкирских земель, а в Уфе очаровательные этнографические статьи. Приводит легенды, которые наши башкирские этнографы даже не слышали. Например, о Судьбе. Она у башкир олицетворялась женщиной с одним глазом на темени. Она потеряла своих детей и искала их. Подходила к спящему человеку и смотрела. Если был похож на её ребёнка, целовала и гладила. Всю жизнь за ним следила. У него была хорошая судьба. Кто не нравился – нехорошая…. Или небольшая работа Владимира Сосфенова об уфимских колоколах. Оказалось, почти все они датируются серединой XIX века, когда в городе стали строить большие кирпичные церкви. И кардинально меняется наше представление о старой Уфе. В XVIII веке она не знала сильного колокольного звона, над городом, скорее всего, раздавался нежный перезвон небольших колоколов. Порой обнаруживаются поразительные вещи. Михаил Колесников нашёл необыкновенный сюжет. По легенде, записанной в Архиерейке, под горой, где сейчас стоит памятник Салавату, есть пещера с озером. Раз в году на Ивана Купалу, если зайти в пещеру, выплывает лодка, загруженная сокровищами, с татаркой. Она предлагает любому взять добро, но взамен надо продать душу. До сих пор плавает. Это классический уральский сюжет!

- Почему в сборнике только русские фамилии? Ведь в XIX веке начинается расцвет национальных культур. Башкирской, татарской. Появляются медресе, мектебе…

- Конечно, были краеведы-мусульмане. Но их труды надо переводить, издавать. Почему-то этим никто не занимается. В отличие от Казани. Здесь ещё архисложная проблема перевода. Есть два перевода воспоминаний Валидова. Уфимский и московский. По смыслу - неба и земля, разные мысли одного человека. Поэтому я его воспоминания в работе вообще не использую.

- Спасибо за беседу.

Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Что изменят штрафы за неправильный выгул собак?
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым