Водная вотчина: в Башкирии районные начальники ограждают пляжи… от спасателей

1 июня 2012

1 июня 2012.

Сегодня начинается купальный сезон. О том, каким должен быть отдых на воде, «АиФ – Башкортостан» поговорили с председателем Башкирского регионального отделения Всероссийского общества спасания на водах Борисом Маховым.

- Зачем нужны спасатели-общественники? У МЧС не хватает сил?

- Мы не конкуренты. Всероссийское общество спасания на водах – общественная организация, действующая при поддержке государства. Мы распространяем знания и навыки, помогающие сделать пребывание на воде более безопасным, обучаем детей плавать, ведём общественный контроль пляжей. По нормативу один спасательный пост обслуживает территорию радиусом 100 метров, на каждом должно быть по четыре спасателя. Каждый наш пост – и спасательный, и экологический, а спасатели выполняют функции и общественных инспекторов природоохраны.

- Что вы можете сказать об условиях на водных объектах Башкирии?

- В 2011 году мы провели около 40 рейдов, в том числе совместно с представителями ГУ МЧС, Росприроднадзора по РБ, Минприроды и Общественной палаты Башкирии. Результаты неутешительные. В Башкирии 488 мест отдыха на воде, и ни одно из них не оборудовано должным образом. Проверки перед купальным сезоном проводят зачастую «для галочки». По моим сведениям, даже уфимские пляжи не имеют полного набора необходимого (сюда входят спасательный пост, плакаты, мусоросборники, биотуалеты). Добавьте дикое поведение на природе наших граждан - для многих всё времяпрепровождение на пляже сводится к его загрязнению. Во многом бедственное положение на берегах наших рек и озёр связано с тем, что муниципалитеты отстранились от этой проблемы, не понимают необходимости организации спасательных постов. В результате - 123 утопленника за прошлый год: тонут из-за купания в необорудованных местах и в состоянии алкогольного опьянения, дети - из-за недосмотра взрослых.

- В Уфе хотя бы платные пляжи есть. Они обычно оборудованы лучше. А как в других районах Башкирии?

- К сожалению, я часто сталкиваюсь с нежеланием руководителей что-то исправить. Например, Нугушское водохранилище усыпано мусором, в воде стоят машины (хотя не должны находиться ближе
20 метров), нет элементарных спасательных средств, отдыхающих катают маломерные суда, не прошедшие регистрацию и техосмотр в Госинспекции по маломерным судам.

Я предложил главе Мелеузовского района благоустроить береговую зону мест массового отдыха. Установить спасательные посты, очистить зону от мусора, организовать территорию для коммерсантов, завезти шезлонги, лежаки и прочее. В летнее время на водохранилище бывает до 10 тысяч отдыхающих, но, похоже, местная власть не заинтересована в обеспечении комфортного отдыха для них. Руководство района ни разу не откликнулось на приглашения Общественного совета по экологии РБ при Росприроднадзоре и отказало в личных приёмах.

И так почти везде. Главы администраций считают водные объекты своей вотчиной, ставят шлагбаумы и встречают в штыки все предложения, направленные на обеспечение безопасности на воде. Чудесным образом они привечают только продавцов пива и шашлыков, то есть тех, кто собирает с отдыхающих лёгкие деньги и при этом не несёт никакой ответственности. Но по закону ни один водный объект не передан в частные владения, все их шлагбаумы и поборы противоправны. Представляете, сколько они зарабатывают на желании людей отдохнуть на природе? 200 рублей с человека за допуск к воде – это 2 млн рублей за сезон!

На Аслыкуле такая же ситуация. После прошлогодней шумихи там создали природный парк. За первый же субботник с его берегов вывезли 46 КамАЗов мусора. Но потребительское отношение к озеру сохранилось. Например, торговые киоски располагают близко к воде, а вот спасательный пост нам разрешают поставить только на горе, «чтобы никому не мешать». Как оттуда вовремя прийти на помощь? Между прочим, предельное время, в течение которого спасатель должен добежать до воды, доплыть до тонущего, вытащить его на берег и оказать доврачебную помощь, - 6 минут.

Противоположных примеров немного. Горячо поддержал наше предложение глава Караидельского района. Подписан договор, по которому местные водные объекты получат оборудованные пляжи и парковые зоны для отдыха. А в Салавате открывается клуб «Юный водник», начался набор детей. Они бесплатно научатся плавать, получат навыки бережного отношения к природе, познакомятся с водной техникой.

- Налажены ли связи с профильными ведомствами?

- Мы подписали договоры о сотрудничестве с Минприроды РБ, региональными органами МЧС, Росприроднадзора, Росводресурсов. А от МВД по Башкирии получили ответ, что в сотрудничестве нет необходимости. Но я буду обращаться снова: наш человек так устроен, что на отдыхе теряет над собой всякий контроль. Пьяные пристают к окружающим, дерутся. Думаю, контакт с МВД помог бы навести на пляжах ещё и общественный порядок, гарантировать гражданам безопасность. Кроме того, я постоянно обращаюсь к крупным организациям и предприятиям с просьбой о поддержке спасательной деятельности, но до сих пор не получил ни одного ответа.

(Полный текст материала читайте в региональном приложении к газете «Аргументы и факты», №22, 2012).

 

Юлия БАЙДЖАНОВА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Крокус скорби
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым