Почему в Башкирии продолжается борьба за учебные планы?

25 мая 2016

25 мая 2016.

Несколько лет идут споры о том, как нужно изучать языки  в школах республики. В полном ли объёме преподаётся русский, как давать башкирский?

М. Лаврентьев, Салават

Г. Лучкина на публичном мероприятии в 2013 году. Фото из личного архива

Что говорит закон?

Галина ЛУЧКИНА, общественница, уверена, что благодаря нашему законодательству всю напряженность по этому вопросу можно снять.

- Давайте расставим точки над i. Башкирский  как второй государственный обязательно нужно изучать или нет?

- Есть у нас госпортал «Открытая приёмная». Там народ нескольких лет задает этот вопрос. Ответы чиновников от образования расплывчато  утверждают, что предмет обязателен. Константин Толкачёв, председатель Госсобрания Башкирии, ещё в 2013 г. объяснил, что введены все поправки для снятия этого острого вопроса. По его словам, центр тяжести по принятию учебных планов переносится с государственного регулирования на уровень самих учебных заведений.  Об этом также не раз говорил экс-министр образования Альфис Гаязов. То есть башкирский язык как государственный должны изучать в русскоязычных школах, только если мы, родители, этого попросим под протокол. По закону администрация школы не имеет права включать предметы, не входящие в основную часть учебного плана, в расписание без согласования с родителями. Башкирский язык не входит в перечень обязательных предметов не только по новой редакции республиканского закона об образовании, но и по ряду причин - отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по данному предмету и лицензированных учебников. А наши  чиновники от образования об этом молчат. Не дают они полной информации о том, как родителям добиваться принятия желаемого учебного плана.

И если исполнительные органы закон не исполняют, то необходимо подавать на них в суд.

- И вы пошли  в суд?

- Вообще-то мы с  несколькими родителями-активистами в прошлом году хотели подавать в суд на Минобр за дезинформацию, уже и юриста нашли, который нас заверил - закон на нашей стороне. Но до дела не дошло, потому что сменили министра образования. Кстати, замминистра Венера Валеева в курсе, что учебные планы мы можем принимать сами на родительских собраниях, в том числе и без башкирского. Она очень удивилась, что в нашей школе не так и родителям лишь дают подписать бумажку, что с учебным планом они ознакомлены. На её вопрос, почему так не люблю башкирский, я ответила, что язык люблю, но изучать его в обязательном порядке нам просто нет необходимости. Ведь мы живем в городе, где отсутствует его языковая среда. А по желанию - пожалуйста!

Какой предмет усилить?

- До сих пор непонятно,  как же должен изучаться башкирский язык в наших школах…

- Зайдите на сайт Минобразования и посмотрите примерные учебные планы. Видите:  башкирский язык входит в обязательную часть. Он изучается без обсуждений! Но над предметом маленькая звёздочка. Что же она означает? Читаем: «* часы, отведенные образовательной организацией на преподавание предмета «Башкирский язык» как государственный, засчитываются в часть, формируемую участниками образовательных отношений». Кто может «засчитать»? По закону - только мы, участники образовательных отношений! Если мы, родители, хотим, чтобы наши дети изучали башкирский язык в будущем учебном году, то в конце этого на родительском собрании пишем протокол, а затем заявление на имя директора: «Желаем, чтобы наши дети изучали башкирский столько-то часов в неделю!»

Ну, разве не фокусники наши чиновники от образования: ставят необязательный предмет в обязательную часть под «звездочкой», которая поясняет, что предмет  необязательный!

Классный руководитель обязан ознакомить  родителей со всеми вариантами  учебных планов. Рассказать, сколько часов входит в их обязательную часть, а сколько в ту, которую мы совместными усилиями формируем. Кроме того, мы вправе самостоятельно решать, какие предметы наш класс будет изучать углубленно, а какие - на базовом уровне.  Если мы посчитаем нужным усилить математику, физику, химию, русский или английский, да хоть китайский изучать углубленно, даже по семь часов - так тому и быть. И можно не платить за дополнительные уроки математики, английского или русского, как это практикуется сегодня в наших школах. Эти дополнительные уроки нам полагаются бесплатно. В других регионах многие школы уже давно работают так. Дети без репетиторов отлично готовятся к ЕГЭ, углубленно изучая интересующие их предметы.

Когда писать заявление?

- А в каком объёме у нас учат русский язык по сравнению с другими регионами?

- Ситуация изменилась к лучшему. Если семь лет назад с первого класса он был три раза в неделю, а литература - два, то сейчас в начальной школе, кажется, везде порядок - пять уроков русского и три-четыре литературы.

В средней школе нет с этим проблем там, где принят «Примерный учебный план для школ с русским языком обучения». А вот там, где с изучением родных языков, они могут быть. Даже если группа детей в классе занимается им как родным два-три раза в неделю, она не имеет права изучать его на грамматической основе  больше  часов, чем дети «татарской» или другой группы, что справедливо. На предмете «Родной русский язык» дети обычно знакомятся с народным фольклором и  прочим. Если родители согласны, можно отказаться от башкирского государственного, отдав эти часы русскому государственному. Можно  оставить только родные языки. Такие примеры есть, я видела расписание одной из школ, где в 4-м классе 5 уроков  русского, 3 литературы, плюс 2 русских и башкирских родных.

Сейчас начались итоговые родительские собрания -  на них наши папы и мамы решить могут все вопросы с частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, то есть - нами и нашими детьми.

ДОСЬЕ

Галина ЛУЧКИНА (блогер Лина Серегина).

Воспитывает троих сыновей. Занимается общественной деятельностью с 2007 г., когда организовала интернет-сообщество родителей «Образование и русский язык в школах Башкирии». Член Комитета по образованию и языковой политике Собора русских РБ с 2012 г.

КОММЕНТАРИЙ

Ольга АРТЕМЕНКО, руководитель Центра этнокультурной  стратегии образования Федерального института развития образования:

Федеральный закон  «Об образовании в РФ» устанавливает, что можно вводить преподавание и изучение государственного языка республики. Но оно идёт в соответствии с федеральными гособразовательными стандартами (ФГОС). До настоящего времени они не разработаны.  Отсутствие ФГОС  по предмету «Башкирский язык» в статусе государственного не позволяет вводить его в обязательную  часть основной образовательной программы.

Все предметы, которые вводят в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и на которые берутся часы из этой части, нужно с ними согласовывать, что подтверждают локальные акты.

К таким участникам относятся школьники, родители, педагоги и образовательные организации. По желанию в часть основной программы, формируемой ими, можно вводить предмет «Башкирский язык», но только в статусе родного.  Такой предмет изучается только теми, кто его таковым считает.

Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

 

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
ЕИРЦ РБ напоминает о необходимости оплаты за коммунальные услуги в период дачного и отпускного сезона
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым