Башкирия: Налогом по бизнесу

17 мая 2017.

Слово «аренда» всё чаще мелькает на зданиях в Уфе. Торговые центры пустеют, предприниматели закрывают бутики. Власть считает, что будущее - в развитии мелкого и среднего бизнеса, но на деле этому мало способствует.

Торговые площади пустеют. Фото yandex.ru

Уведомление на миллионы

Проблемы у предпринимателей возникли после введения налога на их недвижимость по кадастровой стоимости. Председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев обратил внимание, что на практике кадастровая стоимость превышает рыночную, хотя должна ей соответствовать.

«Жили – жили, вдруг что-то в законе поменялось, и приходит налоговое уведомление на миллионы», - сетуют предприниматели. В республике решили, что нужно взимать такой налог с того, у кого площадь торгово-офисных помещений больше 1000 м. Откуда эта норма?

- Исходили из практики соседних регионов и модельных расчётов по поступлениям налогов в бюджет, - рассказывает министр земельных и имущественных отношений РБ Евгений ГУРЬЕВ. - Нашли «золотую середину», компромисс между фискальностью и защитой предпринимателей.

Если снизить площадь до 500 м, то вырастет число судов (предприниматели оспаривают кадастровую оценку Ред.), власти пока к этому не готовы. Сейчас в шести регионах такой налог взимается уже с 250 кв. м. В 13, как и у нас, - с тысячи.

Но собственник, чтобы уйти от повышенной финансовой нагрузки, разбивает свою площадь на несколько маленьких. Где-то был один собственник, стало три. Придётся доказывать в суде, что это сделано формально, с целью ухода от налогов, замечает Е. Гурьев.

- Мы всегда на шаг опаздываем. Сначала изобрели пулю, потом бронежилет, - сказал он.

Кто спрятался?

По его мнению, нужно сохранить норму 1000 кв. м, но расширить налогооблагаемую по кадастровой стоимости базу. Сейчас в этом перечне больше 3 тыс. объектов. Тогда как в Росреестре их 24 тыс. Пора  проверить производственные, складские и другие помещения, не используются ли они как торгово-офисные. Ещё резерв - 400 объектов в жилых домах (встроенно-пристроенные помещения). Поэтому принято решение о проведении сплошной инвентаризации.

Кроме того, в республике минимум 20 % объектов недвижимости не зарегистрированы. В то же время предприниматели жалуются, что заводы в районах, построенные в советское время, приходится узаконивать в судах и просят помочь ускорить этот процесс. А власти убеждены, что объект не регистрируют, чтоб не платить налог.

- Мы готовы помочь и в рамках сплошной инвентаризации разработать с Росреестром рекомендации, - говорит Е. Гурьев.

В бюджет РБ от организаций поступило 706 млн руб. налогов на недвижимость по кадастровой стоимости. По мнению министра, есть потенциал от 2 - 3 млрд руб.  до 5 - 6 млрд от включения в перечень ещё части объектов.

В то же время он предлагает сделать бизнесу некоторые послабления. Например, исключить территории опережающего развития и виды деятельности с небольшой рентабельностью, такие как гостиничный бизнес, где затраты большие, а окупаются очень медленно.

Ещё одна проблема, о которой говорят уже собственники малых помещений. Они тоже попадают под раздачу, если их бутик расположен в крупном торговом центре. Под нововведением «административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них». Малый бизнес просит подпункт 1 ст. 2.1 Закона РБ №43-з от 28.11.2003 г. изложить так: «административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. м».

- Мы создадим экспертную комиссию, где будем решать обозначенные проблемы. Будем привлекать органы местного самоуправления к работе оценочных комиссий, дабы снимать все вопросы у населения и бизнес-сообщества, - сказал председатель Госсобрания РБ Константин ТОЛКАЧЕВ.

Комментарий

Председатель Башкирской республиканской  Ассоциации юридических компаний «БРАЮК» Владимир ВИШНЕВСКИЙ:

- Нововведение значительно увеличило размер налоговых платежей, так как кадастровая стоимость зачастую выше рыночной (в 75% случаев в суде происходит её снижение). У малого бизнеса доход от недвижимости быстро падает, расходы на содержание растут, превращая бизнес-актив в бизнес-пассив. Вернуть первоначальные вложения невозможно. Например, в торгово-сервисном комплексе  «Сипайловский» 345 собственников, большинство - мелкие и микропредприниматели, которые занимают от 6 до 30 кв. м. Кадастровая стоимость – более 40 тыс. руб. кв. м, по их расчётам она почти в полтора раза выше рыночной. Попытки продать недвижимость даже по 25 тыс. не приносят результата. 2% налога со 100 кв. м составляют 6700 руб. ежемесячно. В связи со сложной экономической ситуацией арендную плату они снизили уже до 500 руб. за кв. м. Запредельной стала стоимость комуслуг. Только налог и содержание  составляют 12 500 руб. в месяц, это более 25 % от дохода человека, который своим бизнесом избрал сдачу недвижимости в аренду. Сумма запредельная. Сейчас более половины площадей на 3 этаже пустует, убыток от 100-метрового бутика составляет более 112 тыс. руб. в год, это разорение любого малого предпринимателя. До нововведения он, работающий по упрощёнке, вообще не облагался налогом на недвижимость. А теперь ему повесили гирю на шею.

Светлана ПОЛИНОВСКАЯ

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Экономика»:

 
Все данные в одной банке
Продажа автотранспорта
Глава ВТБ открыл торги на Лондонской фондовой бирже
Башкирия: МТС и МТС Банк открывают доступ к Android Pay
В Башкирии Владимир Маринович раскроет секреты борьбы за клиента
Главы Башкортостана и Крыма обсудили укрепление сотрудничества
ВТБ поддерживает башкирское сельхозпредприятие