Башкирия: Бренд пошёл по рукам

22 марта 2017

22 марта 2017.

У бренда «башкирский мёд» появился второй правообладатель. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения своего товара получила одноимённая уфимская компания. Ранее оно было только у госучреждения.

На пасеке национального парка «Башкирия» в д. Иргизлы Бурзянского р-на получают настоящий башкирский мёд. Фото Халита Сафина

Ушло 12 лет

В 2005 г. патент оформил Башкирский НИЦ по пчеловодству и апитерапии. И почти сразу на медовом рынке начались баталии. Учреждение стало высылать в массовом порядке судебные иски по всей стране к фирмам, использующим словосочетание «башкирский мёд». В 80-90% случаев они действительно продавали мёд неизвестного происхождения. Но также иски получили несколько предпринимателей республики, производящие, по сути, башкирский продукт. Один из проигравших суд, Сергей МУЛЮКОВ, также подал заявку на получение подобного свидетельства. Его может оформить любой предприниматель, если докажет, что мёд, добытый им в Башкирии, отличается от собранного в другом регионе. Но ему понадобилось на сбор доказательств целых 12 лет!

- Сергей Георгиевич, что именно вы доказывали столько лет?

- Что сделали в Центре по пчеловодству и апитерапии? Взяли определённые параметры, нормировали и доказали их общность во всех 54 районах республики. Когда мы сдавали образцы мёда на анализ, то не могли добиться этой общности. 12 лет мы собирали эту критическую массу образцов мёда. Количественные измерения перешли в качественные. Мы смогли пройти по параметрам. Это один вопрос. Другой – в консолидации наших союзников.

- Кого вы называете союзниками?

- В том числе федеральные органы госвласти. На фоне санкций и контрсанкций мы смогли доказать, что отрасль пчеловодства может быть серьёзной составляющей экспорта страны. С нами стали вести диалог, и мы смогли, в конце концов, преодолеть все ограничения.

- Есть ли опыт получения подобного патента на мёд в других регионах или странах?

- В стране нет. Есть международный опыт – мед манука в Новой Зеландии. На острове проводились глубочайшие исследования, которые дали возможность разделить продукт на подгруппы. Появился так называемый фактор мануки. Чем он выше, тем полезнее. Этот мёд является самым дорогим в мире и продаётся в аптеках. Наша задача – учитывать этот опыт, попытаться сделать подобное, чтобы мёд продавать дороже.

Кому положено носить бренд?

Новость, что обладателей бренда «башкирский мёд» теперь два, воспринята в обществе неоднозначно. «Если раньше был один монополист, то теперь два хозяина, которые станут засуживать местных предпринимателей», - такое мнение озвучивалось неоднократно. Однако сам С. Мулюков уверяет, что борьба за бренд велась ради того, чтобы потом сделать его общедоступным для всех местных производителей. Скоро ещё два юрлица (вероятно, не без помощи предпринимателя) получат такое же свидетельство.

- Вы сказали, что будете делиться правом на наименование с другими пчеловодами. Бесплатно?

- Абсолютно.

- Как это будет происходить?

- Задача - открыть лабораторию, которая имела бы международный статус. Впервые в России она должна появиться именно здесь, в Башкирии. И участники рынка должны доказать, что их мёд имеет такие свойства. Мы уже понимаем, что будет множество нюансов. К примеру, башкирский пчеловод, у которого тут пасека, завёз сюда 20 т краснодарского мёда и продаёт как наш. Таких случаев много, под видом местного идёт казахский, китайский продукт. Это всё надо отслеживать, разработать правила.

Используется 1% потенциала

Бизнесмен преподносит случившийся факт как новую эпоху в нашем пчеловодстве. По его мнению, отрасль может получить мощный толчок для развития. В год в РБ сейчас добывают 5-6 тыс. т мёда, а доказанный потенциал – 525 тыс. Но из-за плохо развитых каналов сбыта пчеловоды не расширяют пасеки. А благодаря полученному свидетельству возобновится борьба с контрафактом в стране. Его место должны занять наши производители.

- Пчеловоды смогут сосредоточиться только на развитии пасеки, не беспокоясь о сбыте, - говорит Мулюков.

- То есть будут сдавать продукцию вам, как сейчас это организовано в Центре пчеловодства и апитерапии?

- Не нам, а структуре, которая будет создана. Если пчеловод хочет сам продавать мёд, мы поможем организовывать каналы продажи.

- Вы говорите о возможном резком росте ВРП…

- Всё наше сельское хозяйство – это около 90 млрд руб. А общий ВРП – 1,3 трлн. Если правильно развивать отрасль пчеловодства, то только она может дать около 500-800 млрд. Понятно, что нужна глубокая переработка. Но потенциал серьёзный. 60-70% прироста - реальная цифра.

Комментарий

Амир ИШЕМГУЛОВ, директор Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии:

- Хотелось бы проверить, что это за компания «Башкирский мёд». Однажды года два назад ездили по этому адресу, указанному в документе (Индустриальное шоссе Ред.). Двери оказались закрыты, скорее всего, это была какая-то оптовая база. Тем не менее сейчас мы с ними равноправные обладатели патента. У бренда «Ессентуки», например, их 10. Но должно быть всё правильно оформлено. У организации должны быть пчелосемьи на территории республики. Плюс нужно учитывать отличительные особенности башкирского мёда. Можем сделать депутатский запрос в Роспатент, чтобы проверить, насколько правильно всё оформлено этой организацией. С другой стороны, для нас есть и плюсы в этом. Нас постоянно упрекают, что мы монополисты. Теперь таких оснований нет. Но мы будем делать контрольные закупки, проверять.

Материалы подготовили Айгуль МУСИНА, Олеся АРАМЕЛЕВА

 

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Экономика»:

 
Продается квартира в Нефтекамске, 62,8 кв.м
Путин помирил СНОС и "Каустик". Ненадолго
«Башавтотранс» потерял 16 млн. рублей – несмотря на внедрение системы контроля «Глонас-GPS»
АФК «Система» начала процесс объединения «Башнефти» и «РуссНефти»
Lenovo в Уфе
Мы ждем перемен
В «Геострое» выстроили дело