Чего ждать от второго хозяина башкирского мёда?

17 марта 2017

15 марта 2017

У бренда «башкирский мёд» теперь есть второй правообладатель. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения своего товара получило уфимское ООО «Башкирский мёд». Ранее такое право было только у государственного учреждения.

12 лет на сбор доказательств

В 2005 году патент оформило ГБУ "Башкирский НИЦ по пчеловодству и апитерапии". И почти сразу на медовом рынке начались баталии. Учреждение стало высылать в массовом порядке судебные иски по всей стране к фирмам, которые при продаже своего товара используют словосочетание «башкирский мёд». В 80-90% случаях они действительно продавали мёд небашкирского происхождения. Но также подобные иски получили несколько предпринимателей, работающих на территории республики и производящих, по сути, башкирский продукт. Один из проигравших суд, Сергей МУЛЮКОВ, подал заявку на получение подобного свидетельства. Его может оформить любой предприниматель, если докажет, что мёд, добытый им в Башкирии, по составу отличается от мёда, собранного в другом регионе. Но в отличие от госучреждения, ему понадобилось на сбор доказательств целых 12 лет!

- Сергей Георгиевич, что именно вы доказывали в течение 12 лет, чтобы получить свидетельство?

- Я бы не хотел углубляться в детали этого процесса, но если в общем обрисовать техническую сторону дела, то это происходило так. Что сделали в Центре по пчеловодству и апитерапии? Там взяли определённые параметры, их нормировали и доказали общность этих параметров на территории всей республики, во всех 54 районах.

Когда мы начали эту работу, то есть сдавали образцы мёда на анализ, мы не могли добиться этой общности. Все 12 лет мы собирали критическую массу образцов мёда по РБ. Вот эти количественные измерения перешли в качественные. То есть мы смогли в том числе пройти по этим параметрам.

Это один вопрос. Другой вопрос – в консолидации наших союзников.

- Кого вы называете союзниками?

- Союзниками я называю в том числе федеральные органы госвласти. На фоне волны санкций и контрсанкций мы смогли доказать, что сама отрасль пчеловодства не только в Башкирии, но и в России может быть очень серьёзной составляющей экспорта России.

- Это привело к смягчению при рассмотрении вопроса защиты бренда?

- Да, это привело к смягчению, с нами стали вести диалог, и мы смогли в конце концов преодолеть все ограничения.

- Есть ли опыт получения подобного патента на мёд в других регионах или странах?

- В стране нет. Есть международный опыт – мед манука в Новой Зеландии. На острове проводились глубочайшие исследования мёда, которые дали возможность разделить его ещё и на подгруппы. Появился так называемый фактор мануки. Чем он выше, тем мёд полезнее. Этот мёд является самым дорогим в мире и продаётся в аптеках. Проведя исследования и доказав уникальные лечебные свойства мёда, новозеландцы теперь со спокойной душой продают его по всему миру. Наша задача – этот опыт учитывать, попытаться сделать подобное, чтобы мёд продавать подороже.

- То есть научные исследования будут продолжены?

- Безусловно.

Кому положено носить бренд?

Новость о том, что обладателей бренда «башкирский мёд» теперь два, была воспринята интересующимися этой темой неоднозначно. «Если раньше был один монополист, то теперь два хозяина, которые будут засуживать местных предпринимателей» - такое мнение озвучивалось неоднократно. Однако сам Сергей Мулюков уверяет, что борьба за бренд велась ради того, чтобы потом сделать его общедоступным для всех местных производителей. Чтобы его не обвиняли в "подминании бренда", скоро ещё два юрлица (вероятно, не без помощи Мулюкова) получат такое же свидетельство.

- Вы сказали, что будете делиться правом на наименование с другими пчеловодами. Бесплатно?

- Абсолютно.

- И условия не поменяются через год-два?

- Нет.

- Как это будет происходить? Приходит к вам производитель со своей продукцией, проходит какие-то исследования?

- Задача перед нами теперь стоит открыть лабораторию, которая имела бы международный статус аккредитации. Впервые в России она должна появиться именно здесь, в Башкирии. И все участники рынка должны доказать, что их мёд имеет такие свойства. Если не доказывает, то он не имеет права использовать бренд. Мы уже понимаем, что будет множество нюансов. К примеру, башкирский пчеловод, который живёт здесь, у которого тут пасека и все документы оформлены. Но он 20 тонн краснодарского мёда завёз сюда и продаёт как башкирский. Таких случаев очень много, под видом башкирского продают даже казахский, китайский мёд. Это всё надо будет отслеживать, разработать правила.

Используется всего 1% медового потенциала

Мулюков преподносит случившийся факт, как новую эпоху в истории башкирского пчеловодства. По его словам, отрасль может получить мощный толчок для развития. В год в РБ сейчас добывается 5-6 тысяч тонн мёда, а доказанный потенциал – 525 тысяч тонн. Но из-за плохо развитых каналов сбыта продукции, пчеловоды не расширяют пасеки. По словам предпринимателя, благодаря полученному свидетельству возобновится работа по борьбе с контрафактом на торговых площадях страны, где непонятный продукт под маркой «башкирский мёд» хорошо и дорого продаётся. Их место должны занять наши производители.

- Для пчеловодов появляется хорошая перспектива: они смогут сосредоточиться только на развитии своей пасеки, не беспокоясь о сбыте, - говорит Мулюков.

- То есть будут сдавать продукцию вам, как сейчас это организовано в Центре пчеловодства и апитерапии?

- Не нам, а какой-то структуре, которая будет создана. Будет предложена и альтернативная ситуация. Если пчеловод хочет сам продавать мёд, мы будем организовывать такие каналы продажи.

- Вы говорите о возможном росте ВРП в 2,5 раза. Насколько это реальная цифра?

- В данный момент всё наше сельское хозяйство – это около 90 млрд рублей. А общий ВРП – 1,3 трлн рублей. Если правильно развивать отрасль пчеловодства, то только она может дать около 500-800 млрд рублей. Понятно, что нужна глубокая переработка. Но потенциал серьёзный. 60-70% прироста - реальная цифра.

- Последний вопрос. Реакцию первого обладателя бренда, руководителя Центра пчеловодства и апитерапии знаете?

- Знаю. Он в глубоком недоумении, как нам удалось это сделать.

Будем проверять, правильно ли оформлен патент

Амир ИШЕМГУЛОВ, директор Башкирского научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии:

- Хотелось бы проверить, что это за компания ООО «Башкирский мёд». Один раз года два назад ездили по этому адресу, указанному в документе (Индустриальное шоссе – прим.ред.). Двери были закрыты, скорее всего, это была какая-то оптовая база. Тем не менее, сейчас мы будем с ними равноправными обладателями патента. У бренда «Ессентуки», например, 10 таких правообладателей. Но должно быть всё правильно оформлено. Если они что-то нарушили при получении свидетельства, мы будем обязательно рассматривать это. Есть определенные требования: у организации обязательно должны быть пчелосемьи на территории нашей республики. Плюс они должны учитывать отличительные особенности башкирского мёда по сравнению с другими видами. Можем сделать депутатский запрос в Роспатент, чтобы проверить, насколько правильно всё было оформлено этой случайной организацией. С другой стороны, для нас есть и плюсы в этом. Нас постоянно упрекают, что мы монополисты в этом отношении. Теперь таких оснований не будет. Но если под брендом башкирского мёда будет реализовываться, например, краснодарский, то мы вмешаемся и пресечем это нарушение. Будем делать контрольные закупки, проверять.

Айгуль МУСИНА, Олеся АРАМЕЛЕВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Экономика»:

 
Продается квартира в Нефтекамске, 62,8 кв.м
Путин помирил СНОС и "Каустик". Ненадолго
«Башавтотранс» потерял 16 млн. рублей – несмотря на внедрение системы контроля «Глонас-GPS»
АФК «Система» начала процесс объединения «Башнефти» и «РуссНефти»
Lenovo в Уфе
Мы ждем перемен
В «Геострое» выстроили дело