Башкирия: Почему авторская песня будет актуальна всегда?

21 октября 2021

В сентябре на фестивале авторской песни «Белая река» слышал выступление эксцентрик-дуэта «Санки». Очень интересные ребята, можно узнать больше об их творчестве?

Р. Шарипов, Уфа

«Санки» едут своей дорогой. Фото из личного архива А. Хакимова

Музыканты Андрей Хакимов и Тимур Хабибуллин создали группу «Санки» в 2008 году, через несколько лет она переросла в эксцентрик-дуэт. В 2019 году он стал лауреатом фестивалей авторской песни «Соловьиная трель» (Курск), «Гринландия» (Киров) и Грушинского (Самара).

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ?

– Как в «Санках» распределяются роли?

Тимур: – Я отвечаю за музыку, Андрюша – за тексты. Иногда немного корректирую его слова. А он, в свою очередь, высказывает свои музыкальные пожелания. У нас – соавторская песня!

Андрей: – Выступать вдвоем – идеальный вариант! Во-первых, тебе никогда не скучно. Во-вторых, что бы ни случилось, всегда можно из сложной ситуации выскочить без особых потерь, если подключать чувство юмора. Когда я приношу Хабе новую песню, её гармония в процессе работы может измениться до неузнаваемости. И это нормально. Мы с ним – экспериментаторы, не ставим заборов в творчестве.

Сложности начинаются там, где человек стремится к популярности любой ценой. Люди, заточенные на успех, перестают замечать всё, не имеющее отношение к достижению этой цели. «Санки» – про другое. Всё, что мы делаем – чистой воды самоирония. Мы развенчиваем человеческие трагедии, чтобы люди не впадали в безрадостное состояние. Суть человека – радость.

– Увеличивать число поклонников – серьёзный труд?

Андрей: – Это непросто. «Санки» не являются чьими-то последователями. И вряд ли кто-то продолжит наш путь в музыке. Мы стремимся к оригинальности, непохожести. Продавать новые и необычные пирожные сложнее, чем хлеб. Но мы идём своим путем. «Санки» выступают не только в родной Уфе. Я еду на гастроли, чтобы встретить интересных людей. Заработок – дело второе. Расширять свою аудиторию тоже важно, но не до бесконечности. Для стадионов нужно писать другую музыку, прокачивающую толпу. Переделывать музыкальную фактуру «Санок» – значит менять в нашем дуэте все от и до. Обнулиться? А какова цель – разбогатеть?

КАК ПОПАСТЬ В НЕРВ?

– И все же – почему у «Санок» нет тура на 50 концертов по миллиону рублей за каждый? Большие деньги – большое зло?

Тимур: – Видимо, чтобы выйти на серьёзный коммерческий уровень, надо вбухать в промоушн серьёзные деньги. В нас никто никогда не вкладывался. Как-то очень давно была идея пригласить режиссёра, чтобы профессионально выстроить программу, купить сценические костюмы. Эти затраты оказались нам не по карману. Профессионального артиста необходимо профессионально упаковать, проплатить теле– и радиоэфиры, засветить у Вани Урганта – это очень дорого.

– Быть собой и быть звездой – две вещи несовместимые?

Тимур: – Моргенштерн – звезда и при этом ведёт себя так, словно ни от кого не зависит. Видишь ли, быть звездой – значит продавать не музыку, а свой образ жизни. Ты должен занимать определённую позицию и её очень мощно транслировать. Надо быть интернет-пронырой: вести блоги, ютуб-канал. Моргенштерн с этого и начинал, кстати. То есть нужно быть очень сильно заряженным на самопиар и уметь себя пиарить. И если ты просто певец, живешь не в столице, татуировок на лице не завел – у тебя мало шансов стать суперизвестным. Но быть просто музыкантом тоже немало. И за тобой пойдут люди – только не будет миллионов просмотров.

В телевизоре по-прежнему в основном те, кто стартанул в 90-е или ещё раньше. Начни они сейчас – не факт, что стали бы топ-артистами. Время другое, ритмизация текста другая, музыкальная фактура сильно изменилась. Артист должен суметь попасть в нерв времени. А «Санки» – не про это совсем. Наша музыка – ни к какому тренду не отнесешь ее, такие дела. Мы попали в тусовку авторской песни – и это хорошо. Музыканту без тусовки, без обоймы нельзя.

ПОЧЕМУ БАРД – ЭТО КРУТО?

– Пандемия – время для создания новых песен?

Тимур: – В том числе. Но у меня ещё куча других проектов… Участвовали в онлайн-фестивалях, последний Грушинский был просто супер. Мы выезжали на Волгу, где был ограниченный состав участников «живьём», провели шуточную музыкальную викторину. В одной команде были Галина Хомчик, Ксения Полтева, Борис Кельман, Наташа Кучер, в другой – Саша Щербина, Никита Дорофеев, Леша Хомчик, Марина Дмитриева… Всем так понравилось, что решили проводить ее постоянно.

Андрей: – И новых детей! Но и пару песен сочинили. Одну из них, под рабочим названием «Кроличья нора» презентовали на днях в Самаре, на онлайн-фестивале имени Валерия Грушина. Больше всего она там зашла 10-16-летним: ребята прибежали за сцену и поблагодарили. Было очень приятно, конечно. Поездка запомнилась и другими радостными моментами. Мы провели круглый стол «Как сочинять хиты», музыкальную игру-викторину – да на Грушинском всегда классно, что говорить!

Для создания песни нужно особое эмоциональное состояние. Когда песня написана, приходит эйфория. Ходишь и повторяешь знаменитую реплику: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»

Мелодия в авторской песне очень важна. Все хиты Визбора шикарны с точки зрения не только слов, но и мелодий. Недавно на фестивале в Альметьевске Алексей Хомчик исполнил его песню «Фанские горы». Она прозвучала лучше всех – потому что очень красивая.

– Бард – это диагноз? Насколько «все запущено» в жанре авторской песни?

Андрей: – Да, бард – это диагноз. Знаю лишь нескольких, кому удалось излечиться (смеется). Быть бардом – круто. Песни в лесу – это прекрасно. Авторская песня – отдельная субкультура. В ней абсолютно нет агрессии. Нравится тебе петь под гитару – пой, никто не запрещает. Бард – человек, познавший самого себя. Он также прекрасно осознает, что все люди разные.

Симфонический оркестр тоже нужен. Для определённых переживаний. Но классика не отменяет эстраду. В поход оркестр с собой не возьмешь, а гитару – запросто. Мастерство необходимо в любом деле, и в авторской песне сегодня немало виртуозных музыкантов. На фестивале «Звездное небо» выступала скрипачка из Германии Тамара Сидорова. У моего друга, барабанщика Сережи Косых, слёзы наворачивались, когда он слушал её гениальную игру. Мы иногда выступаем с саксофонистом Игорем Тимофеевым из «Аквариума», с трубачом Юрой Сабитовым, солистом оркестра Гараняна – это тоже гении.

Тимур: – Жанр живет своей жизнью. Число фестивалей не сокращается. Народ туда ездит, выступает, слушает. Барды – это не мейнстрим, это образ жизни. То есть авторская песня – массовое явление. Я помню, в 90-е на Груше собиралось 350 тысяч человек. Сейчас в 10 раз меньше. Но и это – вполне серьёзные цифры. Да, барды перестали быть диссидентами с гитарами наперевес. Теперь песни у костра – это просто кайфовое времяпрепровождение. Море непрофессиональных авторов-исполнителей – и небольшое количество звёзд: Ким, Никитин, Митяев, Городницкий, Егоров, Сергеев, Козловский, Киреев, Иващенко и Васильев… Рядом с ними – крутые ребята чуть помладше: Чикина, Полтева, необарды Пиковский, Уриевский, Фахртдинов, Ромарио. Но следом идут талантливые дети – я видел их практически на каждом фестивале.

На наш концерт в Туле пришла министр культуры Татьяна Рыбкина. И сказала интересную вещь. В современной отечественной музыке есть большая форма (оркестры, ансамбли), малая форма (топ-солисты) и третье искусство, к которым относятся, к примеру, барды. Я же думаю, что третье искусство – это музыканты-непрофессионалы, которые любят петь. Выйти за пределы этого круга крайне сложно, но возможно. Тот же Митяев смог, его песни знает вся страна.

КАКОЙ МУЗЫКИ НЕ ХВАТАЕТ УФЕ?

– Как думаете, будут ли лет через 30 петь «Солнышко лесное»?

Тимур: – 100 процентов. Пока существует авторская песня, хиты Визбора будут звучать. Есть «Солнышко», митяевский хит «Как здорово», возведенные в ранг джинглов. Если песня хорошая, она будет жить. Долго и счастливо. И плевать, что это считается третьим искусством. Возможно, наступит тотальное обнуление – когда сменится духовная парадигма. Ну, а пока мы живем по мышлению Платона и Аристотеля. Столпы культуры рухнут только тогда, когда рядом появятся столпы помощнее. А где они? Ты их видишь? И я не вижу. Так что Визбора будут еще 300 лет петь, а не 30.

Андрей: – Вспоминать будут точно. Как и другую легендарную песню – «В лесу родилась ёлочка». А ей уже больше ста лет! Ты услышал их раз – и они остались в голове навсегда. Авторская песня тоже на все времена. Потому что у нее есть корни. Девиз авторской песни: мы поём стихи. Барды – хранители истории, традиций. На фестивале «Куликово поле» 95% исполнителей – молодёжь. Разве это не прекрасно? Да, ребята играют песни с другой гармонией, но смысл их прежний – человечность.

А песня Визбора «Милая моя» вроде бы простая. Но мелодия удивительная, она легко запоминается. Песню с этими словами на другую музыку давно забыли бы! Это настоящая магия – когда песня приводит в восторг, когда она объединяет огромное количество разных людей…

– Чего и кого не хватает сегодня Уфе, чтобы стать музыкальной столицей России?

Тимур: – Так она уже столица. Недавно в программе «Вечерний Ургант» Шнур так и сказал: «Хочу в Уфу – оттуда же все крутые: Шевчук, Земфира, Моргенштерн…». У нас действительно идёт движуха. Лет 10 назад стали как грибы появляться кавер-группы, сейчас почти у всех свои студии. Не хватает, пожалуй, только большого инди-фестиваля – как это было в 90-е, когда Ровшан Вахидов организовал фест актуальной рок-музыки «Наш формат».

– «Санки» именуют эксцентрик-дуэтом. Но есть мнение: прежде чем влезть в эксцентрику, нужно знать, где центр. Согласны?

Андрей: – Абсолютно. Наш центр, ядро, зерно – это доброта. И любовь.

ДОСЬЕ

Андрей Хакимов.

Родился в 1971 г. в Уфе. Окончил УАИ. Пишет стихи с 1982 года, сочиняет песни с 1990 года.

Тимур Хабибуллин.

Родился в 1975 г. в Петропавловске-Камчатском. Окончил БГМУ по специальности «врач-офтальмолог». Пишет музыку с 1992 г. Автор музыки к спектаклям кукольных театров России.

ЮрийТАТАРЕНКО


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу