Башкирия: О профессионалах в кино, энтузиазме и отчётах о культуре
22 июня 201622 июня 2016.
Наш земляк, а ныне москвич Айдар ЗАКИРОВ – актёр, каскадёр, постановщик трюков, педагог по пластике - считает своё ремесло жестким. Он рассказывает о проблемах национального кинематографа и о том, почему наши таланты уезжают из республики.
«Актёрство – это постоянная работа над собой». Фото из личного архива А. Закирова
В каскадёры из Черниковки
- Айдар Загитович, как вы, черниковский мальчишка из простой семьи, стали успешным преподавателем ГИТИСа, ВГИКа, режиссёром и актёром?
- С детства занимался спортом, серьёзно – фехтованием и рапирой, делал успехи. Посещал занятия в театральной студии во Дворце химиков. Тогда родители вообще не платили за увлечения ребёнка. В 10 классе пришёл в институт искусств на рабфак «на актёра учиться». Документов у меня никто не спросил. Так и прозанимался. На вступительные экзамены не пошёл – не было диплома об окончании школы. Потом легко поступил в Казанский институт искусств. Далее – армия. Зачислили в музыкальный взвод, дали трубу, альт и сказали, чтоб через месяц играл. А что делать? Научился (смеётся). Вёл концерты, читал стихи, пародии, пел, показывал пантомиму. Затем служил в театрах Перми, Златоуста, Челябинска. По приглашению попал в Тбилисский государственный русский театр для детей и молодёжи, когда столица Грузии была театральной Меккой. Прошёл стажировку в театральном вузе, посещал школу каскадёров при киностудии, брал уроки в консерватории по классу гитары... Дальше – развал Союза. Уехал в Москву, поступил в ассистентуру на кафедру сценической пластики, и началась другая жизнь. В 1992-м уже преподавал во ВГИКе. А в ГИТИС меня привело желание заниматься театральной педагогикой, постановочной работой в театре и кино. Кстати, своим студентам советую уехать на периферию и там закрепиться в профессии. Но нет, цепляются за Москву!
- Зрители воспринимают вас как актёра, коллеги – как каскадера и постановщика трюков. Что вам ближе?
- Актёр и каскадёр – две совершенно разные ипостаси. Когда приглашают в качестве артиста, за тобой присылают автомобиль, обед по расписанию в чистом вагончике, костюмеры и гримёры бегают за тобой. А работа трюкача – это риск, грязь, кровь. Не зацикливаюсь на том, где комфортнее: в театре я актёр, в кино – каскадёр, а в повседневной жизни – преподаватель. В профессию каскадёра пришёл за романтикой. Она, конечно, присутствует, но в большей степени это тяжёлая и не благодарная работа. Стать каскадёром непросто. Помимо упорства, одержимости и терпения необходимо обладать определёнными психофизическими качествами и, самое главное, быть в чём-то спецом: в верховой езде, водить авто, альпинистом и т.д. И даже этого недостаточно. Владение своим телом, основы актёрского мастерства, знание пиротехники, умение работать с верёвками, тросами… Список можно продолжить.
Пахать надо!
- Кого из режиссёров и известных людей, с кем вам довелось работать, выделили бы особо? Встречались ли вы на съёмках с нашими земляками?
- Отметил бы Андрея Смирнова, режиссёра «Белорусского вокзала». Ставил трюки в его картине «Жила-была баба». Он – глыба в профессии, человек эпохи. Там, на съёмках, встретился с Юрием Шевчуком, сыгравшим роль командира Ишина. О Юре остались самые тёплые воспоминания. При всей простоте и скромности, он очень умный, глубокий и мужественный человек, умеет слушать, а не делать вид, что ему по-настоящему интересны окружающие люди. Отмечу также Светлану Дружинину, работал с ней во всех её фильмах цикла «Тайна дворцовых переворотов». Далее – Аллу Сурикову, Тимура Бекмамбетова, Никиту Михалкова, Павла Лунгина…
- Почему среди известных российских актёров, кроме Инны Чуриковой, нет выходцев из Башкирии?
- Не знаю. В Москве, чтобы тебя признали, простите, пахать надо. В Хабаровске, Махачкале, Казани, Оренбурге, Калининграде, Ижевске и ещё в десятке городов провожу занятия для начинающих актёров. В качестве режиссёра по пластике приглашают многие российские театры. Родная Уфа в этом списке стоит особняком, никто, кроме Молодёжного театра, увы, интереса не проявляет, значит, всё хорошо у нас в области пластики и квалифицированных мастеров хватает.
- А что посоветуете будущим артистам?
- Самыми старательными моими студентами были Женя Стычкин, Володя Вдовиченков, Маша Миронова, Алёна Бабенко, Андрей Мерзликин. Они работали на износ, несмотря на то что начали сниматься ещё студентами или представляли актёрские династии. И до сих пор продолжают совершенствоваться. Актёрство – это постоянная работа над собой. И хочется увидеть такое же рвение у наших ребят.
Вообще изначально необходимо понять, есть ли способности. Самому это трудно определить, лучше обратиться к профессионалам. Нужно также заниматься музыкой, танцами, спортом, в театральной студии. Даже со способностями и талантом в этой профессии нужна ещё удача! Необходимо признание. Я видел много поломанных судеб. Это - довольно жёсткое ремесло.
Хождение по чиновникам
- Какие перспективы у башкирского кинематографа?
- Если не будет поддержки сверху, энтузиасты в одиночку вытянуть целое искусство не смогут. Кино – это большие затраты, дорогое удовольствие не только в плане зрелищности, но и всего процесса. И если этот процесс выстроен качественно, картину примут не только зрители, но и дотошные жюри всевозможных кинофестивалей, оценят критики. Потом фильм купят прокатчики… На данный момент о качественном башкирском кино, простите, и говорить нечего. Да, попытки его создания были, но в этой области нужны профессионалы, и не два человека, закончившие ВГИК и вернувшиеся на родину. А ведь сколько талантов, не найдя поддержки, вымотанные бюрократами и чиновниками, покинули республику! Время дилетантов ушло! И это надо понимать в первую очередь тем, кто в своих отчётах говорит о многогранности местной культуры.
- А вы знакомы с местными режиссёрами?
- Конечно. У нас в буквальном смысле за национальное кино бьётся всего пара режиссёров. К примеру, Айсуак Юмагулов, у которого я участвовал в съёмочном процессе фильма «Ловец ветра», и Булат Юсупов. Последний нашёл себя в «Киношколе», одновременно занимаясь обучением и пропагандой. Да, есть артисты, которые играют роли в их фильмах. Но на весь съёмочный процесс приглашаются люди, простите, чуть ли не уровня монтировщиков в театре. И это – не просто упрёк, знаю, о чём говорю.
Несколько лет назад раза три ходил на приём к одному из наших премьер-министров по поводу своего проекта. Он отказал. Я тогда прекратил хождение по местным чиновникам – снимать кино на голом энтузиазме несколько лет не было ни желания, ни времени.
Что может горстка талантливых людей без поддержки сверху? Один чиновник от кино, помнится, пару лет назад заявил: «Пока нет общей концепции развития башкирской киностудии, нет стратегии, нет понимания – для чего она нам нужна». Но, что делали все прошедшие годы, не ясно.
ДОСЬЕ
Айдар ЗАКИРОВ.
Родился в Уфе в 1962 г. Член Союза театральных деятелей России, Союза кинематографистов России, Ассоциации каскадеров России. Профессор кафедры сценической пластики РАТИ-ГИТИС, профессор, зав. методическим объединением пластической выразительности ВГИК им. С.А.Герасимова. Президент фестиваля «Серебряная шпага». В качестве режиссёра по пластике и постановщика боёв принимал участие во многих театрах России. Постановщик трюков в более 50 картинах: «Сибирский цирюльник», Марш Турецкого «Синдикат киллеров», «Утомленные солнцем - 2» («Цитадель»), «Тайна Волчьей пасти», «Дневной дозор», «Царь» и др.
Гюзель ИБРАГИМОВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
RSS |
Другие новости рубрики «Культура»:
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу