Сельским больницам Башкирии вынесли приговор
11 апреля 201311 апреля 2013.
16,5 млрд рублей за два года закачано в систему здравоохранения Башкирии. В городах больницы нашпиговали новейшей техникой, слово «информатизация» перестало казаться абстрактным понятием, подняли зарплату врачам… А в 140 километрах от Уфы старики решают простой вопрос – как пешком преодолеть 25 км до ближайшего врача.
«Так и околею на полпути»
Для пяти с половиной тысяч жителей крупнейшего башкирского села Саитбаба и 15 окрестных деревень самая больная тема разговоров за последний месяц – закрытие больницы. Чиновники возмутятся: не накручивайте! И не закрывали её вовсе, лишь перевели 10 коек сестринского ухода на дневное обслуживание. До четырёх часов дня оказывают помощь два терапевта, акушер, стоматолог и несколько медсестёр. С четырёх до девяти утра на дежурстве машина скорой помощи. А кому надо подлечиться в стационаре – пусть едут в райцентр, в Красноусольский, что в 50 км. Там и больница хорошая, после ремонта, и оборудование всё есть, и специалисты квалифицированные. Автобус из Саитбабы - каждый день.
Вот только 77-летняя Юнира-апай, утирающая слёзы краешком платка, не вписывается в благостную картину:
- Нога постоянно опухает и ноет. Как начинается, я сразу в нашу саитбабинскую больницу ложусь: врач да сестры подлечат - месяц я на ногах. А теперь-то как быть? Дорога до райцентра долгая, не выдержу ни в автобусе, ни в машине. На дневное лечение ходить? Дык ведь, дочка, до соседей кое-как добираюсь.
Преодолеть две улицы Юнире-апай помогут соседи, не оставят в беде. А как быть старикам из окрестных селений?
- Нас оставили умирать, - вздыхает в трубку Минибай-бабай из деревни Таиш. Хотела пообщаться с ним лично, да саитбабинцы не пустили: легковушка в весеннюю распутицу не осилит раскисший просёлок.
В Таише есть фельдшер. Но работает он скорее как психолог: может добрым словом поддержать, давление померить, уколы сделать. На лечение приезжали, точнее, приходили в Саитбабу: 25 километров (!) до участковой больницы нужно пройти пешком, через два деревянных моста. В обход можно транспортом проехать, но автобусы через Таиш не ездят. Раньше добирались потихоньку да ложились.
- А зачем мне сейчас дневной стационар? Каждый день пешком туда-обратно полсотни километров наматывать? – возмущается Минибай-бабай. - Так и околею на полпути. Да чтоб их всех…
Пневмония дневного назначения
В райбольнице есть 122 койки, оплачиваемые через ФОМС. Койки сестринского ухода предназначены для проведения поддерживающего лечения на местах. Деньги на них выделяются из бюджета. Из 55 мест, полагавшихся раньше на Гафурийский район, в этом году оставили только 25. Содержать больше, подсчитал кто-то из чиновников, неэффективно. В двух участковых больницах круглосуточные стационары пока не закрыли. А в Саитбабе - самой отдалённой от райцентра участковой больнице, обслуживавшей два сельсовета, убрали, сократив заодно и 15 человек. Где логика? Одни говорят, комиссии не понравилось, что нет врача общей практики, другие, что, мол, приписками здесь занимались и лечили «мертвые души», третьи, что всё дело в ужасном состоянии здания. Ведь в тех участковых больницах сделан свежий ремонт – за счёт спонсоров. Сказали – и вы найдите мецената. И уехали. Не на ваши же, на самом деле, мелкие нужды рассчитана программа модернизации, чтоб из неё вам кусочек отщипывать.
Пока саитбабинцы отходили от шока и собирали подписи, их односельчанка 63-летняя Земфира-апай подхватила пневмонию. Отправили в райцентр. Там осмотрели, направили на томографию в Стерлитамак, подтвердили пневмонию и… послали обратно домой, в Саитбабу, получать лечение в дневном стационаре. Места в райбольнице для деревенских официально есть. На деле - нет: койки всегда заняты.
Пропади пропадом, миллион
Двухэтажная больница скрипнула тяжёлыми дверями. В щели деревянных полов застрял каблук. Расщелины в оконных рамах с палец толщиной заклеены нарезанными из обоев широкими полосками.
- В подвале сгнило всё, холод снизу идёт. А полы все дырявые. Это по СанПиНу, между прочим, строго-настрого запрещено: в щелях скапливаются микробы, хоть поливай их хлоркой, хоть нет, - молодая улыбчивая заведующая больницей Зинира Мустаева ёжится и кутается в шаль несмотря на солнце и капель за окном. Она переехала вместе с мужем из Кармаскалинского района в Саитбабу чуть меньше года назад, ради миллиона, обещанного программой «Земский доктор».
- Приехала и обомлела: здесь ничего нет. Здание обветшалое, ЭКГ не работает, оборудование физкабинета дышит на ладан. Компьютер стоит самый старенький, ксерокса, факса, интернета, принтера и в помине нет. Я до этого тоже работала в участковой больнице. Правда, от Уфы она всего в 50 км. Видимо, близость столицы сказывается – там просто шикарные условия. Евроремонт. Кабинеты белые, светлые, полы кафельные. Аппараты ЭКГ новенькие, есть глюкометр… Недавно у меня был очередной «приступ»: собрать вещи и уехать отсюда подальше. И пропади пропадом этот миллион.
Теперь и без аптеки
Саитбабинцы свою Зиниру Фильхатовну вряд ли добром отпустят. Она здесь не только терапевт, приходится замещать в экстренных случаях и педиатра, которого пока сюда никаким миллионом не заманишь. А детей – вот феномен Саитбабы - всё больше и больше рождается! Одних грудничков до года на два сельсовета полсотни наберётся. А до 18 лет – больше тысячи.
- Ездим в Красноусольск. Все медосмотры там надо проходить. На автобусе либо попутку ловим, в крайнем случае на такси за 600 рублей, – папа двух девчушек двух и шести лет Рамиль Шайхулов, пришедший в детский сад за старшенькой, смущенно переминается с ноги на ногу. - Если заболеем сильно, то тоже в райцентр. А простуду сами лечим или к нашему терапевту ведем.
А неделю назад – ещё новость. Сбежала продавщица из единственной на два сельсовета аптеки. Не выдержала тягот деревенской жизни и уволилась.
- Даже анальгин теперь не купить, за 50 км за таблеткой надо ехать. Срамота! - на стихийной сходке у магазина женщины вновь обсуждают наболевший вопрос и делятся сплетнями. – Говорят, что и скорую у нас сократят, потому что расходов много... А реанимобиль-то, что за три миллиона, простаивает – местные врачи не могут разобраться с мудрёной аппаратурой. Да если даже научатся, пока он доберётся в нашу глушь, больной помрёт…
Саитбабинская ситуация – типичная для многих районов. На весенней итоговой коллегии Минздрава РБ депутат Госдумы РФ Салия Мурзабаева сообщила, что постоянно получает письма с жалобами от сельчан на недоступность медпомощи. Пишут о сокращении коек круглосуточного стационара или ликвидации фельдшерско-акушерских пунктов. Или о случаях, когда ФАП вроде бы есть, но он закрыт, так как врача не могут найти. Выходом из ситуации, по словам депутата, могут стать мобильные бригады, обеспеченные оборудованием и транспортом. Но обращения показывают, что такая работа организована плохо.
ОФИЦИАЛЬНО
Венера МУСТАФИНА, главный терапевт Минздрава РБ:
- После жалоб сельчан мы проверили данные об оказании медицинской помощи на селе – она соответствует программе госгарантий. Мы организуем выездную планово-лечебную помощь из республиканских, городских и районных больниц в деревни, где нет амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.Напомню, что по действующим нормативным документам ФАП создаётся в населённых пунктах, где живёт до 300 человек. Если ближайшее медучреждение далеко либо добраться до него мешает река или другая преграда, обслуживаемое население может быть и меньше. Сейчас в Башкирии 2152 ФАПа, из них 1908 с лицензией на выдачу лекарственных средств (в тех сёлах и деревнях, где нет аптек). Для сравнения, в соседнем Татарстане - всего 700. Показатель обеспеченности у нас в два раза выше, чем по стране. Создано также 615 домовых хозяйств, где больным оказывается неотложная помощь и есть всё необходимое для этого.Неэффективные и ветхие ФАПы и амбулатории закрываются. Число коек круглосуточного пребывания сократилось на 2520, или на 7,1%. Но в тех уголках Башкирии, где возникает острая необходимость, ФАПы будут открываться. В планах на будущий год их 500.
КОММЕНТАРИЙ
Забида КУЖИНА, главврач Красноусольской центральной районной больницы:
- На 25 коек мы можем содержать только одного терапевта и один пост медсестёр. Иначе – неэффективный расход. А мы и так распылили их на три учреждения. Это не только у нас, везде так. Круглосуточные стационары каждый год будут сокращать, нацеленность - на развитие амбулаторной системы. Грех жаловаться саитбабинцам – мы им ещё одного штатного терапевта выделили, новый уазик дали, есть скорая – а ведь в других районах и этого нет. Правительственная комиссия же не просто так приняла решение: проверка выявила и «мёртвые души». Не только писаниной ведь надо заниматься, но и работать.
МНЕНИЕ
Павел ЗЫРЯНОВ, председатель Башкирского отделения профсоюза работников здравоохранения:
- Может, это и правильно - концентрировать силы, технику в центральных районных больницах, но надо обеспечивать доступность этой помощи. О чём мы говорим, если у нас от ФАПа до райбольницы 50-70 км, иногда 100. А дороги? Весной и осенью - распутица, зимой не чистят, скорая помощь может проехать не везде. Автобусного сообщения с небольшими деревнями нет. Нередки проблемы со связью - невозможно дозвониться до этой самой помощи. Надо сначала создать условия для нормальной работы системы, а потом уже резать.Много сложностей возникло из-за передачи полномочий в здравоохранении с муниципального на региональный уровень. Случаются абсурдные ситуации, когда глава райадминистрации и хочет, и может помочь отремонтировать участковую больницу или ФАП, но межбюджетные отношения не позволяют это сделать!Если деревню оставят без фельдшера, без школы, то она исчезнет. Не правы те, кто считает, что не надо противиться процессу укрупнения поселений. Территория должна быть заселена, освоена, иначе она начинает зарастать и приходить в упадок. Так же, как дом, в котором никто не живет.
(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №15, 2013).
RSS |
Другие новости рубрики «Здоровье»:
Уникальная операция в Салавате ( Башкирия): девушка станет стройной и сможет свободно дышать
Маме сказали: Аня умрет, рожайте другого ребенка
Ударим спортом по диабету
Аня будет дышать без боли
Мечта: вдохнуть без боли