Клипмейкер из Башкирии Виталий Мухаметзянов: «Две минуты счастья, и опять в бой»

22 мая 2013

22 мая 2013.

Создатель первого журнала комиксов в стране, известный клипмейкер, мультипликатор и режиссёр Виталий Мухаметзянов редко общается с журналистами. А если удается его поймать, то беседа захватывает вас на часы. Так случилось и в этот раз.


Против «МУХИ» не возражаю

В ресторане, где мы встретились, по телевизору крутили старый клип Андрея Губина.

- Правда, что именно с этого артиста началось ваше творчество?

- Наша студия оформляла обложку его первого альбома. Он сам к нам приехал. Андрей ведь родом из Башкирии, захотел работать со своими земляками. Это и вправду было давно! Но начали мы с журнала комиксов «МУХА». В редакцию журнала приходило по три тысячи писем в день! В 90-м году это был нечто – тираж в 1 млн 200 тыс. экземпляров детской книжки про собаку Рипли продавался полностью и ещё допечатывался. Цена моего гонорара составила 300 рублей, я смог съездить с женой в Адлер. Тогда на эти деньги можно было отдохнуть!

- А сейчас гонорары не те?

- Сейчас другое время. Сегодня нужны большие деньги, чтобы выставить журнал на продажу. Всё перевернулось. Поэтому пытаемся продавать комиксы через Интернет, там всё по-честному.

- Кто предложил назвать журнал «МУХОЙ» - сами или кто подсказал?

- В младших классах кто-то обозвал меня Мухой - фамилию мою сократил. Я обиделся и полез драться. В армии нарекли Мух – по-мужски так. Возражать уже не стал. Ну и пошло. И студии название «МУХА» я сам выбрал, и проект с комиксами так назвал.

- Говорят, после того как комиксы попали на прилавки Америки, вас приглашали там остаться?

- В 1993-м в поездку в Нью-Йорк взял два чемодана журналов «МУХА», продал по 50 центов за номер в огромном магазине комиксов. Потом удалось попасть на студию «Marvel», где создавался такой персонаж, как Человек-Паук. Полистали там «МУХУ» и говорят: оставайся! Даже что-то пообещали. Честно, я тогда даже задумался, в России в тот момент было неспокойно. Вдруг очередной путч? Или директор помещения, которое мы арендовали, коммунист, выгонит наших художников на улицу… А я в Америке, меня не достать. Но перед глазами возникли ребята, и я себя таким предателем почувствовал! А теперь не жалею, что не остался.

Больше не кинорежиссёр

- Журналы комиксов выпускаете, клипы снимаете, а ещё и фильмы делали. В чём сейчас ищете вдохновение?

- Те, кто знаком с творчеством студии «МУХА», знают, что я режиссировал два фильма - «День хомячка» и «Здравствуйте, мы ваша крыша!» Объяснять актёру, что он должен сделать здесь и сейчас - это значит надо заранее пережить его жизнь. Сегодня уже нет такого желания - проживать жизнь несуществующих людей. И в стиле КВН снимать больше не хочется. Гораздо интересней управлять трёхмерными виртуальными моделями. По поводу вдохновения сложно. Есть творчество и ремесло. Творчество - это постоянный поиск. Можно пробыть в этом состоянии длительное время, но не получить никакого удовлетворения. Ну, разве что пару минут счастья. А затем опять в бой.

На государственные деньги снять хорошие картины можно. Но их нет: ни денег, ни фильмов. Я для себя решил: никогда к властям обращаться не буду. Я – ремесленник, знаю, что делаю и пытаюсь делать по-честному. У меня даже специального образования нет, закончил всего восемь классов. Но всегда пытался доказать, что могу сделать что-то лучше, чем другие. Работал сутками, и сейчас понимаю кое-что в том, чем занимаюсь. Моя команда сняла более тысячи клипов и роликов практически всем представителям российского шоу-бизнеса. Они сами нас находят.

- Может, к вам обращаются, потому что у вас дешевле?

- Ценники в нашей сфере сильно не различаются. Можно сделать ролик и за 500 долларов, можно и за сто тысяч. Все зависит от исполнителя и его зрителя. Поклонники Кости Кинчева поймут его клип, снятый на мобильный телефон, а у Баскова требования совсем другие... 

- Как вы считаете, почему среди звёзд кино и телевидения нет выходцев из Башкирии?

- Я не знаю, где выпускники нашего института искусств. Их ведь каждый год по несколько десятков выпускают. Наверное, это говорит об уровне образования. Хотя у самого человека тоже должно быть стремление вперед. Возможно, в какой-то момент у наших творческих людей это стремление отбивают.

- Вы в профессии многого достигли, известны. Не думали заняться политикой? Многие ведь считают это пиком карьеры.

- В политику не играю. Мне есть чем заняться. Ходить на митинги причин пока тоже не вижу. Не нравятся цены на услуги ЖКХ, можно жить в деревне, там не нужно платить за горячую воду, чистку снега и вывоз мусора – всё делаете сами. У меня других проблем хватает - в штате много людей, надо заботиться о том, чтобы у них была работа. Если честно, то в политике ничего не смыслю, я и в мультиках-то еле-еле разобрался.

Дети не для шоу

- У вас двое детей. Вы их к шоу-бизнесу ещё не привлекаете?

- У меня дети как дети. Никаких шоу-бизнесов! В своих работах никогда их не снимал и не пытался протолкнуть в мир медийных популярных личностей. Сам себя к известным персонам тоже не приписываю - у меня на это аллергия.

Сын заканчивает третий класс, изучает камни, правда, ещё не понимает, что дороже: алмазы, сапфиры или малахит. Но сидит, изучает их структуру, копается в «Википедии», а на рабочем столе компьютера постоянно меняет обои с фотографиями минералов. Сам удивляюсь, откуда интерес именно к этому?! Дочка-первоклассница любит детские телеканалы, постоянно что-то рисует, вырезает. А ещё ходит на скалодром. Раньше занималась танцами в «Нефтянике», но студию недавно расформировали… Кем они будут, ещё непонятно. Но в любом случае не давлю на них, не наседаю, не нажимаю. Я не самый лучший отец, но очень стараюсь исправиться! Ставлю себя на их место. До шести лет мы воспитываемся родителями, копируя их, а мозг ещё с грецкий орех. Потом подростковый возраст, и не думая, всё делаем наперекор, по три ночи домой не приходим. Прекрасно знаем, что родители переживают. Теперь я понимаю, что протест – не проявление свободы, мы делаем специально, назло. К сожалению, понял это намного позже… Отец мой, физрук, работал в школе, позднее во Дворце пионеров имени Комарова. До последнего дня к нему приходили его воспитанники, занимавшиеся у него 20-30 лет назад. Это показатель отношения к человеку. Не стало его, не стало матери, и той любви, которую я всё время ощущал, сильно поубавилось…

Только сейчас осознал, что не всё в моих руках. Мало кто задумывается над тем, для чего мы живём. А что вытворяем! Считаю, во всём должен быть смысл: в поступках, желаниях, действиях… Человек первые полжизни наполняет своё сердце. К середине оно у него оказывается чёрным. Поэтому вторая часть нашего времени должна быть посвящена его чистке. Пока не поздно, стараюсь чистить своё сердце.

ДОСЬЕ

Виталий Эдуардович Мухаметзянов родился в Уфе 14 марта 1965 года, окончил среднюю школу №108. Художник, мультипликатор, режиссёр, клипмейкер, музыкант, продюсер.

Сейчас готовит к выходу мультфильм «Садко», работает над спецэффектами к сериалу «Сашка жив» и заканчивает совместный проект с «Comedy club» – «Попугай club».

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №21, 2013).

Гюзель ИБРАГИМОВА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Историческому кварталу в центре Уфы грозят ликвидация и застройка
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу