В Башкирии ищут средства на реставрацию уникального архитектурного памятника

23 января 2025

 «Особняк Деева» - так по сей день называют это архитектурное чудо жители деревни Знаменка Белебеевского района. К сожалению, как и многие подобные ему сооружения, усадьба влачит жалкое существование, в то время как могла бы стать яркой туристической локацией.

Фото 1947 г. и современное. От некогда роскошного особняка остался только остов без крыши. Фото Белебеевский историко-краеведческий музей

СО СТОЛИЧНЫМ РАЗМАХОМ

Увидев столь величественный, изысканной архитектуры особняк где-нибудь в центре России, в предместье Питера или в Подмосковье, турист не испытает особого потрясения  – мало ли барских усадеб там понастроили в своё время. Но встретить такое великолепие в башкирской глубинке – случай, скорее, выдающийся. По данным историко-краеведческого музея Белебеевского района, здание-дворец из благородного красного кирпича построено местными мастерами в 1910-1917 годах по заказу и на средства владельца винокуренного завода Николая Деева, сына оренбургского купца первой гильдии Василия Деева.

По одним источникам, завод в селе Кутузы Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне – Знаменка Белебеевского района) построил сам Деев-старший, по другим - он приобрёл его у владельца медеплавильных заводов Алексея Осокина. Но, проживая в Оренбурге, Василий Деев в Кутузах почти не жил. А после его скоропостижной смерти завод перешёл к сыну. Николай Васильевич перенёс производство на другой конец села и был его хозяином вплоть до революции 1917 года.

Получив в наследство прибыльный бизнес, Николай решил построить в селе невиданный для этих мест по масштабу и великолепию дворец. «Для этих мест здание стало настоящим чудом, поскольку никто и никогда таких зданий не возводил, - отмечается в публикации Башкультнаследия. - Вокруг него был разбит декоративный сад и множество клумб. Специально для прогулок владельца дома и его семьи садовниками были высажены тенистые аллеи. Тут же рядом с домом был устроен искусственный пруд, к которому можно было выйти прямо из бального зала». На первом этаже разместился зал для балов и балконы, на втором и третьем - комнаты для хозяев и прислуги. В доме было даже центральное отопление - трубы проходили внутри стен.

По словам историка архитектуры, профессора Константина Донгузова, особняк построен в стиле неоклассицизма и имеет сходство с императорским Елагиным дворцом в Санкт-Петербурге. Но распространённое утверждение, что они созданы по одному проекту, неверно.

- Это очень смелое заявление, которое нуждается в доказательствах. Нет никаких сведений о работе Карла Росси в Уфимской губернии, - отметил Константин Александрович.

Старожилы села озвучивали и романтическую версию появления дворца: якобы Николай построил его для своей возлюбленной, но барышня усилий не оценила и отказалась в нём жить – скорее всего, её не привлекала жизнь в глуши. Николай был так раздосадован, что расторг помолвку и даже прекратил визиты в Знаменку. Но он управлял имением через представителя и живо интересовался состоянием дел в селе и на заводе.

ЧЕРЕЗ ВОЙНЫ И РАЗРУХУ

Как следует из материалов районного музея, одна из свидетельниц строительства особняка вспоминала: видимо, предчувствуя надвигающуюся революцию, Деев часто повторял, что ему в этом доме не жить, и строит он его для народа. 

И действительно - с приходом «красных» история здания представлена лишь отрывочными сведениями, а судьба Николая Деева и вовсе покрыта тайной. Зато достоверно известно, что в годы Гражданской войны Знаменка стала местом ожесточённых боёв. 5 апреля 1918 г. расположившийся в селе отряд чапаевцев был атакован превосходящими силами белогвардейцев. После двухчасового боя местные жители подобрали более 60 погибших и захоронили в братской могиле, не делая различий на «белых» и «красных». Над могилой установили дубовый крест, который позже заменили обелиском с красной звездой. Ныне могила имеет статус объекта культурного наследия.

После национализации в особняке Деевых открыли курсы трактористов, а с началом Великой Отечественной войны - школу снайперов. В 1948 г. здание приспособили под сельскую школу, которая базировалась здесь в течение 30 лет. В 1978 г. учеников перевели в новое здание, особняк пришёл в запустение и стал разрушаться. Активно способствовали этому местные жители, которые, как оказалось, не испытывали особого пиетета к барскому наследию. «В разрушенном здании почти ничего не уцелело, остались только голые стены и остатки лепнины, - говорится в справке Башкультнаследия. - Кровля у здания отсутствует, но не из-за старости – это, скорее, постарались люди».

В СТАТУСЕ БЕСХОЗНОГО

С 1988 г. особняк Деева носит статус объекта культурного наследия регионального значения. Вопрос о его восстановлении поднимался не раз, но денег на это советская власть не нашла. Решению вопроса препятствовала и частая смена собственника. По данным районного музея, в 1990 г. здание было продано госструктуре из Магадана, которая уже через год перепродала его частному лицу, а тот – главе одного из коммерческих банков. Тот нашёл средства на восстановление Деевского дома: его очистили от побелки, восстановили купол, отремонтировали два помещения. Однако вскоре банк обанкротился и работы прекратились. А в 2000 г. из-за «шалостей» подростков сгорел купол здания, и процесс разрушения ускорился: рухнули межэтажные перекрытия, отвалилась лепнина, прогнил и обрушился пол, образовав ямы в подвал. Единственное, что уцелело – качественная каменная кладка.

В 2021 г. районные власти приняли решение после года ожидания признать постройку бесхозной, а затем вернуть её в собственность района, чтобы сдать в аренду или снова продать инвестору. В ноябре 2022 г. Белебеевский горсуд признал объект культурного наследия бесхозным. Ныне деевский особняк пребывает в запустении – туда наведываются лишь редкие туристы, да местные маргиналы.

«Внутри весной кругом течёт с крыши, которой почти и не осталось, вместе со снегом и льдом падают куски самой крыши, - описывает свои впечатления туристка, посетившая Знаменку. - Второго и третьего этажа давно нет, лестницу почти всю разобрали. От былой роскоши остался только фасад, внутри всё разрушено, сломано. Валяются бутылки, мусор, всё загажено. Стены исписаны, возможно, местными, возможно, туристами. В любом случае это удручающе. Это же культурное наследие».

КОЛОКОЛА НАД СЕЛОМ

Память о Николае Дееве в селе хранит и кирпичная церковь с колокольней, выстроенная по его приказу на месте бывшего завода. Строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» велось около 10 лет и завершилось в 1913 году. Интерьер был выполнен по православным канонам, по библейским сюжетам: стены и потолки украшали яркие фрески (по некоторым данным, авторства одного из братьев Маковских). Звон посеребрённых куполов разносился далеко по округе.

К слову, с появлением храма связана одна из версий переименования села Кутузы: поскольку он был открыт в престольный праздник 1913 года, к 300-летию династии Романовых, в эти дни село и было названо Знаменкой, в честь главной иконы храма.

Весной 1961 г. решением райкома партии Знаменская церковь была закрыта. При большом скоплении народа сняли кресты и колокола, часть икон вывезли в Белебей, часть была утеряна. Были уничтожены царские врата и лепные детали. Здание храма передали сельскому клубу.

Лишь в 1988 г. оно было возвращено православным. Сельчане несли в церковь иконы, собрали добровольные пожертвования на восстановление храма. В частности, на средства верующих отлили и установили 5 колоколов. В декабре 2005 г. колокольным звоном церковь возвестила о возобновлении служб.

P.S. В декабре 2024 г. жительница Белебеевского района обратилась к главе республики Радию Хабирову с просьбой найти средства на восстановление усадьбы Деевых. Как ответила начальник отдела по управлению муниципальной собственностью администрации Белебеевского района Линара Зайнуллина, восстановление и реставрация особняка – дорогостоящий процесс, требующий больших финансовых и человеческих ресурсов, но «администрация прилагает все усилия к поиску финансирования работ».

Ольга ВЕТРОВА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: О качестве юмора, ностальгии по комедии, стихах «с перчиком» и хамстве
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу