Башкирия: Госоркестр Башкирии триумфально открыл 33-й концертный сезон
13 сентября 2024В 2018 году успешный кларнетист Артур Назиуллин возглавил Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан и за короткое время сумел сделать из него высокопрофессиональный коллектив.
Артур Назиуллин сделал блестящую сольную карьеру. Фото из личного архива
К ЦЕЛИ ИДЁМ НЕ СПЕША
- Сложилась интересная ситуация: худрук оперного театра Аскар Абдразаков - действующий певец, министр культуры Амина Шафикова - действующая пианистка. Вы – гендиректор госоркестра и действующий кларнетист… Как это - работать на два фронта?
- Думаю, всё сошлось: определённые музыкальные способности и организаторские навыки. Музыкант умеет организовать себя, а некоторым ещё и удается организовать жизнь творческого коллектива. Много лет до переезда в Башкирию, я совмещал в Москве концертную деятельность и преподавание. В 2010 году был арт-директором Фонда Исаака Дунаевского, работал вместе с Максимом Дунаевским. В 2016 году в моей жизни появился Фонд Спивакова. В 2018-м получил предложение возглавить Национальный симфонический оркестр Башкортостана (с 1 декабря 2023 г. – Государственный академический симфонический оркестр РБ).
Решение оставить Москву далось мне непросто, я сотрудничал и по сей день сотрудничаю с множеством российских оркестров. Посоветовался с коллегами, наставниками. Было интересно попробовать свои силы на новом поприще. Поначалу давалось тяжело, зато сейчас виден результат этой большой работы.
- Вы публично заявляли, что планируете повысить качество оркестра и сделать коллектив новым брендом Башкирии. Получается?
- Мы приближаемся к намеченной цели методично и спокойно, без шапкозакидательства. Чтобы достичь её быстро, нужны огромные финансовые вливания. Эти почти шесть лет, что я возглавляю оркестр, весьма непростой этап развития страны. В мае 2020 года, в разгар пандемии, мы практически первыми в стране вышли на работу, играли малыми составами, давали онлайн-концерты. И развитие нашей виртуальной концертной площадки продолжается: с декабря прошлого года благодаря национальному проекту «Культура» у нас прекрасный виртуальный концертный зал с серьёзным оборудованием для съёмки и трансляций. СВО внесла корректировки в формирование бюджета страны и республики. Увеличить финансирование оркестра в 3-4 раза маловероятно. Можно было бы, как в футболе, пригласить в команду лучших мастеров, сделать именитому скрипачу зарплату в три раза больше, чем он получал в Москве, например… Мы пошли иным путём.
- Каким же?
- Нас поддерживает и глава республики, и министерство культуры – по мере возможностей. Постепенное развитие оркестра тоже даёт свои результаты. Нам удалось сохранить костяк коллектива, пригласить новых музыкантов. Ввели стажёрскую программу, набираем совсем молодых исполнителей, студентов – чтобы они могли расти. Ощущение стагнации, некой потерянности ушло.
Музыканты, уроженцы Башкирии, обрели второе дыхание. В 2021 году оркестр впервые выступил в Москве в Концертном зале имени Чайковского – и сейчас мы ежегодно играем на этой престижной площадке. С 2021 года начались наши ежегодные выступления и на сцене Большого зала Московской консерватории – четверть века спустя. Оркестр гастролирует с выдающимися музыкантами – например, с Денисом Мацуевым.
Меня радует наша стабильность. Как говорил мой учитель, она – показатель класса. Четвёртый год подряд, в апреле, мы ездим в гастрольный тур по регионам России, даём концерты в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Впервые в истории коллектив из Башкирии выступил в Концертном зале Мариинского театра! В нашем репертуаре появились симфонии Малера и Брукнера. Творчество этих композиторов оказалось интересно нашей публике, которая развивается вместе с оркестром. Посещаемость за последние пять лет выросла в три раза. Это очень важные цифры для нас. Мы дорожим своим слушателем.
ГЛАВНОЕ - МУЗЫКА
- Возможно увлечь классической музыкой десятки тысяч горожан?
- Фестиваль «Романтика осени» посетили более 65 тысяч человек! Значит, вечные ценности классической музыки уфимцам близки. В отличие, например, от оперного театра с его роскошными интерьерами, декорациями и костюмами, на симфоническом концерте нет никакой картинки, кроме музыкантов на сцене. Мы ярые противники какого-либо фона, экранов – видеосопровождение удешевляет суть, музыка – самое главное. Привлечь публику можно только качеством игры. Мы задействуем и соцсети, и рекламу - так о нас узнают больше людей. Когда публика после концерта благодарит музыкантов, это дорогого стоит.
- Какие качества необходимы директору, руководителю?
- Амбициозность, умение убеждать, договариваться. Задача руководителя – сглаживать любые ситуации, выстраивать стабильный и ритмичный ход развития учреждения и во внешней, концертной деятельности, и во внутренней – во всём, что касается настроений, состояния работников. Плотно работаем с министерствами культуры и финансов, убеждаем в необходимости доведения заработной платы до достойного уровня, проведения крупных проектов, фестивалей и гастролей. Важно отбросить мысли о собственном благополучии и жить желанием развития вверенного тебе учреждения.
Первые три года на посту гендиректора я сократил число своих сольных выступлений на 90%. За это время систематизировал большое хозяйство. Но сколько ещё предстоит! Вряд ли найдется руководитель, готовый признаться, что уже можно почивать на лаврах. К сожалению, вынужден констатировать страшный кадровый голод - хороших инструменталистов катастрофически не хватает! То же самое можно сказать про множество регионов. Проблем всегда хватает: с деньгами, с людьми, с транспортом… Но это и стимулирует к развитию.
УФА БУДЕТ НА СЛУХУ
- Каково творческое кредо кларнетиста Артура Назиуллина и ГАСО РБ?
- Они совпадают - всегда проявлять максимум того, что можешь. Нам важно, чтобы Уфа была на слуху у меломанов – наряду с городами, где давние музыкальные традиции. Да, всё сразу получаться не может. Нужно больше работать, чтобы расти. Уже сейчас оркестр известен за пределами Уфы. Более того - думаю, что о городе на музыкальной карте страны узнали во многом благодаря и нам.
- Фестиваль «Романтика осени» собрал знаменитых исполнителей. Уфа музыкальная может стать туристической точкой?
- Мы рады, что республика имеет возможность проводить крупные культурные фестивали, которые собирают огромную аудиторию любителей классической музыки и уникальных музыкантов! Денис Мацуев, Ильдар и Аскар Абдразаковы, Женисбек Пиязов и вокалисты из Узбекистана, оркестр имени Е.Светланова. Я сам с большим удовольствием выходил на сцену с Госоркестром, а за дирижёрским пультом был маэстро Дмитрий Крюков! Точно знаю: есть поклонники, специально приезжающие в Уфу из других городов именно на программы нашего оркестра. Так что вполне допускаю, что на туристической карте мы вскоре окажемся.
Мы сами регулярно выезжаем в муниципалитеты республики, это тоже пропаганда классической музыки. Неплохо было бы реализовать идею симфонической аллеи у ГКЗ «Башкортостан». Считаю, оркестр достоин своего сквера с набором стендов, инсталляций, монументов.
ДОСЬЕ
Артур Назиуллин.
Родился в 1988 г. в Уфе. Окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Победитель международных конкурсов. Народный артист РБ. Лауреат Госпремии им. С. Юлаева, Республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича.
Юрий ТАТАРЕНКО
RSS |
Другие новости рубрики «Культура»:
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу