Башкирия: Госоркестр Башкирии триумфально открыл 33-й концертный сезон

13 сентября 2024

В 2018 году успешный кларнетист Артур Назиуллин возглавил Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан и за короткое время сумел сделать из него высокопрофессиональный коллектив.

Артур Назиуллин сделал блестящую сольную карьеру. Фото из личного архива

К ЦЕЛИ ИДЁМ НЕ СПЕША

- Сложилась интересная ситуация: худрук оперного театра Аскар Абдразаков - действующий певец, министр культуры Амина Шафикова - действующая пианистка. Вы – гендиректор госоркестра и действующий кларнетист… Как это - работать на два фронта?

- Думаю, всё сошлось: определённые музыкальные способности и организаторские навыки. Музыкант умеет организовать себя, а некоторым ещё и удается организовать жизнь творческого коллектива. Много лет до переезда в Башкирию, я совмещал в Москве концертную деятельность и преподавание. В 2010 году был арт-директором Фонда Исаака Дунаевского, работал вместе с Максимом Дунаевским. В 2016 году в моей жизни появился Фонд Спивакова. В 2018-м получил предложение возглавить Национальный симфонический оркестр Башкортостана (с 1 декабря 2023 г. – Государственный академический симфонический оркестр РБ).

Решение оставить Москву далось мне непросто, я сотрудничал и по сей день сотрудничаю с множеством российских оркестров. Посоветовался с коллегами, наставниками. Было интересно попробовать свои силы на новом поприще. Поначалу давалось тяжело, зато сейчас виден результат этой большой работы.

- Вы публично заявляли, что планируете повысить качество оркестра и сделать коллектив новым брендом Башкирии. Получается?

- Мы приближаемся к намеченной цели методично и спокойно, без шапкозакидательства. Чтобы достичь её быстро, нужны огромные финансовые вливания. Эти почти шесть лет, что я возглавляю оркестр, весьма непростой этап развития страны. В мае 2020 года, в разгар пандемии, мы практически первыми в стране вышли на работу, играли малыми составами, давали онлайн-концерты. И развитие нашей виртуальной концертной площадки продолжается: с декабря прошлого года благодаря национальному проекту «Культура» у нас прекрасный виртуальный концертный зал с серьёзным оборудованием для съёмки и трансляций. СВО внесла корректировки в формирование бюджета страны и республики. Увеличить финансирование оркестра в 3-4 раза маловероятно. Можно было бы, как в футболе, пригласить в команду лучших мастеров, сделать именитому скрипачу зарплату в три раза больше, чем он получал в Москве, например… Мы пошли иным путём.

- Каким же?

- Нас поддерживает и глава республики, и министерство культуры – по мере возможностей. Постепенное развитие оркестра тоже даёт свои результаты. Нам удалось сохранить костяк коллектива, пригласить новых музыкантов. Ввели стажёрскую программу, набираем совсем молодых исполнителей, студентов – чтобы они могли расти. Ощущение стагнации, некой потерянности ушло.

Музыканты, уроженцы Башкирии, обрели второе дыхание. В 2021 году оркестр впервые выступил в Москве в Концертном зале имени Чайковского – и сейчас мы ежегодно играем на этой престижной площадке. С 2021 года начались наши ежегодные выступления и на сцене Большого зала Московской консерватории – четверть века спустя. Оркестр гастролирует с выдающимися музыкантами – например, с Денисом Мацуевым.

Меня радует наша стабильность. Как говорил мой учитель, она – показатель класса. Четвёртый год подряд, в апреле, мы ездим в гастрольный тур по регионам России, даём концерты в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Впервые в истории коллектив из Башкирии выступил в Концертном зале Мариинского театра! В нашем репертуаре появились симфонии Малера и Брукнера. Творчество этих композиторов оказалось интересно нашей публике, которая развивается вместе с оркестром. Посещаемость за последние пять лет выросла в три раза. Это очень важные цифры для нас. Мы дорожим своим слушателем.

ГЛАВНОЕ - МУЗЫКА

- Возможно увлечь классической музыкой десятки тысяч горожан?

- Фестиваль «Романтика осени» посетили более 65 тысяч человек! Значит, вечные ценности классической музыки уфимцам близки. В отличие, например, от оперного театра с его роскошными интерьерами, декорациями и костюмами, на симфоническом концерте нет никакой картинки, кроме музыкантов на сцене. Мы ярые противники какого-либо фона, экранов – видеосопровождение удешевляет суть, музыка – самое главное. Привлечь публику можно только качеством игры. Мы задействуем и соцсети, и рекламу - так о нас узнают больше людей. Когда публика после концерта благодарит музыкантов, это дорогого стоит.

- Какие качества необходимы директору, руководителю?

- Амбициозность, умение убеждать, договариваться. Задача руководителя – сглаживать любые ситуации, выстраивать стабильный и ритмичный ход развития учреждения и во внешней, концертной деятельности, и во внутренней – во всём, что касается настроений, состояния работников. Плотно работаем с министерствами культуры и финансов, убеждаем в необходимости доведения заработной платы до достойного уровня, проведения крупных проектов, фестивалей и гастролей. Важно отбросить мысли о собственном благополучии и жить желанием развития вверенного тебе учреждения.

Первые три года на посту гендиректора я сократил число своих сольных выступлений на 90%. За это время систематизировал большое хозяйство. Но сколько ещё предстоит! Вряд ли найдется руководитель, готовый признаться, что уже можно почивать на лаврах. К сожалению, вынужден констатировать страшный кадровый голод - хороших инструменталистов катастрофически не хватает! То же самое можно сказать про множество регионов. Проблем всегда хватает: с деньгами, с людьми, с транспортом… Но это и стимулирует к развитию.

УФА БУДЕТ НА СЛУХУ

- Каково творческое кредо кларнетиста Артура Назиуллина и ГАСО РБ?

- Они совпадают - всегда проявлять максимум того, что можешь. Нам важно, чтобы Уфа была на слуху у меломанов – наряду с городами, где давние музыкальные традиции. Да, всё сразу получаться не может. Нужно больше работать, чтобы расти. Уже сейчас оркестр известен за пределами Уфы. Более того - думаю, что о городе на музыкальной карте страны узнали во многом благодаря и нам.

- Фестиваль «Романтика осени» собрал знаменитых исполнителей. Уфа музыкальная может стать туристической точкой?

- Мы рады, что республика имеет возможность проводить крупные культурные фестивали, которые собирают огромную аудиторию любителей классической музыки и уникальных музыкантов! Денис Мацуев, Ильдар и Аскар Абдразаковы, Женисбек Пиязов и вокалисты из Узбекистана, оркестр имени Е.Светланова. Я сам с большим удовольствием выходил на сцену с Госоркестром, а за дирижёрским пультом был маэстро Дмитрий Крюков! Точно знаю: есть поклонники, специально приезжающие в Уфу из других городов именно на программы нашего оркестра. Так что вполне допускаю, что на туристической карте мы вскоре окажемся.

Мы сами регулярно выезжаем в муниципалитеты республики, это тоже пропаганда классической музыки. Неплохо было бы реализовать идею симфонической аллеи у ГКЗ «Башкортостан». Считаю, оркестр достоин своего сквера с набором стендов, инсталляций, монументов.

ДОСЬЕ

Артур Назиуллин.

Родился в 1988 г. в Уфе. Окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Победитель международных конкурсов. Народный артист РБ. Лауреат Госпремии им. С. Юлаева, Республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича.

Юрий ТАТАРЕНКО


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Об актёрских генах, широком амплуа, «терапевтических» ролях и ожидании Спилберга
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу