Башкирия: Дарья Донцова – о привычке к чтению, комплексе величия и проблемах с названиями

25 июля 2024

Известная писательница, самый издаваемый автор России в мае стала почётным гостем уфимской книжной ярмарки «Китап-байрам». За 25 лет Дарья Донцова написала более 270 детективов, свыше 20 детских книг, а также автобиографии и кулинарные книги.

«У меня нет комплекса великого писателя». Фото globallookpress.com

НЕ ДУМАТЬ, ЧТО ТЫ КРУТОЙ

- Дарья, кто был вашим учителем в литературе?

- Моими учителями были книги. Считаю, что писатель вырастает из читателя. Если вы никогда ничего не читали, если не знакомы с огромным объёмом литературы, стать писателем будет очень сложно. Либо вы напишете одну-единственную книгу – о себе.

Я в 14 лет прочитала «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси, эта книга произвела на меня невероятное впечатление. Но у неё не было продолжения – книга обрывается на определённом томе. Я поехала в Ленинскую библиотеку и стала спрашивать продолжение. Библиотекарь сказала, что автор его задумал, но не написал. На мои вопросы она ответила: «Он умер». И в мою детскую голову пришло понимание, что, когда уходит писатель, все его книги уходят вместе с ним – это было очень печально.

- Вас часто спрашивают, как стать писателем?

- Молодые люди нередко интересуются: «Какую книгу написать, чтобы мне очень хорошо заплатили?». Но, если хочешь начать писать, чтобы хорошо заработать, ничего не выйдет, поверьте.

Мой совет: главное – писать, а не думать, какой ты крутой писатель. Я пишу, поскольку не могу без этого жить. Поверьте, никто не заставляет меня брать ручку и бумагу. И в детстве никогда не хотела быть писательницей. Хотя писал мой отец, в Переделкино я также наблюдала, как работают Валентин Катаев, Лев Кассиль, Корней Чуковский. Однажды я, маленькая девочка Грушенька Васильева, зашла в кабинет к Катаеву. Спросила с порога: «Что главное в работе писателя?» Тот работал над текстом и, не поворачивая головы, ответил: «Чугунная задница!». Это услышала его жена и возмутилась: «Что ты такое говоришь ребёнку?». На что Катаев сказал: «Ничего, дети должны знать суровую правду жизни!». То есть для писателя важна усидчивость.

Я росла в доме, где книг было столько, что они отовсюду падали, даже в туалете были книжные полки. Научилась читать в 5 лет. Перед школой прочла Майна Рида. В 10 – «Яму» Куприна, в 12 – романы Золя, в 14 – «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Сегодня считаю, что вся правда о семейной жизни – в книгах Мопассана.

- Как приучить ребёнка к чтению?

- Уважаемые родители, думающие, на что потратить деньги! Вы можете сходить в кафе или купить хорошую книгу для себя или своего ребенка – так делайте правильный выбор. Если ребёнок не видит родных и близких с книгой в руках, если в семье для чтения только освежитель воздуха в туалете, ребёнок не будет читать, ему нужен живой пример перед глазами. Как выбрать хорошую книгу из того, чем заполнены книжные магазины? Очень просто. Ищите текст, который вас цепляет. Но, если вас не зацепила классика, значит, вы просто до неё не доросли. Поставьте аккуратно книгу на полку и скажите спасибо её автору. Не пожалею никаких денег на книгу, которую мне захотелось приобрести и прочесть.

В школе надо не просто преподавать литературу - важно приучить детей читать. Ребятам должно быть интересно. Меняется время, страна, носители информации, но электронные книги, онлайн-чтение – не враги ребёнку. Самое главное, чтобы он читал! Увы, школьная программа составлена не очень корректно по отношению к детям. Есть книги, которые не поймешь, не прожив лет 30. Гениальный роман Горького «Жизнь Клима Самгина» читать в 7-м классе бесполезно - это слишком рано, в нём мало что поймёшь, он не для детского ума. Девочки, проходя «Войну и мир», пролистывают батальные сцены – то есть они в лучшем случае знакомятся с половиной романа Толстого! Беда в том, что такой подход может отбить интерес к Толстому на всю жизнь! «Войну и мир» лучше всего читать лет в 35-40 . Студентам журфака тяжело даются «Бруски» Панферова. И так далее, перечислять можно долго. Но, если вы начали с книг Донцовой – вы точно дорастёте до чтения классики!

«Я – ОДНА ИЗ ВАС»

- Четверть века вы пишете по книге в месяц, и все они хорошо продаются. Почему россияне так любят детективы Дарьи Донцовой?

- Всё очень просто – я одна из вас. Мне знакомы печали и неприятности, которые переживаете вы все, и это находит отклик в душах читателей. Например, меня беременную бросил первый муж: исчез на второй день после кончины моего отца, я сразу ему стала не нужна. Так я осталась в двадцать лет одна, без денег, в коммуналке с новорождённым сыном на рукахСейчас читаю бесплатно лекции в Сретенском монастыре, они помогают справиться с хандрой, поскольку направлены на помощь людям, столкнувшимся с болезнями и жизненными неурядицами.

У меня нет комплекса великого писателя. Когда меня хвалят, я начинаю смущаться. То, что я пишу книги, не делает меня лучше вас. Я с вами одной судьбы.

- Раскройте секрет: откуда столько фантазии, чтобы создавать бестселлеры?

- На этот вопрос у меня никогда не было ответа. Представим, вы по телевизору смотрите гениальный фильм режиссера Феллини. Или Тарковского. Кто гениальнее – телевизор или Феллини? Ответ очевиден: великий итальянец. Так вот, я – телевизор. А кто в моем случае тот самый Феллини, я не знаю.

Я написала много книг. И названия – это уже моя боль. В них не должны повторяться слова, иначе читатель запутается. Всякий раз исписываю огромные листы с вариантами названий новой книги. Приношу свои предложения редактору и слышу: это слово у вас было уже.

Замысел новой книги приходит ко мне, когда я сижу в кровати, а вокруг мои мопсы. Рядом – чашка чая. Беру листок, ручку – и вперёд.

– Помните, как дебютировали в детективном жанре?

- Когда заболела онкологией, чтобы отвлечь себя от мрачных мыслей, начала сочинять детективные истории. Никогда не думала, что мою первую книгу, написанную в больнице, издадут. Дочь прочла текст и выразила уверенность, что его непременно напечатают. В то время детективы писали трое: Маринина, Устинова и Полякова, царство ей небесное. Я знала, что книги Марининой выходили в «Эксмо», это издательство тогда находилось недалеко от моего дома. Я показала рукопись издателям, мне предложили принести что-то ещё. А я ведь написала в больничной палате четыре повести подряд. Я побежала домой за текстами, побросала их в авоську, где у меня хранился лук. Торопилась, пока заказчик не передумал – и вернулась в издательство в ботинках мужа! И у меня приняли в работу все четыре произведения!

Сегодня я уверена: в паре писатель-читатель главный, безусловно, читатель. Без вас, друзья, нет нас, пишущих! Моя задача – развеселить читателя, разгрузить его голову, чтобы он не думал о проблемах в семье или на работе. Если министр образования спросит, какую свою книгу я предложила бы включить в школьную программу по литературе, ответила бы без колебаний: «Сказки прекрасной долины».

- А что подвигло стать автором кулинарных книг?

- НашимсоседомвдоменаулицеЧерняховскогобылдядяЯшаКостюковский, сценаристтрёхзнаменитыхкинокомедийГайдая: «Бриллиантоваярука», «ОперацияЫ» и «Кавказскаяпленница». ЖенаКостюковского, тетяФира, научиламеняготовить. Еётетрадкиисталимоейпервойкулинарнойкнигой. Многолетянеготовлюникакойэкзотики, унасдомалюбятгречневуюкашусгрибами.

«ПИШУ РАДОСТНО»

- Что для вас счастье?

- Когда все дома, поели, посуда помыта и все спят! В этот момент я начинаю отдыхать. Открою страшную тайну: я обожаю компьютерную игру «Спасти принцессу от дракона», она для детей 7-9 лет. И 13-й выпуск этой игры – большой подарок для меня. Признаюсь вот ещё в чём: я интернет-идиотка. Могу в телефоне куда-то нажать – и пропадёт вся информация! Спасибо детям, они регулярно помогают мне восстановить данные…

- Как вас называют дома?

- У меня целая куча домашних прозвищ. Одно из них – Растеряха. Я действительно перед важной поездкой могу забыть дома паспорт, ключи. Плохо вожу машину, на дороге я страшней гранаты…

Трое детей зовут меня мамой, а орда внуков – бабушкой, а как иначе? У меня есть близкая подруга, мы знакомы, страшно сказать, с детского сада – это 65 лет! Она приклеила ко мне немало прозвищ, но сейчас не стану их озвучивать. А в мире храма я всегда Агриппина.

- Что для вас главное?

- Люди порой задаются вопросом: «В чём смысл человеческой жизни?». Обычно говорят: любить родителей, иметь хороших детей, жить в хорошей квартире. А если человек умер, то что? А ничего. Смысл – в работе души, чтобы попасть в царствие небесное. Люди – это такие зверушки, которых можно воспитать только благодаря различным испытаниям. Попав в трудную ситуацию, спросите себя: почему это со мной случилось? И поищите ответ.

- Любимый вопрос журналистов: над чем работаете?

- Над очередной книгой. Пишу радостно. Скоро в Москве пройдёт презентация книги «Дневник счастливой прихожанки». Меня просили её написать несколько лет. В конце концов я созрела. Эта книга о том, как человек приходит в храм, рассказываю о личном опыте. Надеюсь, читателям будет интересно.

ДОСЬЕ

Дарья (Агриппина) Донцова.

Родилась в 1952 г. в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ. Работала в газете «Вечерняя Москва», журнале «Отчизна». Автор более 240 детективных романов, суммарный тираж которых превысил 200 млн экземпляров. Лауреат конкурса «Книга года», премий «Автор года», «Имя года», «Бестселлер года» и книжного «Оскара». В 2019 г. по итогам опроса ВЦИОМ в 13-й раз выбрана «Писателем года».

Юрий ТАТАРЕНКО


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Об актёрских генах, широком амплуа, «терапевтических» ролях и ожидании Спилберга
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу