Башкирия: В Уфе установят памятник главному архитектору Черниковска Маргарите Куприяновой
9 ноября 2023«Я приехала в посёлки, а оставила город... Черниковск – это моя гордость!», - как-то заметила Маргарита Куприянова – женщина, которой уфимцы обязаны красотой и гармонией архитектурного ансамбля северной части города. Строительство Черниковска, вскоре ставшего районом Уфы, главный архитектор Куприянова считала главным делом своей жизни. Вопрос увековечивания имени этой неординарной личности поднимается давно, и местами даже успешно. А на днях обнародован эскиз будущего памятника знаменитой горожанке.
ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ
Маргарита Куприянова родилась в Уфе в 1918 году, окончила школу №3, была бессменным старостой класса. Характера ей было не занимать с детства. Живший с ней в одном дворе будущий известный врач и краевед Борис Попов подчёркивал, что с молодых лет она была лидером, её уважали, к ней тянулись. Именно в школе Куприяновой дали меткое прозвище «тигра». В 1936 году Маргарита поступила на архитектурный факультет Московского института инженеров транспорта, а в 1941-м её распределили в один из западных районов страны. Но все планы спутала война: выпускница МИИТ вернулась в Уфу и какое-то время работала в архитектурных организациях.
Примерно в этот период, после визита на моторостроительный завод «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина родилась идея города–спутника Уфы. Во время посещения цехов гость узнал, что многие рабочие из окрестных деревень ночуют прямо в цехах в связи с тем, что не могут каждый день возвращаться домой. 5 декабря 1944 года «для приближения руководства к огромному строительству» Сталинский район Уфы преобразовали в город Черниковск. Ещё через четыре года был разработан и утверждён генеральный план его застройки.
Тогда же, в 1948 году 29-летнюю Маргариту Куприянову назначают главным архитектором возводимого с чистого листа города. Там же, в Черниковске расположился и её рабочий кабинет (родительский дом был на другом конце «уфимской географии» - на ул. Пушкина). Несмотря на юный, тем более по современным меркам, возраст, даже солидные чиновники с уважением обращались к ней не иначе как по имени-отчеству.
В ПОИСКАХ ДОМИНАНТЫ
…Картофельные поля, на которых в беспорядке торчали лишь невзрачные бараки для рабочего люда, значительную часть которого составляли заключённые, - такое «великолепие» досталось в удел Маргарите Николаевне. Постепенно на основе разросшихся там промышленных предприятий и посёлков стал формироваться самостоятельный город - Черниковск. В конце 40-х его улицы были обозначены пока только на планах, в ходу были исключительно названия кварталов – так было удобнее строителям.
«Малоэтажные дома, заняв всю территорию, отведённую для них, распространились даже на места, не предусмотренные под жилищную застройку. В зонах, не подлежащих застройке, возникли три посёлка: Ново-Александровка, Аварийный и ДОК… Город до сих пор представляет собой сеть разрозненных посёлков», - так довольно резко высказывалась М. Куприянова о городе тех лет. Может быть, именно тогда у неё родилась идея стержневой, проходящей через весь Черниковск магистрали с ярко выраженными доминантами. Центральная часть этой улицы, получившей, разумеется, имя Сталина, была обозначена проектировщиками на почти свободном от построек месте. Поэтому можно было планировать геометрически правильный – социалистический, как тогда любили говорить, город. В среде старожилов обозначение Черниковки как «соцгород» не редкость и сегодня.
Знающие люди утверждают, что практически все черниковские объекты в 30–40-е годы строили заключённые из расположенного неподалёку «пятого лагеря». После войны к русскоговорящим зэкам присоединились и несостоявшиеся завоеватели. Многие уфимцы до сих пор считают, что их руками построена едва ли не вся Черниковка. Но к весне 1950 года массовый процесс репатриации военнопленных немцев был завершён, а в 1953 году лагерь для них был ликвидирован. Можно утверждать лишь, что немцы успели поучаствовать в строительстве кинотеатра «Победа» (1948 г.) и нескольких домов. Всё остальное, что ныне составляет архитектурное достояние бывшего Черниковска, строили победители.
ОТ СТАЛИНСКОГО АМПИРА ДО ХРУЩЁВСКОЙ СЕРОСТИ
При непосредственном участии Куприяновой развернулись работы по застройке огромного пустыря. За основу проектирования кварталов Маргарита Николаевна взяла лучевую систему расположения улиц, по которой построены красивейшие города мира, в том числе Петербург (не случайно гости Уфы угадывают в облике Черниковки сходство с северной столицей). Прокладывались новые улицы и инженерные сети, мостились тротуары, строились жилые дома и социальные объекты своеобразной архитектуры, закладывались скверы, парки, в том числе парк «Победа» (ныне – Нефтехимиков). Всё было подчинено общей идее - совместить величие страны-победительницы с максимальным функционалом зданий. Куприяновой удавалось гармонично совмещать эстетику городской среды и природные зелёные ландшафты.
В начале 50-х на улице Первомайской выросли и знаменитые восьмиэтажки - до тех пор невиданное явление в уфимском градостроительстве, ставшие архитектурной доминантой нового города. Не так давно историко-архитектурная экспертиза признала их право быть включёнными в единый реестр объектов культурного наследия народов России.
Но когда строились вторая башня и дворец культуры им. С. Орджоникидзе, вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Многие коллеги советовали Куприяновой «умерить аппетит». Нетрудно представить, чего ей стоило отстоять почти готовые объекты! От чего-то пришлось отказаться, но главный отрезок улицы Первомайской Маргарита Николаевна смогла спасти. И сегодня сразу бросается в глаза, как в разных местах меняется архитектура улицы: от «сталинского ампира» у восьмиэтажек до серых домов периода «борьбы с излишествами» в начале улицы, у парка Победы или тоскливо-безликих хрущёвок ниже кинотеатра «Победа» и до самого ДК Машиностроителей.
24 июля 1956 года топоним Черниковск исчез с карт: его вновь объединили с Уфой, а должность главного архитектора города упразднили.
Черниковка по сей день остаётся эталоном градостроительства.
ЗА «ПРЕКРАСНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ»
Талант и работоспособность Куприяновой не остались невостребованными. Позже, уже будучи начальником отдела по делам архитектуры уфимского горсовета, Маргарита Николаевна принципиально оставалась сторонницей «прекрасной целесообразности»: она считала, что комфорт не должен противопоставляться красоте, иначе получится большая серая и неуютная деревня из каменных глыб. Боевой характер Куприяновой, доставшийся ей от отца, инженера-железнодорожника, не давал покоя никому. Рассказывают, что сам первый секретарь обкома КПСС Мидхат Шакиров перед началом совещания или конференции просил её не выступать. А она всё равно выходила на трибуну, если того требовали интересы дела. Коллеги вспоминали, что говорила Куприянова «красиво и объективно, не боясь никого и ничего». Однажды, ещё в середине 50-х годов, Маргарита Николаевна дала команду озеленить косогор над рекой Белой в районе тогдашнего Парка нефтехимиков (ныне – Победы). И получила за это выговор. Никто теперь уже про тот эпизод и не вспомнит, а вот покрытые нежной зеленью майские берёзы в нынешнем парке Победы ещё долго будут оставаться живым памятником женщине, главным в жизни которой были вовсе не твёрдая воля и уверенность в себе, а способность понимать красоту и умение творить её.
ОТКУДА «СБЕЖАЛ» ПАМЯТНИК?
Почти 20 лет, до 1975 года, до выхода на пенсию Маргарита Николаевна работала в «Башпроекте». Она не представляла жизни без общения: давние друзья и одноклассники частенько собирались к ней на застолья. В 1966 году вышел справочник-путеводитель «Уфа», автором одной из глав которого – «Архитектурный облик города» - выступила М. Куприянова.
После смерти Маргариты Николаевны её книги по архитектуре и весь фотоархив семейства перешли Борису Попову. Частично эти материалы хранятся в библиотеке УГНТУ, в фондах одной из школ и в детской библиотеке № 17.
Маргарита Николаевна Куприянова удостоена звания «Заслуженный строитель РСФСР» и шести правительственных наград. Она умерла 3 января 2003 г. в Уфе, похоронена на Южном кладбище. Но пока в Уфе нет ни мемориальной доски на зданиях, связанных с её именем, ни улицы в её честь. Правда, в июне 2021 г. Уфимский горсовет постановил назвать именем М. Куприяновой аллею на отрезке улицы Первомайской между Дворцом им. С. Орджоникидзе и ул. Ульяновых. Тогда же прошёл открытый конкурс на лучший проект памятника, который планируется установить на этой аллее. Лучшей признана работа скульптора Ханифа Хабибрахманова. Его неоднозначное, если не сказать спорное творение стало предметом эмоциональных обсуждений и яростных споров, переходящих в протест. Большинство горожан сошлись во мнении, что запечатлённый образ не имеет ничего общего с обликом «матери всея Черниковки», как часто называли Куприянову. Многие и вовсе сочли это решение оскорбительным и обозвали скульптуру «восьмой девушкой, сбежавшей с фонтана» (имея в виду работу Х. Хабибрахманова «Семь девушек»). Впрочем, есть утешительный момент: по словам самого автора, вопрос с изготовлением и установкой памятника будет решаться в лучшем случае в будущем году.
Анатолий ЧЕЧУХА
Фото yandex.ru
![]() |
RSS |
Другие новости рубрики «Культура»:
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу