Башкирия: Балерина рассказывает о пластике тела и о том, что она любит

28 октября 2015

28 октября 2015.

Заслуженная артистка РБ Валерия Исаева так скромно себя держит, без тени звёздности, что не подумаешь об её известности. Разве не на таких, как она, держится репертуар театра?
Е. Словьёва, Уфа

«Мои старшие товарки сердито пытались меня чему-то учить.»
Как покорить Одиллию?
Ей адресованы бурные аплодисменты за Анюту в одноимённом балете, Одетту в «Лебедином озере», Марию в «Бахчисарайском фонтане» и Машу в «Щелкунчике». Но она не склонна перечислять успехи, переживая за партии, над которыми следует ещё много работать. К примеру, Одиллия с её коварным кокетством и женской наступательностью пока оказывает сопротивление исполнительнице с её природной добротой и мягкостью.  
Валерии повезло: в Башкирском театре оперы и балета с ней работает тот же педагог, что и в хореографическом колледже им. Р. Нуреева.
 - Как мы дрожали в пятом классе, когда узнали, что нас взяла Шапкина. О её строгости ходили легенды, - вспоминает Валерия. – Сегодня Людмила Васильевна столь же требовательна, но уровень отношений другой – уважительно-дружеский. Мы отделываем каждую деталь. Другой поворот головы, чуть иной жест, и героиня уже меняется, характер углубляется. Пластика тела – наша основная выразительность. Даже в неизменно идеальные партии хочется внести какой-то новый живой штрих.
Когда «Лебединое» начало?
«Лебединое озеро», приехавшее из Москвы на гастроли в Ульяновск (родной город Валерии), произвело такое впечатление на маленькую зрительницу, которая с пяти лет ходила в танцевальный кружок, что она  заявила родителям: «Хочу стать балериной». В 10 лет её повезли в Казанское хореографическое училище. Она получила там отказ. В Уфе к набору опоздала, но не сдалась и на следующий год поступила.
В 2008 г. выпускница начала танцевать в кордебалете театра оперы и балета. Когда я спросила её, даёт ли советы начинающим, она отрицательно покачала головой: «Нет. Слишком хорошо помню, как у меня на первых порах далеко не всё получалось и мои старшие товарки, вынужденные из-за меня повторять на репетициях общие движения, сердито пытались чему-то учить, а я смущалась и зажималась ещё больше».
Однако довольно скоро способной и старательной Валерии стали поручать «выходы на зрителя» - в па-де-труа «Лебединого озера», во вставном номере «Жизели», а потом появились и сольные партии. Одна из них оказалась особенно сложной – в балете «Прометей» Рустэма Сабитова. Его поставил Игорь Марков из Санкт-Петербурга в современной хореографии. Трудности только подстёгивали, работали до седьмого пота.
Участвуя в престижных состязаниях, Валерия привезла диплом из Сочи с конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» и заняла I место в Красноярске на форуме «Балет XXI века». Однако конкуренция не слишком прельщает балерину Исаеву, хотя признает, что в таких поездках можно «приглядеть» оригинальные находки коллег, – она отдаёт предпочтение работе над новыми партиями в балетах с сюжетом, особенно драматическим.
Почему на коне?
Валерия на коне в прямом и переносном смысле. Она получает удовольствие от прогулок верхом на своём любимом Вэнсае. Только времени на это выпадает чересчур мало. В театре занята во всех спектаклях, в доброй половине танцует ведущие партии. Нисколько не комплексует, что в «Анюте» она не только главная героиня, но и Студентка, чьё короткое появление нужно счастливой альтернативе судьбы Анюты, или в «Лебедином» не всегда Одетта, а иногда выходит в танце маленьких лебедей. Ей всё интересно, но хочется совершенствовать мастерство. А потому спокойно отказывается от выгодного турне, если предстоит станцевать Джульетту. Её любимое домашнее занятие - чтение: «В книгах можно почерпнуть массу идей для сценических образов. И пробовать, экспериментировать, добавлять новые краски».
Фригия в «Спартаке» - её любимая партия, в ней трагизм и сила, чистота и открытость, свобода и любовь. Похоже, эти качества в какой-то степени соответствуют её характеру, доброму и светлому. Она и высшее образование получает по работе с людьми, имеющими отклонения в здоровье. «Педагогом ведь надо быть строгим, а мне детей жалко» - в этой фразе вся Валерия Исаева с её тонкой и нежной душой, которую она дарит своим героиням.

КОММЕНТАРИЙ

Леонора КУВАТОВА, художественный руководитель балетной труппы:
- Валерия очень самокритична. Замечания принимает с благодарностью. Хотя их и не так много. Она технически очень крепкая балерина, чувствуется школа её педагога Людмилы Шапкиной.


Алла ДОКУЧАЕВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу