Башкирия: Из Саши не сделали Шакирьяна

12 октября 2022

«В музее села Кунакбаево Учалинского района рассказывали небылицы об Александре Матросове» ­ сообщил нам один из читателей нашей газеты. Мы решили проверить информацию.

«Музей А.Матросова-Ш.Мухамедьянова» в здании Кунакбаевского сельсовета.

КАК ПОЯВИЛСЯ МИФ

Оказалось, что это отголоски еще той старой скандальной истории, когда исторические факты пытались подменить идеологией. Герой Советского Союза Александр Матросов, как известно, ушел в Красную армию из Уфимской трудовой колонии в 1942 году, куда попал по приговору саратовского суда (об этом тоже было не принято говорить, хотя речь шла всего лишь о нарушении паспортного режима).

 Но в 1980­е годы партийный идеолог и журналист Рауф Насыров выдвинул гипотезу о том, что подвиг совершил вовсе не русский парень, а сын «распутного пьянчуги» (именно так его характеризовали в свое время односельчане – прим. ред.) из деревни Кунакбаево Учалинского района Башкирии Шакирьян Мухамедьянов.

И хотя документальные подтверждения «кунакбаевской» версии отсутствуют, почему­то ее продолжают радостно тиражировать. Более того, её апологеты время от времени придумывают и озвучивают новые и, порой, далеко не безобидные «доказательства». Причем у автора сложилось впечатление, что инкубатором этих домыслов до недавних пор был тот самый местный сельский музей.

СУД, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Говорят, версия была придумана, чтобы угодить первому секретарю Башкирского обкома Мидхату Шакирову. Но это не наверняка, ведь продолжила жить и после его скандальной отставки в 1987 году. При этом никаких реальных документов, подтверждающих миф, за сорок лет так и не обнародовано. Но периодически в башкирских СМИ появляются материалы, где повторяют, как Рауф Насыров «открыл башкирское происхождение Матросова». К примеру, весной 2022 года на одном из местных телеканалов даже показали ролик (вот ссылка на него youtu.be/YnGarurCmvY), в котором не постеснялись выдать за факт откровенные небылицы.

Правда, и предпосылки для этого были. Дело в том, что в Кунакбаево в здании сельсовета имеется «Музей Героя Советского Союза Александра Матросова (Шакирьяна Мухамедьянова)». Об этом рассказывают учалинские сайты, а на фасаде здания органа местного самоуправления имеется соответствующая информация на большом баннере с приглашением посетить указанное заведение.

В упомянутом ролике экскурсовод музея утверждала даже о, якобы, наличии судебного решения о признании тождества личностей Александра Матросова и Шакирьяна Мухамедьянова: «Рауф Хаевич Насыров подал в суд – Верховный суд. Был суд. В итоге, как бы всё было доказано. Документы были, но как объясняют, национализировать героя нельзя, сказали».

В реальности дело обстояло иначе. В районный и Верховный суды РБ несколько раз заявления подавал не Рауф Насыров, а «Совет аксакалов» Учалинского района. Эти же «аксакалы», кстати, требовали «исправить» надпись на памятнике Александру Матросову в Уфе, заменив на «Шакирьян Мухамедьянов».

Однако председатель ВC РБ Булат Тлякбирдин еще летом 1993 года сообщил руководителю «совета аксакалов» Рамазану Нигматуллину, что подобного рода дела не подлежат рассмотрению в судебном порядке поскольку «не ведут к изменению или приостановлению личных или имущественных прав». Об этом проинформировала 29 июля того же года местных жителей районная газета «Серп и молот».

Но суть в другом ­ личность Александра Матросова подтверждена Верховным судом РСФСР ещё в 1967 году, когда с парня снимали судимость за нарушение паспортного режима. Поэтому сторонникам гипотезы о Шакирьяне Мухамедьянове не раз предлагали обратиться в тот же Верховный суд страны для пересмотра дела Матросова «по вновь открывшимся обстоятельствам» и предъявить там свои «доказательства». Но смельчаков, пожелавших судиться в Москве, не нашлось.

ЗАЧЕМ ГЕРОЕВ «НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ»?

Ещё три месяца назад через социальную сеть мы просили уважаемого экскурсовода из Кунакбаево сообщить, когда же состоялся суд, на котором «как бы всё было доказано» и где найти судебное решение, но ответа так и не получили. Другого мы, честно говоря, и не ожидали, так как по теме Матросова знаем буквально все.

Особенно резанула в упомянутом ролике фраза о «национализации героя». Нам показалось, что подобная информация создает определенное межнациональное напряжение на ровном месте. Странно, что экскурсовод (она бывший педагог) это не почувствовала, допустив такую формулировку.

Подчеркнем, что во время Великой Отечественной войны, несмотря на голод, лишения и невзгоды, моральная обстановка в Учалинском районе была здоровая – интернациональная. Это следует из большого числа изученных нами документов Национального архива РБ, материалов учалинской и республиканской прессы военного и послевоенного времени, а также воспоминаний граждан. А сегодня в сети появляются заявления каких­то непонятных «комитетов», которые намекают на организацию частичной мобилизации по национальному признаку.

ПРОВЕРКУ НЕ ПРОШЛИ

Хотя все и так было понятно, мы все же решили съездить непосредственно в Кунакбаево и уточнить: вдруг, действительно, там появились какие­то новые документы?

Приехав в село днем в пятницу 17 июня 2022 года, столкнулись с первой неожиданностью: доступ в музейную комнату для нас оказался закрыт. При этом никакой информации о режиме работы музея и порядке его посещения нет ни на здании сельсовета, ни в интернете.

Сотрудники сельсовета сообщили, что музеем заведует руководитель местного ДК. Однако обнаружить её местонахождение невозможно! Здание ДК тоже оказалось закрыто на замок и даже вахтер куда­то подевался. Поиски ответственного заканчивались стандартно: «Ушла на обед», «Уехала на весь день в Учалы», «Когда будет ­ не известно» и так далее.

В общем, сложилось впечатление, что нас сознательно водили за нос, разыгрывая сценку из сельской художественной самодеятельности. Позже мы узнали, что доступ в музей села Кунакбаево действительно ограничили и он возможен только, по словам очевидцев, по разрешению главы Кунакбаевского сельсовета. А особо «подозрительных» вообще отправляют в районную администрацию.

Сравним это с тем, что происходит в столице. В Уфимском юридическом институте тоже есть музей Героя Советского Союза Александра Матросова, причем расположенный на режимной территории. Однако попасть туда, по предварительной заявке, может любой желающий. И это образец уважительного отношения к памяти героя и жителям города!

ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 

Мы обратились к документам и выяснили, что «Музей героя Советского Союза А.Матросова – Ш.Мухаметьянова» (почему­то через «т», а не через «д» ­ прим. ред.) в Кунакбаево, зарегистрированный как юрлицо 21 апреля 2010 года, ликвидирован решением учредителя – местного сельсовета 13 мая 2014 года.

«Совет аксакалов г. Учалы и Учалинского района» тоже ликвидирован. В данном случае налоговой службой России как недействующее юрлицо ещё с 31 августа 2007 года. Есть выписки на эти организации на официальном сайте ФНС России.

 Сейчас, как нам неофициально объяснили, в Учалинском историко­краеведческом музее, кунакбаевское «заведение находится в подвешенном состоянии». Это и понятно – реликвий там нет от слова совсем. Не считать же таковыми пожарную каску отца Шакирьяна, стенд с шежере Мухамедьяновых, да литературные сочинения кунакбаевцев, которые здесь хранятся.

Чтобы закрыть тему, мы обратились в администрацию Учалинского района и недавно получили ответ от и.о. главы Алика Салахутдинова, который подтвердил нам, что музей не имеет статуса юрлица и представляет собой экспозицию в выставочном зале Кунакбаевского сельсовета. Посетить экспозицию можно через сотрудников Учалинского историко­краеведческого музея. Видимо, именно специалисты, без ненужной самодеятельности, будут отныне вести экскурсии. Надеемся, что более квалифицированно и объективно.

Александр КОСТИЦЫН

Фото автора


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Жители Шмидтово борются против частного детского клуба
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым