Башкирия: Рашит Гимаев о хоккее, детях и современной педагогике
17 Февраля 201617 февраля 2016.
Весной прошлого года хоккейную школу «Салавата Юлаева» возглавил популярнейший в Уфе игрок Рашит Гимаев. В 80-х годах сразу три брата Гимаевых: Ирек, Рашит и Ринат - выходили на лёд. Теперь средний из них учит хоккейному мастерству других.
Начало 80-х. Три брата Гимаевых (слева направо): Рашит, Ирек в форме ЦСКА. Ринат вместе с отцом Фаритом Нуртдиновичем. Фото из архива семьи
Чистка рядов
- Прошёл почти год, как ты стал директором «юлаевской» спортшколы. Сейчас не то что в «Салавате Юлаеве», даже в молодёжном «Толпаре» половина игроков - приезжие. Почему так получилось?
- Да, сложилась такая ситуация. Не хотел бы комментировать, то что было до меня, какие требования предъявлялись к тренерам, к молодым хоккеистам. Я пришёл на условия, которые мы обговорили в прошлом году с Александром Семаком (на тот момент гендиректор клуба. – Ред.). Главное: если мне доверяют, то в школе нужно работать, как сам считаешь нужным, чтобы были развязаны руки. И, конечно, чувствовать поддержку.
- В преподавательском составе прошла-таки серьёзная «чистка рядов»?
- У меня не укладывалось в голове, что наши известные специалисты оказались не у дел, трудились в других структурах. Повезло, что удалось задействовать в школе работавших в команде мастеров Василия Чижова и Вадима Тарасова, вернуть с Украины знаменитого «юлаевца» Рамиля Юлдашева. Из Учалов вновь приехал Владимир Герасимов. Владимира Воробьева пригласили как тренера-консультанта по всем возрастам. С его помощью стараемся, - правда, пока не до конца сумели это сделать – выстроить правильный тренировочный процесс. Со старшими более-менее навели порядок, теперь будем заниматься младшими. В общем, вернули всех ключевых людей, с кем вели переговоры. А тех, кто, честно говоря, не соответствовал уровню «Салавата Юлаева», мы попросили освободить свои места.
- Теперь надо набраться терпения и ждать результата?
- Тут всем надо набраться терпения. Не знаю, какой срок нам дадут, но сейчас, во всяком случае, мы идём в гору. Чтобы воспитать достойного хоккеиста, нужен не год и не два. Мы же не фокусники.
- После недавней смены гендиректора сердце не дрогнуло?
- Нет, мы просто делаем свою работу, что можем и считаем нужным по выбранному направлению. Надеюсь и до нового руководства донести свои идеи. Хотя у нас уже не раз были рабочие встречи, каких-то корректировок нет. Возможно, к нам ещё в чём-то присматриваются.
- Сколько тренеров сейчас в школе?
- В спортшколе «Салавата Юлаева» 26 тренеров. 10 из них пришли перед началом и в ходе нынешнего сезона.
Красота на вывоз
- Если вспомнить времена, когда ты играл в первой и высшей лигах советского хоккея: что мы сегодня приобрели и что потеряли?
- Главное, что потеряли – это комбинационность. После контактов с канадцами они взяли у нас всё передовое, а мы… В 90-е лучшие игроки, да и тренеры разъехались по другим странам. Передать мастерство и умение оказалось некому. Приходится наверстывать упущенное. Сегодня матчи НХЛ, между прочим, стали очень интересными, несмотря на их маленькие площадки. А у нас теперь - более канадский хоккей (в прежнем его понимании). Но есть команды, отдельные игроки, верные прежним традициям. В Магнитогорске, например, Мозякин с Зариповым играют в советский хоккей. И это то, к чему наши ребята должны стремиться, к чему мы их должны готовить.
- Кстати, твой брат Ирек заканчивал играть в хоккей в Японии и Словении, ты сезон провёл в Югославии. Попали под влияние моды?
- Это было уже перед распадом Советского Союза. В те времена в СССР в 30 лет ребят уже списывали из команд, но «железный занавес» начал открываться и нам, «старичкам», просто позволяли поиграть за рубежом. Особого впечатления югославский хоккей не произвёл, он тогда в стране был скорее на любительском уровне.
- Ты поиграл и с Иреком в ЦСКА, и с Ринатом в «Салавате Юлаеве». А сейчас ваши дороги разошлись?
- Да, Ирек и Ринат живут в Калининграде. Ирек вот недавно подарок прислал (показывает на герб России из янтаря), он сейчас член правления Ночной хоккейной лиги. А Ринат работает тренером, отправил к нам в школу одного своего воспитанника, вроде нормальный, перспективный парень.
- Когда Ирек играл в ЦСКА, в сборной, это на тебя не давило?
- Просто радовался его успехам, гордился за него, ну и сами с Ринатом старались расти, чтобы его не подвести. В хоккее ведь как - играешь, насколько можешь. Сколько тебе отмеряно способностей, здоровья. Но всё, что есть – надо сполна отдавать. Здесь мы всегда честно себя вели.
Арифметика роста
- Какая проблема для тебя, как для директора школы, сейчас главная?
- Назвал бы её даже не главной, а страшной - это родители. Они пытаются с чудовищной энергией вмешиваться буквально во всё. Хотя у нас в положении и записано, что такое поведение может закончиться отчислением ребёнка. Ничего не помогает. Пишут во все инстанции, анонимки посылают. Есть и такие, которые приходят, пытаются нас «строить». Мол, мы должны гордиться, что их сын в нашей школе занимается. С такими, конечно, разговор приходится вести жёстко. Но проблема даже не в этом, – если в семье отношение к ребёнку как к «избранному», если его втягивают в войну с педагогами, какой толк от занятий? Лишний раз убеждаешься, что становление хорошего хоккеиста во многом зависит от родителей.
- Мальчишек в «юлаевскую» спортшколу приходит много?
- Сейчас даже перебор в младших возрастах. Но беда в том, что ребята для современного хоккея мелкие. Это проблема нашего региона. Сложно найти крупного, координированного мальчишку. Мелкие, они вначале шустрят, быстрее всё осваивают. Но настаёт момент, и начинают сникать, теряться. В 13-14 лет им становится уже тяжело. Рост у хоккеистов, чтобы иметь перспективу, сегодня должен быть 185 см и выше. Даже Панарин с его 180 см уже выглядит исключением, смотрится маленьким. Такие, как он, редко на высокий уровень пробиваются.
- А со льдом есть проблемы?
- Нет, сейчас его относительно хватает. Вообще мы с этого года перестали отчислять детей. Расстаемся с ними только по состоянию здоровья и по заявлению родителей. Ну и, конечно, из-за нарушения нашего регламента. Теперь у нас в младших возрастах организованы по две-три группы, в зависимости от уровня, для создания конкуренции. Посмотрим, что из этого получится. Игорь Захаркин (главный тренер «Салавата Юлаева» - Ред.) утверждает, что на подобных принципах больше никто в России не работает. И раз есть такая возможность, он двумя руками за такой подход.
- В республике строится много искусственного льда. Это можно считать как основанием хоккейной пирамиды в Башкирии?
- Если там будут работать специалисты и фанаты хоккея, оттуда можно будет что-то отбирать. Если всё останется на уровне массовки, толку не будет. У нас сейчас есть договоры со школой Азаматова в Уфе, с хоккейными школами Стерлитамака, Сибая, Учалов. Там с ребятами занимаются приличные тренеры, и всё лучшее попадёт, конечно, в Уфу. Обидно, что несколько лет назад мы «потеряли» город Салават. Хотя там и школа, и база приличная. Но здесь «Газпром» наложил свою питерскую «лапу», команда называется СКА-«Юрматы» и занимается подготовкой кадров для Санкт-Петербурга. Надо учитывать, что всю базу в Салавате построил «Газпром», который, как известно, спонсор питерских команд.
- Хоккей – один из самых дорогих видов спорта. На что может рассчитывать ребёнок, чем ему может помочь школа, а где он и родители должны надеяться только на себя?
- К сожалению, примерно до 11 лет родителям придётся брать все расходы по экипировке ребёнка и разъезды на турниры на себя. В играх на первенство России все переезды, питание и проживание оплачивает клуб, а остальное – за счёт родителей.
- Рашит, ты на многие годы оказался фактически вне большого хоккея. Было ощущение, что вернёшься?
- Видимо, не настал ещё тот час, чтобы расстаться с ним. Всё время переживал за команду, хотя и не часто бывал в последние годы на матчах. Но с приходом Александра Семака, как говорится, вспомнилось всё.
ДОСЬЕ
Рашит Гимаев.
Родился в Уфе 27 октября 1959 г. Начал заниматься хоккеем в СДЮШОР «Салавата Юлаева» у тренера Александра Кочкина. В 20 лет получил место в основном составе «Салавата Юлаева». Кроме Уфы, выступал за команды ЦСКА (1985/1986), «Црвена Звезда» (Югославия, 1990/1991), «Итиль» (Казань,1991/1992). Один из самых результативных нападающих в истории команды, забросил в составе уфимского клуба 186 шайб. В середине 90-х создал для участия в чемпионате республики команду «Башэкспресс».
Роман СМИРНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
![]() |
RSS |
Другие новости рубрики «Спорт»:
Болельщики «Салавата Юлаева» потребовали от руководства клуба положить конец спекуляции билетами на хоккейные матчи
Сергей Михалёв: «Сказать, что болею за «СЮ», не могу»
Фоторепортаж "Тренировка башкирской женской команды по хоккею "Агидель"
Кто как может, поможет хоккейной молодежи в Башкирии
Турнир по наследству: в Уфу прибыл Владислав Третьяк
Кандры-Куль накрыла спортивная волна - здесь прошли соревнования нефтяников