Башкирия: история создания народного инструмента – уже легенда

11 июня 2014

11 июня 2014.


Мастер Вакиль ШУГАЮПОВ случайно изобрел массовый способ производства национального башкирского инструмента. Если бы не он, курай мог бы навсегда остаться музейным раритетом. Сейчас без него не обходится ни сабантуй, ни другой большой праздник. А недавно объявлено голосование за растение - символ республики. Не исключено, что им станет курай.

Никому не хочу рассказывать, как делать курай. Фото автора

Началось со скрипки
- Вакиль Шарипович, вы - художник по образованию, почему вдруг возник интерес к музыкальному инструменту?
- К музыке ещё с армии неравнодушен. Я служил в штабе Балтийского флота художником, в латвийском городе Лиепае. Поднимаюсь как-то к себе и слышу: скрипка звучит. Заслушался. Познакомился с музыкантом: оказался сослуживец, который играет в духовом оркестре армии. Написал письмо в деревню родственникам: пришлите мне денег, куплю скрипку. Прислали
20 рублей, купил инструмент – он тогда стоил около 10 рублей. По самоучителю научился играть.
После армии поехал учиться в художественное училище в Алма-аты. А денег нет совсем на житье-бытье. Пришлось 8 месяцев поработать в шахте. Денег накопил, начал учиться. А после третьего курса перевелся в казанскую «художку», пошли слухи, что на севере Казахстана атомную бомбу испытывают.
- Какая работа у вас самая любимая?
- Моя дипломная оказалась одной из самых трудоёмких  работ. Я задумал такую картину: сидит за столом старик, прошедший первую мировую войну, октябрьскую революцию, и читает присланные ему письма молодежи. На стене по радио передают популярную в те времена песню «Вихри враждебные» - он отстукивает мотив пальцами по столу. Я пошел на улицу Баумана, чтобы найти образ этого старика. Мимо проходили генералы, полковники, преподаватели… Никто не подходит. А напротив нашей девятиэтажки жил сын Сталина, сосланный сюда Хрущевым. Он умер, говорят, отравили. Похоронили его на Арском кладбище. Решил пойти посмотреть на могилу. У входа на кладбище сидел сторож, я глянул на него и понял – вот он, старик с моей картины. Уговорил его позировать.
За эту работу меня отправили поступать в Москву, в институт. Я поехал, но жена ждала ребёнка, жить не на что, вернулись. В Уфе стал учителем.
Ленин свернулся в трубку
- Так откуда в вашей жизни появился курай?
- Как-то я задумал монументальную работу – триптих. Три сюжета из разных времен. На первой картине Урал-батыр: одна нога у подножия горы, другая – на вершине, меч в руке. Смотрит вокруг – всё ли спокойно, не идёт ли война. На второй  – гора из убитых башкир, сражавшихся с врагами. На третьей – кураист на вершине Янгантау. Он слушает музыку гор, окруживших его со всех сторон. На роль кураиста я сразу выбрал Гату Сулейманова, признанного мастера-виртуоза. Он мне и рассказал о том, что национальный инструмент наш на грани исчезновения. Ведь тростник растёт не везде, а те изделия, которые из него делают, недолговечные, хрупкие. И засел у меня в голове вопрос, из чего сделать курай, чтобы его можно было производить массово.
- История, как вы скрутили инструмент из Ленина, – это уже из разряда легенд…
- В то время я работал в башкирском отделении Художественного фонда РСФСР, в основном, делал мозаичные панно с изображением вождя из древесного шпона. В тот день у меня на полу мастерской тоже был «разложен» Ленин. Требовалось собрать картину размером 1,5 на1,2 - её готовили на подарок делегации из немецкого округа Галле, которая прибыла в Башкирию. Когда работал над теневой частью портрета, долго не мог определиться с оттенком. Кинул в воду лакированный шпон красного дерева и начал кипятить, так как он от этого темнеет. Чтобы сравнить цвета, отрезал кусок нелакированного шпона и тоже в воду положил, вытащил – а он в трубку свернулся. Словно молния, в голове пронеслась мысль –
это же курай! Всё бросил и начал искать что-то продолговатое и круглое, чтобы вокруг него скрутить шпон. Под руку попалась ручка из-под щётки для мусора – она и послужила инструментом для создания первого прообраза курая. Долго потом работал над созданием самого инструмента, настройкой тональностей. Гата Сулейманов, сыграв на моих пробных экземплярах, дал добро. Через 5 лет я оформил авторское свидетельство на изобретение.
Засохший лес
- Много у вас сегодня заказчиков народного инструмента?
- Сейчас намного меньше. Появилось много других мастеров, которые берут за основу мое изобретение и выпускают массово. Я хотел запатентовать созданную мной технологию изготовления курая и написать книгу с подробным разъяснением, чтобы оставить знания будущему поколению. Но при оформлении патента столкнулся с препятствиями – то музыкального образования у меня нет, то сам процесс оформления пытались провести с нарушениями. Я отказался. А без этого патента никому не хочу рассказывать. Жалко ведь.
- Сейчас картины рисуете?
- Нет никакого вдохновения. Только мысли посещают, что вот так можно было бы и так, но за такие идеи можно и в тюрьму попасть.
- Как бы вы изобразили сегодняшнюю жизнь страны?
- Я бы нарисовал засохший лес, а меж ними несколько пышных цветущих деревьев. У нас богатая земля – есть нефть, газ, уголь, золото. Раньше всё это было общее, а теперь – в руках избранных. Только им позволено подпитываться и цвести, удел остальных – медленно засыхать.

ДОСЬЕ

Вакиль Шугаюпов родился в 1936 году в Салаватском районе, рано осиротел. Окончил Казанское художественное училище. Работал учителем рисования и черчения в уфимской школе, затем художником башкирского отделения Художественного фонда РСФСР. В 1974 году изобрёл способ изготовления курая из строганного шпона, что позволило получить более надёжный и качественный по звучанию инструмент, а главное – он стал доступен всем, тогда как раньше единственным материалом был тростник, который растёт не везде. Занимался поисками и возрождением думбыры. В мае 1985 года комиссия рекомендовала образцы его инструмента в массовое производство.
В декабре прошлого года стал лауреатом премии правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

КСТАТИ

Ещё одним популярным изготовителем курая является Рамиль Хуснуллин из Кугарчинского района. Он в 2004 году запатентовал свой способ. В описании патента значится, что деревянная трубка, изготовленная по технологии Шугаюпова, не позволяет получать прочные, тонкостенные (толщиной не более 1 мм) трубки инструмента, что ведёт к обеднению тембра. Кроме того, они быстро растрескиваются вдоль волокон шпона, так как внутренняя поверхность стенки курая сильно увлажняется во время игры. Хуснуллин решил устранить недостатки, взяв за  основу всё же технологию Шугаюпова. Его способ отличается тем, что стенки трубки он формирует из двух или трёх слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой. Шпон каждого слоя укладывают волокнами под углом друг к другу и оси трубки.

Айгуль МУСИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
 «Салават Юлаев» нападал легионерами, а защищался «улицей Зорге»
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым