Башкирия: Почему чиновникам не нравятся жалобы граждан?
13 марта 2025Депутаты Госсобрания подумывают о том, чтобы законодательно ограничить граждан в праве жаловаться в органы власти. Тех, кто делает это неоднократно, инициатор предложения, председатель Союза писателей Айгиз Баймухаметов назвал «юридическими террористами».
Чиновники считают, что жалобы отвлекают от основной работы. Фото freepik.com
«ЗАЩИТИТЬ ВЕДОМСТВО»
Скандальную инициативу депутат Баймухаметов выдвинул 5 марта на заседании комитета по развитию институтов гражданского общества, информационной политике и делам религий. Поводом стало высказывание первого замминистра образования и науки Светланы Антипиной о том, что некоторые жалобщики злоупотребляют своим правом (один из них за 2 года написал в министерство около 500 писем!).
- Граждане просто терроризируют ведомство или организацию, - посетовал Баймухаметов. - К сожалению, мы ничего с этим сделать не можем. Возможно, какое-то предложение внесем. Возможно, у нас будет закон, ограничивающий человека [в праве] обращаться по одному и тому же вопросу в одно и то же ведомство несколько раз. Нам надо как-то защищать ведомства.
Напомним: Айгиз Баймухаметов - председатель союза писателей РБ, главный редактор молодёжного журнала «Шонкар», член Совета по культуре и искусству при главе Башкирии. По современным меркам писатель довольно скрытен: его профили в соцсетях либо отсутствуют, либо закрыты. Групп Союза писателей РБ три, но формат у них странный, а основная (которая велась только на башкирском языке) заброшена уже больше полугода. Очевидно, с построением коммуникации здесь явные проблемы.
Между тем чиновники и депутаты инициативу одобрили и сошлись во мнении: жалобщики парализуют работу системы. Мол, всё рабочее время уходит на подготовку ответов на обращения через электронную приёмную или госпаблики.
Инициатива вызвала бурное обсуждение в соцсетях. Некоторые посчитали её здравой: «По ФЗ о порядке рассмотрения обращений срок ответа 30 дней. То есть, если вы, не дожидаясь, писали новую жалобу, естественно, не могли получить ответ… Я как человек, тоже работающий с обращениями, депутата полностью поддерживаю». «Надо разрешить только 4 жалобы в год. А если больше, пора на медицинскую экспертизу. Кляузничество - симптом шизофрении», - пишут пользователи.
ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ
Но большинство восприняло инициативу резко негативно. «Может принять меры по отношению к неэффективным чиновникам и депутатам, которые не могут решить проблемы? Вот «Уфа снежная» - вообще не работает, только для отчёта фотографии лепят. Транспорт чёрт знает как ходит - на это приходится жаловаться. И, кстати, данный депутат чем помог народу? Какие полезные законы принял? Или просто штаны просиживает?». «Надо депутатам Курултая начать уже работать честно и добросовестно, чтобы на вас народ не жаловался. Выполнять свои обязанности и задачи, а не затыкать народ». «Правильно! Одна жалоба в год! А то распоясались крепостные... совсем отдыха нет, приходится на Мальдивах скрываться...». «Нищеброды мешают уважаемым между собой людям о смысле жизни и народе думать». «Ну так если решать вопросы, а не ныть, наверное, не будет по 500 жалоб копиться, но ему проще поплакать. Бедный, приходится делать свою работу». «10 обращений в течение 35 дней потребовалось, чтобы решить вопрос. Почему-то с первого раза и даже с 9-го никто не хочет свои обязанности исполнять». «За три жалобы от граждан нужно уволить любого чинушу и на 3 года запретить работу в госорганах». «Депутаты, которые против народа, не должны быть депутатами. Мы вас кормим, и вы должны быть за народ! А вы придумываете законы против народа!», - негодуют и иронизируют граждане.
- Федеральный закон 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» не допускает ограничение конституционного права на подачу обращений, жалоб, предложений, - прокомментировал юрист Дмитрий Черкасов. - В действиях депутата и его инициативе усматриваются планы нарушить конституционное право граждан.
Юристы предложили чиновникам и депутатам направить усилия не на сокращение числа обращений, а на создание условий, которые свели бы их к минимуму.
По словам самих чиновников, этот закон иногда даёт лазейку, чтобы игнорировать частые обращения от одних и тех же лиц. Но, если письмо написано заново, с новыми данными, оно вновь запускается в работу. Нет ответа - последуют санкции по КоАП.
В ПОИСКАХ ПРАВДЫ
Современная политика выстроена вокруг инициативности граждан. Уже много лет починить светофор, залатать яму, заменить лампы в фонарях в парке, очистить мусорный контейнер возможно лишь после того, как проблема будет обнародована в соцсетях и «поймана» системой «Инцидент менеджмент». Без заявок эти простые вопросы не решаются.
Так, без интерактивной карты «Уфа снежная» коммунальщики словно не знают, как и где убрать снег. За зиму там накопилось более 14 тыс. заявок, при этом отклонены лишь 3 тысячи. На «Карту ямочного ремонта» за сезон поступает более 8 тыс. заявок! А программа «фонящих» дорог? Список трасс, на которые активно жалуются в соцсетях, в итоге стал республиканской программой!
Всего по итогам 2024 г. жители республики оставили 332 470 обращений. В среднем за неделю ЦУР отчитывается о 5-6 тыс. сообщений. Добрая половина из них касается пробок, аварий, ям на дорогах, нехватки автобусов и плохой работы ЖКХ. В 2024 г. жители Башкирии подали 68 790 жалоб на дороги, 39259 – на работу ЖКХ, 37972 – на благоустройство, 16832 – на общественный транспорт, 11414 – на соцобслуживание. По данным ЦУР, решены проблемы по 319 839 заявок.
По статистике СК России, Башкирия входит в число регионов, откуда в ведомство поступает больше всего жалоб. Их отрабатывают под контролем руководителя Александра Бастрыкина. Люди обращаются за помощью в надежде на справедливость и восстановление своих прав. Налаживание качественной коммуникации было важным шагом.
По итогам 2024 г. отмечен рост числа обращений в минЖКХ и Госжилнадзор: более 29,5 тыс. (в 2023 -23 211, в 2022 – 18 692). Более 63% из них – по поводу ненадлежащего управления многоквартирными домами.
- Среди основных проблем – неудовлетворительная работа управляющих компаний, плохое состояние подъездов и дворов, задержки с капремонтом, перебои в водоснабжении и отоплении, аварийное состояние инженерных коммуникаций, - уточнила и.о. председателя Госжилнадзора Александра Авдеева.
Но одно дело - ремонт светофора, заплатка на яму или лампочка в подъезде – эти вопросы решаются оперативно. А если это крупная проблема, касающаяся тысяч человек и требующая больших усилий, – например, обманутые дольщики, отсутствие воды, нехватка автобусов? Вот тут пострадавших месяцами держат в неведении и провоцируют на новую волну жалоб.
- Система работает так: если проблему можно решить за день, мы ставим ей повышенную срочность и спускаем «подведам» с обязанностью отчитаться в рамках дедлайна, - рассказала бывшая сотрудница центра обработки заявок граждан. – Есть заявки, на которые нужны ресурсы, деньги, определённая погода - там можно поставить дедлайн в течение месяца. А есть сезонные вещи, которые нельзя решить зимой - надо ждать лета, либо проблема сама рассосётся с теплом.
Но что делать, если проблема не решена в короткий срок, а в ответ - лишь отписка? И как быть, если за повторную жалобу тебя могут занести в список «юридических террористов»?
КОММЕНТАРИЙ
Председатель общественной палаты РБ Даниил Абдрахманов:
- Обращение - важный элемент взаимодействия власти и граждан, оно показывает, что проблема в принципе имеется. И говорить, что людей стоит в этом ограничивать, неправильно. Граждан, которые забрасывают государственные органы письмами, немного. И, если эти люди не делают ничего противозаконного, называть их террористами неправильно.
Юлия БАЙДЖАНОВА
![]() |
RSS |
Другие новости рубрики «Общество»:
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым