Башкирия: Система патриотического воспитания даёт сбои

22 января 2025

По мнению экспертов, педагоги учат не тому и не так, дети не верят взрослым, пытаются докопаться до истины самостоятельно и считают, что «пять минут попеть гимн - не воспитание патриотизма».

Сегодня у школьников огромное множество источников информации. Фото Валерий Христофоров / АиФ

НЕКОМУ УЧИТЬ

В этом учебном году в школах Башкирии обновлен предмет ОБЖ - теперь он называется «Основы безопасности и защиты Родины». Дети должны изучать два новых модуля – «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» и «Военная подготовка. Основы военных знаний». Однако пока основное содержание курса не изменилось - ученикам по-прежнему дают знания по основам безопасности в быту, общественных местах, информационном пространстве, а также первой помощи пострадавшим и т.п. Новых учебников пока тоже нет.

Как нет и учителей: более чем в двух десятках школ, куда мы звонили, ставка свободна. По данным рекрутинговых сайтов, только в Уфе на данный момент открыто более 30 вакансий преподавателя ОБЗР. Мужчины на зарплату в 18-22 тыс. рублей работать не идут, а предложить больше бюджетные учреждения не могут.

В начале этого года в минобразования сообщали, что на 1960 школ республики всего 319 учителей ОБЖ. Более чем в 300 малокомплектных школах эту дисциплину ведут педагоги, которые совмещают по 4-5 предметов. При острой нехватке кадров отмечается и резкое старение педсостава. А пожилые учителя при всем желании не могут давать современным детям нужный уровень знаний.

- На сегодня ситуация с патриотическим воспитанием в школах довольно сложная, - отметил член Общественной палаты РБ, председатель совета регионального отделения общественной организации «Поисковое движение России» Владимир Волков. - Связано это в первую очередь с нехваткой грамотных специалистов для организации этой работы. Как правило, туда они не идут из-за низких зарплат и большой загруженности, потому что в школах специалистов, которые занимаются патриотикой, нагружают ещё и дополнительной работой. Отношение такое, что у этих людей много свободного времени, и им накидывают абсолютно ненужную нагрузку. Привлекать ветеранов СВО нужно обязательно, но с определённой долей осторожности: многие из них страдают посттравматическим синдромом.  К сожалению, у многих к тому же нет опыта работы с детьми и педагогического образования.

«САМИ ВСЁ ЗНАЕТЕ»

- Складывается впечатление, что учителя сами не понимают, что такое патриотизм и как ему надо учить, - рассуждает восьмиклассница Алёна. - Моя семья переехала из Белгорода, но проблема, как просто и понятно рассказывать детям о происходящем, есть и там, и тут. Часто они говорят: вы и сами всё видите, слышите, знаете. А мы не знаем, у нас другие интересы: мультики, игры, секции, творчество. Не до взрослых проблем, в общем. Если так нужно посвящать нас во взрослые темы, почему не делать это более организованно? Чтобы не приходилось додумывать и самим искать правду в интернете.

- У нас нет ОБЖ, про патриотизм рассказывают на уроках «Разговоры о важном». Но там столько «вы должны» и «только это правда», что слова просто теряют смысл, ценность. Я не верю в слова без доказательств, - признается 12-летний Амир. 

- К сожалению, школьники сегодня мало проявляют собственную инициативу в изучении истории, не знают нынешних героев СВО, - говорит член Общественной палаты РБ, председатель «Российского Союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций» в РБ Дмитрий Глушко. - Возможно, мало социальной рекламы в этой части. Дети должны ходить в библиотеки, изучать историю, сейчас даже комиксы с героями СВО есть в библиотеках, но мало кто об этом знает. Для патриотического воспитания нужно ходить в музеи, например, в Музей боевой славы. Было бы здорово, если бы их сделали бесплатными для школьников.

«ПЯТЬ МИНУТ ГИМНА»

- Тема патриотизма в нашей школе начала раскручиваться только в последние пару лет, - считает уфимский выпускник Вадим. - Причём нами это не воспринималось как что-то полезное - больше как рутина, нужная учителям для галочки. Возможно потому что они больше уделяли внимание внешнему - опозданиям, картинке, а не тому, как мы ко всему относимся. Уроки вёл физрук, а он и сам не оратор, и от нас мало что требовал: не контролировал, не требовал.  Полевые сборы прошли в школе. Кажется, единственным интересным моментом был выезд на стрельбы: подержать в руках настоящее оружие, потренироваться в меткости... Поэтому, думаю, куда эффективнее прививать патриотизм через литературу, историю, наших великих авторов. Или давать детям больше практики, погружения. Пять минут попеть гимн - это не воспитание патриотизма.

- Дети сами неохотно берутся за проекты на тему патриотизма, а нас сковывают требования методик, - говорит учитель уфимской школы Гузель. – Может, и рады побольше рассказать о подвигах и героях, но есть ФГОС: сверху спускают готовые материалы, видео, фото. Обязаны работать по ним. За этим – не только планы по конкретной дисциплине, но и куча дополнительной работы: обход семей школьников с проверками условий проживания, постановка на питание, изменения в расписании, подвоз школьных автобусов, а ещё проблемы с дисциплиной и прочая рутина. На высокую миссию воспитания патриотов времени почти не остаётся.

Пока восполнять пробелы в преподавании актуальной истории помогают инициативы общественников - например, тех, кто сам побывал «за ленточкой» и может рассказать о своём опыте. Но такие встречи редки.

- Низкая, возможно, вовлечённость ветеранов СВО объяснима, - комментирует депутат Госсобрания Рустем Ахмадинуров. - Во-первых, основная часть бойцов сейчас находится в зоне боевых действий. Во-вторых, во многом участники СВО - не публичные люди,  им непривычно выступать на публике. Учитывая это, мы в начале следующего года планируем запустить проект «Школа российской политики 2.0», в которой реализуем проект федеральной школы «Время героев», но уже на региональном уровне. Ветераны получат в том числе навыки публичной деятельности.

Ранее чиновники минобра заявляли: родители современных школьников (в возрасте 30-35 лет) - упущенное поколение, которое «думает неправильно», поэтому не всегда усилия школы по патриотическому воспитанию поддерживаются в семьях. А то, что и в школах работают представители того же поколения, власти, видимо, упускают из виду.

Юлия БАЙДЖАНОВА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым