В Башкирии погибают более 20 деревянных храмов
14 января 2025На землях, территория которых ранее принадлежала Уфимской губернии, сохранилось большое количество не только каменных, но и деревянных православных церквей. Когда-то они строились всем миром, в них молились о самом сокровенном. Храмы - без преувеличения душа многих сёл и городов. К сожалению, сейчас она погибает. Но возможность их восстановления есть. Уфимский историк Павел Егоров выпустил монографию «Гибнущие деревянные храмы Уфимской епархии». Это второй сборник энтузиаста: первый, посвящённый избранным деревянным и каменным церквям, увидел свет более 20 лет назад и поспособствовал возрождению многих из них. Новая работа также может положить начало большому доброму делу.
Покровская церковь – село Карагаево, Гафурийский район. Фото из личного архива Павла Егорова
УФИМСКИЙ УЕЗД
Александро-Невская церковь (с. Эманино, Благовещенский район).
Село Эманино расположено среди лесов и холмов на правом берегу реки Уфимки, в 15 км юго-восточнее Павловского водохранилища. Его предполагаемым основателем был купец Н. М. Эманин-Нолинский. Деревянная Александро-Невская церковь появилась в 1894 году. Эманино – одна из пристаней на Уфимке, поэтому местный храм в начале XX века попал на открытки.
До недавнего времени церковь использовалась под склад, и поныне она пребывает в обезглавленном состоянии. Ещё в советские годы мародерствующие варвары соскабливали здесь штукатурку, а крепкие полы продолжают растаскивать и сейчас. Но есть среди местных жителей и те, кто ждёт и верит: несколько лет назад кто-то устроил в руинах храма молитвенный уголок.
Казанско-Богородская церковь (село Киринёво, Кушнаренковский район).
Село возникло в 1776 году как поселение русских крестьян-припущенников (которых допускали на земли башкирских общин – Ред.). Своё название оно получило по фамилии основателя Киринёва, богатого человека, который поселился здесь с семьёй.
Казанско-Богородская церковь на юго-восточной возвышенной окраине села возведена в 1882-1885 гг., почти одновременно открылась и церковно-приходская школа. В последние 20 лет советской власти здание стали использовать под склад. И по сей день здесь можно найти гниющие разодранные мешки с дустом. Кажется, храм просто оставили умирать: стены выгнуло дождём и ветром, кругом поросли кустарники. Между тем формально здесь есть сельский приход: его восстановили с 2011 года. Но никакой реставрации так и не начато, ни одного богослужения не проведено.
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД
Покровская церковь (село Карагаево, Гафурийский район).
Покровская церковь на берегу лесной реки Мендим – едва ли не единственный деревянный храм в Уфимской губернии, который при социализме сохранился в первозданном великолепии. Хотя богослужения здесь не велись: последний священник Алексей Стрежнев был арестован и погиб в лагерях в начале 1930-х годов, а его сыновья как «поповские дети» сгинули в штрафбате в годы Великой Отечественной войны.
До конца 1980-х в церкви располагались клуб и магазин, что хоть само по себе и плохо, но способствовало сохранению здания. Фотографии тех лет свидетельствуют, что Карагаевская церковь находилась во вполне приличном состоянии. Тогда можно было отреставрировать храм, и средств на это понадобилось бы куда меньше, чем сейчас. Но в 90-е время было упущено. В 2010-е центральная двухсветная часть храма обрушилась вовнутрь, но остались стоять величественная колокольня и алтарь.
Внучка последнего сельского священника много лет не переставала молиться о восстановлении храма. И в 2023 году чудо случилось: подвижники из благотворительного фонда «Твёрдая почва» во главе с уроженкой села Татьяной Хлёсткиной начали возрождение храма. В мае 2024-го благодаря московским реставраторам проведён первый этап консервации здания. Шатёр колокольни спасен от обрушения.
Покровская церковь (с. Болотино, Аургазинский район).
Болотино заселил переселенцами из Черниговской, Курской и Харьковской губерний богач Гаврила Болотин. По одной из версий, по его фамилии оно и было названо. Покровская церковь в селе возведена в 1897 году на просторной площадке, близ Т-образного перекрёстка главных улиц – Центральной и Ключевой. Строилась она на средства Гаврилы Болотина и барина Ушакова, жившего в приходской деревне Ушаковке. Последнего священника Михаила Тихановского расстреляли большевики, он стал новомучеником Церкви Русской.
В начале 1960-х годов Болотинскую церковь приспособили под сельский клуб, только тогда она была обезглавлена. В отличие от многих других деревянных храмов, у Болотинской церкви благополучная судьба. Около 15 лет назад сельчане активно взялись за реставрацию: залатали крышу, застеклили окна, восстановили алтарь. И этот один из немногих в бывшей губернии храмов, где чудом уцелели брошенные с маковок подлинные кресты. На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2024 года, они крестным ходом торжественно возвращены в храм с кладбища. Это укрепляет веру прихожан в то, что храм обретает вторую жизнь.
БИРСКИЙ УЕЗД
Церковь во имя апостола Иоанна Богослова (с. Братовщина, Калтасинский район).
Храм строил камский купец Михаил Смагин в 1908-1912 гг. Колокола в Братовщину торжественно везли по Каме, укрепляли мосты, меняли лошадей, в каждой деревне встречали, останавливались и служили молебны.
- Когда закрывали церковь, народ прятал иконы, хотя так было – обломок не возьмёшь! - вспоминают старожилы села. - Отбирали, наказывали, кто хранил иконы. Колокол, когда сбрасывали, лопнул, напополам раскололся. Язык огромный – два пуда, он долго валялся, до конца 50-х годов, ржавел, может, и сейчас где-то засыпанный там лежит. Самый активный коммунист, кто колокол снимал, удавился, и второй тоже.
Сегодня Братовщинская церковь – единственный на весь бывший Бирский уезд сохранившийся памятник деревянного зодчества с уцелевшей колокольней. Внутри сохранились даже остатки иконостаса, каменный амвон. Восьмерик с церковным куполом рухнули в 1960-х годах. Цоколь аккуратно выложен из большемерного красного кирпича, правда, кое-где его выламывают мародёры.
В 2005 году в храме была выполнена частичная реставрация колокольни, но потом его бросили на произвол судьбы.
Михаило-Архангельская церковь (с. Михайловка-Рухта, Аскинский район).
Новую церковь вместо старой в селе было решено строить в 1913 году – к 300-летию династии Романовых. Инициатива полностью исходила от сельского священника отца Николая Милицына, и он даже удостоился лично преподнести модель строящейся деревянной церкви наследнику российского престола цесаревичу Алексею, который причислен к лику святых страстотерпцев. На храм было пожаловано 300 рублей, и эти деньги помогли закончить строительство.
Безбожники впоследствии снесли купол и пятиглавие храмовой части и приспособили здание под школу. Та же участь постигла и колокольню, причем из её среднего яруса сделали школьный туалет. Затем здесь был спортзал, а в эпоху перестройки работали кожемяки. Сейчас храм еле дышит: в пустующем изувеченном здании выдраны полы, окна, двери, в нескольких местах провалилась крыша.
ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ (НЫНЕ – ТЕРРИТОРИЯ БАШКИРИИ)
Николаевская церковь (с. Кананикольское, Зилаирский район).
Построена в 1754-56 гг. с основанием одноимённого медеплавильного завода. Ближе к концу XVIII века возведена новая (прежняя была сожжена в ходе Пугачёвского бунта), но и она сгорела. Нынешний храм – уже четвертый в селе, возведен в конце 1896 года. В 1930-е годы был разорён и приспособлен под сельский клуб. В 90-е танцы здесь кончились, но местное население, потомки мосалей (малого субэтноса русских) так и не смогло найти средства для восстановления памятника.
КОММЕНТАРИЙ
Павел Егоров:
- В сборник включена информация о 23 православных деревянных церквях, которая собиралась в общей сложности более 20 лет. В 1990-е годы многие из них действительно ещё оставались в более или менее сносном состоянии и требовали гораздо меньших затрат на реставрацию. Сегодня они либо похожи на сараи, либо вообще превратились в руины. А ещё столько же, которые остались после советской власти, и вовсе не дожили до издания этого сборника. Деревянный или каменный храм – неважно, в любом случае это намоленная святыня. Если бы осознание этого у нас было, сейчас деревянных храмов у нас было бы не 23, а около 40.
Изучение возможности восстановления сохранившихся церквей с профессиональной точки зрения началось в июне 2024 года благодаря участию московских реставраторов во главе с Андреем Борисовичем Бодэ. Они осмотрели некоторые храмы-памятники и подтвердили, что восстановить можно даже те, которые сейчас почти полностью разрушены! Поэтому главная цель издания – найти благотворителей. Дай Бог, найдутся неравнодушные люди, которые осознают важность сохранения нашего православного наследия и имеют реальную возможность помочь.
Наталья КУЗНЕЦОВА
RSS |
Другие новости рубрики «Общество»:
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым