Башкирия: В Уфе вновь заговорили о реформе трамвайного движения

13 ноября 2024

Новым этапом на пути к комфорту передвижения по Уфе должен стать масштабный ремонт путей. Пока по ним будут ходить подержанные вагоны из Москвы.

Первый трамвай Pesa прибыл в июле, и не все верили, что он вообще встанет на рельсы. Фото: телеграм-канал Ратмира Мавлиева

ЕСТЬ КУДА РАСТИ

Мэр Уфы Ратмир Мавлиев считает, что путь в решении транспортной проблемы пройден непростой, и не отметить положительные изменения просто невозможно.

- Мы продолжаем планомерно обновлять подвижной состав общественного транспорта, - заявил Мавлиев. - Это касается и автобусов, и электротранспорта. В 2023 году город приобрёл 15 современных троллейбусов, в этом году – ещё 10. Самой главной победой считаю то, что нам удалось сохранить в целом электротранспорт. Состояние было критическим.

По мнению зампредседателя Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Ильи Зотова, по сравнению с Москвой, Пермью и Челябинском Уфе есть куда расти. Между тем в Приволжском федеральном округе остаются города, которые в этом плане сильно отстали даже от столицы Башкирии.

- Остановочные павильоны в Уфе точно одни из лучших в стране, - отметил И. Зотов. - Но помимо остановок, нужен ещё и комфортный транспорт. И даже если он новый, должен быть чистым, опрятным. Вчера гулял по городу, обратил внимание на состояние транспорта - его чистота пока вызывает вопросы.

Если ситуация с троллейбусами начала улучшаться, то трамваи в Уфе не обновляли с 2012 года. Да и тогда город закупил всего пять единиц КМ 71-623. Как рассказал директор Управления инфраструктурой транспорта Уфы Олег Хмарин, средний возраст трамвайного парка - 35 лет, самый старый из эксплуатируемых вагонов – 1972 года выпуска. Износ - свыше 98%.

- Общее число трамваев составляет 146 единиц, но ежедневно на линии из-за отсутствия водителей эксплуатируется только 30, – рассказал О. Хмарин. – За последние годы предлагались различные решения по обновлению подвижного состава и комплексной модернизации инфраструктуры. Велась проработка капитально-восстановительного ремонта своими силами по примеру Ижевска, затем с участием белорусских партнёров - по примеру Новосибирска. Несмотря на высокую степень проработки этого проекта, в жизнь он так и не пошёл.

МОСКОВСКИЕ «ПЁСИКИ»

Выход из ситуации власти всё же нашли: Уфа безвозмездно получила от Москвы списанные польские трамваи Pesa, которые уфимцы уже окрестили «пёсиками». В мэрии уверены, что ездить на них будет комфортно: они вместительные – 60 сидячих мест, низкопольные, оборудованы кондиционером.

Подобная благотворительная акция не первая: в 2023 г. в Уфу доставили из столицы семь трамваев марки «Tatra», которые теперь ездят в Черниковке.

- Сейчас привезли уже девять, – уточнил Олег Хмарин. – На следующей неделе привезут ещё два. Когда только первая новость появилась об этом, многие высказывали мнение, что по рельсам Уфы они не поедут. Но они поехали. Сегодня на линии работают четыре трамвая. Остальные мы планомерно готовим к работе.

При этом власти понимали, что инфраструктура для таких вагонов - пути, контактная сеть, тяговые подстанции - на тот момент в Уфе была не готова. Прибывшие из Москвы специалисты помогали обследовать трамвайную инфраструктуру в городе.

- Указали на узкие места, которые мы постарались оперативно исправить. Провели ряд работ в рамках содержания и текущего ремонта путевого хозяйства, устранили неровности стыков, провели выборочную замену шпал, – рассказал О. Хмарин.

НОВЫЕ ПУТИ –  ЧЕРЕЗ 2 ГОДА

Ратмир Мавлиев признал, что существующие трамвайные пути доставляют неудобства и автомобилистам, и пассажирам электротранспорта. Поэтому следующим шагом станет их реконструкция: в первую очередь, где это возможно, избавятся от открытого грунта. Сегодня идут торги на разработку проекта реконструкции трамвайных путей в южной части Уфы. В марте-апреле 2025 г. власти рассчитывают получить положительное заключение госэкспертизы. Предварительная стоимость реконструкции - 2,5 млрд рублей. Её планируют провести за два-три года. Ранее сообщалось, что с финансированием поможет республика.

Директор Института прикладных транспортных исследований Дмитрий Енин отметил, что Уфе в наследство от Москвы достался «один из лучших в стране подвижных составов».

- Надеюсь, город сумеет довести до завершающей стадии этот проект, - резюмировал он. - Данный подвижной состав всё-таки импортный, и он требует немножко больших нагрузок на оси, соответственно, где-то нужно провести реконструкцию путевого хозяйства - заменить шпалы, рельсы, подложку, подушку, а где-то, может быть, обновить энергохозяйство.

КОММЕНТАРИЙ

Эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев:

- Электротранспорт в сегодняшнем своём виде в Уфе не вызывает каких-либо положительных эмоций. Но то, что он пока есть, оставляет шанс рано или поздно увидеть нормальные трамваи. Если же сейчас его закрыть, завтра на местах бывших депо вырастут жилые районы. И вернуть его будет нереально. В целом трамваи довольно неплохие и не так чтобы сильно уставшие. Что касается рельсошпальной решётки и контактной сети, тут, конечно, проблем вагон. Чтобы эти трамваи поехали, город вынужден будет заниматься путевым хозяйством и контактной сетью. При правильной организации работы трамвая и обособлении его путей это транспорт с самой высокой провозной способностью из всех доступных для Уфы. Я уверен: если сейчас «добить» его, через несколько лет, учитывая градостроительную политику, Уфа может встать в мёртвую пробку.

Елена ЕВТЕЕВА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Писатель Илья Игин: «В единстве народном — правда и сила. Не станет единства — не станет России»
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым