Башкирия: Семьи с инвалидами годами бьются за положенное жильё

1 октября 2024

Уже несколько лет пять семей из Туймазов борются за права своих детей-инвалидов - обивают пороги инстанций, чтобы получить положенное по закону жильё. Некоторые ждут не один десяток лет и надеются, что в 2024 году, объявленном в Башкирии Годом заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья, их проблема будет решена.

Простая прогулка по городу для многих - недостижимая мечта. Фото freepik.com

КОЛЁСАМИ ПО ЛЕСТНИЦЕ

Ольга Тимофеева одна воспитывает 14-летнюю дочь Дарью. У девочки спинальная мышечная атрофия, она не ходит, передвигается на коляске и обучается на дому. В марте 2013 г. решением комиссии по жилищным вопросам администрации Туймазинского района Ольгу и Дашу в льготном порядке поставили на учёт по улучшению жилищных условий. Однако до сих пор мать и дочь вынужденно живут на съёмной квартире. В том же 2013 г. им предоставили земельный участок для индивидуального жилищного строительства в 30 км от города.

- Там до сих пор нет инфраструктуры и дорог, - рассказала Ольга. - В земельном комитете заверили, что участок и очередь - это две разные программы, поэтому я согласилась на получение земли. С очереди на жильё нас не сняли. С 2013 по 2019 годы мы обновляли документы по запросу жилищного комитета, очередь, хоть и медленно, двигалась. Всё это время мы жили надеждой, что получим положенное жильё.

В марте 2019-го Ольгу и Дарью неожиданно сняли с учёта, сославшись на то, что им предоставлен участок. Аргумент, что строиться и жить там невозможно, на чиновников не подействовал.

- Я не могу работать, так как Даша нуждается в постоянном уходе. Живём на её пенсию и пособие по уходу за ребёнком-инвалидом. Непонятно, почему администрация района ввела меня в заблуждение, а потом одним решением, ссылаясь на нормы закона, сняла нас с учёта. Простояв столько лет в очереди, моя дочь осталась без жилья, - сетует Ольга.

По словам женщины, поскольку они не являются собственниками, на съёмной квартире невозможно установить даже пандус. И таскать инвалидную коляску на верхние этажи ей приходится по лестнице самой.

По мнению Ольги, снятие с очереди противоречит закону и нарушает права ребёнка-инвалида. В июле женщина побывала в Следственном комитете, в августе - у главы Туймазинского района. Но до сих пор решений по делу нет. В конце августа ситуацию взял под личный контроль глава СКР Александр Бастрыкин. И поручил возбудить уголовное дело.

- 5 сентября я получила постановление об отмене возбуждения уголовного дела, - продолжает Ольга. - В прокуратуре его считают преждевременным, так как следователь не опросила всех сотрудников администрации и завела дело на неустановленное лицо. Хотя в материалах фигурируют два человека из мэрии.

ОЧЕРЕДЬ... НАЗАД

В подобной ситуации оказался и ребёнок-инвалид Руслан Мустафин. На учёте он состоит с 2015 г., а в декабре 2023 г. администрация Туймазинского района, по словам его бабушки-опекуна Римы, без оснований исключила его из списка.

В январе этого года после обращения к А. Бастрыкину началась проверка, а в апреле прокуратура района вынесла администрации представление: устранить нарушения прав инвалида и сироты и восстановить в очереди. Но результата до сих пор нет. Родные Руслана обратились повторно.

37-летняя инвалид второй группы с детства Ляйсан Саитова ютится с мамой в 20-метровой комнате общежития. Женщина с 17 лет состоит на учёте как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Но за 20 лет её лишь перевели во взрослую очередь, и ту постоянно сдвигают... назад.

- Ежегодно в январе мама ходит узнавать номер очереди, - рассказала сестра Ляйсан Гузель. - Когда кажется, что вот-вот дадут жильё или сертификат, их опять сдвигают. Говорят, объединяют очереди.

По словам Гузель, в прошлом году Ляйсан была четвёртой, в этом стала второй. Это при том, что в этом году квартиры или сертификаты получили пять человек. То есть Саитовых снова сдвинули назад.

В июле семья написала заявление в Следком. На днях было возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями».

АВАРИЙНАЯ ЖИЗНЬ

Мать четверых детей Марина Чаганова живет с семьёй по договору соцнайма в доме 14а на ул. Северной. Изношенность здания - 72%: в нерабочем состоянии вентканалы, высок риск угара. По словам Марины, ещё в 2016 г. жильцам вручили акт межведомственной комиссии о необходимости реконструкции с заменой крыши и коммуникаций. С ними Чаганова пошла в мэрию города, там её поставили в очередь для малоимущих граждан.

- Уже позже, после разговора с юристом, я узнала, что они должны были решить мой вопрос ещё в 2016 году, - рассказала Марина. - Тогда мои права уже были нарушены. По договору соцнайма я не вправе проживать в доме, предназначенном для реконструкции.

Через несколько лет с очереди Марину сняли. Её родного брата, прописанного в этой квартире, также отца четверых детей, записали в мужья. Он купил квартиру в Нижневартовске, а власти посчитали, что улучшила свои жилищные условия Марина. Больше года женщина провела в судах, доказывая свои права.

- Меня не без поддержки Следственного комитета вернули в очередь, выдали участок. Если бы не они, я до сих пор сидела бы в судах, - говорит Марина.

В декабре 2022 г. было возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». О том, что оно закрыто, Чаганова узнала позже, на приёме у главы регионального Следкома Владимира Архангельского. В январе возбудили второе дело.

33 КВАДРАТА НА ПЯТЕРЫХ

Семью Закировых поставили на учёт на улучшение жилищных условий в 2019 году. А в 2020-м прокуратура Туймазинского района вышла с иском, потребовав предоставить семье квартиру вне очереди. Во исполнение решения суда власти выкупили квартиру в том же доме, где живёт М. Чаганова, с аварийным износом в 72%. По этому факту в марте 2021 г. возбудили уголовное дело.

- Благодаря А. Бастрыкину мы довели дело до суда, - рассказывает глава семьи Марат. - В июне 2022 года были на личном приёме, после чего дело истребовали в Центральный аппарат СК РФ для дальнейшего расследования. Только после этого нам предоставили жилое помещение площадью 33,5 кв. м. Сейчас мы живём здесь впятером - двое взрослых и трое детей. Пока разбирались с предоставлением жилого помещения сыну, Конституционный суд постановил, что в особых случаях, если инвалиду необходим постоянный уход и контроль, одному из родителей также положена вне очереди дополнительная жилплощадь.

Закировы обратились с иском в суд. В январе 2023 г. Туймазинский межрайонный суд удовлетворил исковые требования и обязал власти предоставить супруге Марата жилое помещение площадью не менее 42 кв. м. Но администрация добилась отмены этого решения. В ноябре 2022 г. Сирину Закирову сняли с очереди. В мае 2023 г. по этому факту возбудили дело, но через год расследование прекратили без каких-либо оснований.

- После наших многочисленных жалоб дело заново возобновили, но по делу до сих пор не установлены виновные лица, - говорит Марат. - Мы повторно обратились в суд. В апреле этого года Туймазинский межрайонный суд понудил администрацию предоставить нашему сыну вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 49,5 кв. метров.

Но 12 сентября Верховный суд Башкирии встал на сторону ответчика и отменил решение первой инстанции. Сейчас Закировы ждут определения суда и намерены идти дальше - в Шестой кассационный суд Самары. И, если надо, дойти до Конституционного суда.

17 сентября в режиме ВКС все пять семей побывали на личном приёме у начальника отдела прокуратуры РБ по делам молодёжи и несовершеннолетних Инны Рудавки. Ситуацию по уголовному делу Закировых, Чагановой и Саитовых взяли на контроль. Остальные две семьи примут позже.

Елена ЕВТЕЕВА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым