Башкирия: Можно ли заставить систему ЖКХ работать эффективно?
26 мая 2022В апреле общественник Вадим Беляков уволился с должности советника мэра Уфы по вопросам ЖКХ, которую занимал около года, и вернулся к руководству проекта «Уфасити.ми». Он рассказал о том, что изменилось при новом градоначальнике, почему система так неповоротлива, и почему он выступает за создание единой управляющей компании.
ПРАВИЛА НОВОГО МЭРА
– Вадим, активисты проекта, узнав о вашем возвращении, написали в соцсетях, что рады «от неба и обратно». Это же команда мечты! Что побудило оставить её и уйти в советники?
– Сферой ЖКХ я занимаюсь уже 13 лет, а проекту «Уфасити.ми» в этом году исполняется 10 лет. С самого начала я пытался решать какие-то системные проблемы, но что из этого могло получиться, если я «никто и звать меня никак»? Был просто общественный фонд с бэкграундом в виде подписчиков. Потом уже меня пригласили в СПЧ, другие общественные советы. Но всё равно не было ресурсов для решения проблем, которые я видел, хотя стучался во все двери. К тому же это была общественная деятельность, я мог ею заниматься только в свободное время. И вот мне сказали: «Ты знаешь, что надо делать, иди и попробуй».
– А какие ресурсы у советника мэра? Он может кому-то что-то приказать?
– Я мог настойчиво рекомендовать. Не хочу задеть руководителей жилищных подразделений администрации, но поскольку моим шефом был только мэр, де-факто к моему мнению приходилось прислушиваться.
– Нового мэра презентовали как хозяйственника. Что у вас с ним не совпало, какие приоритеты он сменил в работе ЖКХ-сектора?
– За два месяца, которые я там оставался после смены руководства, ничего кардинально не поменялось. Шла обычная рутинная работа. Но я-то туда пришёл, условно говоря, как «антикризисный управляющий»! Составил для себя план по 87 направлениям. Но сменился мэр, и многие вещи, которыми я занимался, притормозились. Никто мне претензий не предъявлял, не выгонял. Но, например, четыре основных совещания, в которых я принимал участие, проводить перестали.
За всё время мы встречались с Ратмиром Мавлиевым четыре раза. Мне хотелось погрузить его в эти 87 проектов, но общались мы, по моему мнению, недостаточно долго для этого. Когда я сказал мэру, что ухожу, он предложил остаться, но для себя я уже всё решил.
– Ратмир Мавлиев сообщал, что проводил работу по выявлению лидеров. Правда, что психологическое тестирование сотрудников мэрии стало обычной практикой, и градоначальник на это ориентируется?
– Знаю только, что были какие-то собеседования. Кто их проводил – психологи или кадровики – мне неизвестно. Но вообще не вижу ничего плохого в изучении настроений коллектива, в том числе таким образом. Лично меня это не коснулось, возможно, потому что официально я не был чиновником.
ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ
– Сложно показалось в мэрии после работы в НКО и бизнесе?
– У чиновников нет критериев оценки, ключевых показателей эффективности. В администрации своя система, но она крайне сложная, неповоротливая и неудобная для бизнес-модели. Я привык, что можно планировать, а затем отслеживать эффективность выполнения тех или иных задач. Мне не нравилось, что ты планируешь одно, а вечером тебе прилетело три телефонограммы по совещаниям, условно говоря, в курултае, в министерстве, по выездной проверке – и весь день, который ты планировал, насмарку. Если ты отвлекаешься на решение срочной задачи, это одно, но если совещание ради того, чтобы посовещаться – а таких очень много – совсем другое дело.
Zoom, с одной стороны, упростил ситуацию, с другой – теперь онлайн-встреч много, потому что все хотят посовещаться. Возьмём то же отопление: мы делаем, есть результат, но надо же двигаться дальше. Но нет – всем надо про это отопление ещё раз послушать! Одно и то же приходится говорить десяти разным людям! Мне это сложно, я не понимаю, зачем это нужно. При этом, конечно, надо сказать, что были и хорошие совещания, на которых были обсуждения и ставились реальные задачи, например, с ЦУРом. Но если бы меньше бессмысленных, делать могли гораздо больше.
– Что, на ваш взгляд, мешает чиновнику изменить эту линию поведения?
– Я заметил, что в госструктурах все боятся принимать на себя ответственность. За их деятельностью следит много различных надзорных ведомств: не ту бумажку поставил, не там расписался – и уже прокуратура пришла. Ну и, в целом, надо признать: пока не чешется, никто не чешет. К сожалению, проблемы решают по факту, когда уже масштаб серьёзный. Позиция такая: есть руководители, у них большая голова, пусть они и думают. Большинство чиновников не будет спорить с шефом. Это ошибка, потому что руководитель не может разбираться во всем.
Зарплата дворника прельщает очень немногих.
ПЕРЕПЛАТЫ И ПЕРЕТОПЫ
– В этом году жалоб по проблеме с начислениями за отопление меньше. Как это удалось?
– С 2018 года я говорил: нужно провести ряд мероприятий, чтобы или правильно вести учёт потребления, или устранить причины низкой энергоэффективности. Я разработал обширный план, мы по нему работали. Это была ревизия тепловых узлов, ремонт ИТП, расчёт по площади, анализ расходов энергии через Центр энергосбережения, тепловые инспекции, изоляция трубопроводов на чердаках – всё это раньше либо не практиковалось вообще, либо делалось поверхностно. Ресурсники в этом вопросе пошли навстречу. Безусловно, остались проблемы, например, с ИТП, но это долгий процесс. Пока я работал, озвучивалась сумма экономии – сначала 350 млн руб., потом 390 млн. Предполагаю, что по итогам отопительного сезона она составила около 500 млн.
– Когда стало известно о доначислениях БашРТС ряду потребителей за декабрь 2020 года, вы заявили, что планируете подать иск о незаконности этого шага со стороны РСО. В чем видите нарушение?
– По этой ситуации мы уже направили претензию в адрес компании. Напомню, после резкого роста платы за отопление ресурсники до весны 2021 года проводили перерасчёт и возвращали средства гражданам. Изначально они так и говорили, что, если контрольно-надзорные органы не найдут нарушений, мы эти деньги вернём. Видимо, по части объектов все-таки не нашли, поэтому деньги возвращают. У меня вопросы: кто проверял, когда? Было заявлено, что нарушения в 2600 домах Уфы – грубо говоря, в каждом втором. И если мы в этом году снизили потребление, значит, в предыдущие годы все же нарушения были. Плюс сообщалось, что возвраты были по 52 тыс. квартир. Все эти собственники получили доначисления или как? Если я не получу ответов на эти вопросы, мы обязательно подадим иск в суд.
«РАЗЛАГАЮЩИЙСЯ ТРУП»
– Управляющие компании – предмет постоянной критики и жалоб. Дала ли работа в мэрии понимание, как сделать эффективной эту систему?
– Управляющие компании будут неэффективны до тех пор, пока не будет решена проблема их огромных долгов. Работать нормально, когда до половины доходов уходит на погашение задолженности, невозможно. Соответственно, услуги не оказываются в полном объёме. Результат – возмущение жителей, что слесарей, дворников нет, крыша течёт и так далее. К тому же они не представляют нормальные отчёты, мне этого так и не удалось добиться за время работы в мэрии.
– Почему вы поддержали решение депутатов горсовета о создании единой муниципальной управляющей компании?
– Полагаю, что реанимировать действующие УЖХ невозможно – это труп, он уже разлагается. В четырёх из них уже вообще работают конкурсные управляющие, акционеры никаких решений не принимают. В УК нет плановых закупок: доходит до того, что материалы на текущие работы они приобретают в розничных магазинах. Выходом из этой ситуации, на мой взгляд, могло бы стать как раз создание нового юрлица, которое будет централизованно проводить закупки и работать через аутсорсеров. Новая УК могла бы выполнять часть функций муниципалитета, в том числе, при необходимости, управление домами. Такая практика есть в других городах. Но это не значит, что все дома автоматически перейдут под её управление – у собственников должен быть выбор.
– Есть примеры, когда собственники меняют управляющие компании?
– Есть, но пока не много. В основном это новые дома. Что касается тех же хрущёвок, знаю редкие случаи, когда они переходили в нормальную частную УК – в основном, если у них перед глазами положительный пример соседей – новых жилых комплексов.
– В сетях нередки жалобы, что ремонт подъездов и дворов делают без учёта мнения жильцов – например, рубят зелёные насаждения. Как действовать, чтобы тебя услышали?
– В прошлом году я плотно занимался тремя дворами. В плане рубки деревьев согласен с претензиями. Проблема в том, что с людьми не разговаривают, не объясняют им, что взамен будут сажать новые. Что касается подъездов, я не всегда согласен, что это должно делаться за счёт бюджета. Но, откровенно говоря, жители самостоятельно не потянут. Всё опять же упирается в проблемы УК, отсутствие планирования, долги. Потому что в норме ремонт подъезда должен делаться каждые пять лет. При правильном отношении жильцов к своему дому и нормальной работе УК это можно делать самим. Но наши люди привыкли, что они вроде и не платят ни за что, но и услуги не получают.
– Не считаете, что именно государство сделало систему ЖКХ абсолютно неэффективной? Не лучше ему вообще уйти из этой сферы, дать возможность сформироваться нормальному рынку?
– Возможно. Я тоже не понимаю, например, зачем нам все эти надзорные органы, если в большинстве из ответов написано «при несогласии обращайтесь в суд». Для чего они тогда нужны, если можно сразу пойти в суд? В целом, система, которая есть, очень сложная и зарегулированная. Понятно, что обычные люди в этом никогда ничего не будут понимать. Конечно, есть такие проекты, как наш, направленные на просвещение. Но это надо фактически положить себя на алтарь.
– А если вас опять пригласят в госструктуру, согласитесь?
– Почему бы нет? По крайней мере, за свою работу в мэрии мне не стыдно. Да, система косная, но если мне дадут возможность озвучить мои условия, они будут соблюдаться, я не против.
ДОСЬЕ
Вадим Беляков.
Родился в 1979 г. в Комсомольске-на-Амуре. Окончил Уфимский юридический институт МВД РФ. Ведёт частную юридическую практику в сфере ЖКХ. Основатель и руководитель проекта «Уфасити.ми». С апреля 2021 по апрель 2022-го занимал пост советника мэра Уфы по вопросам ЖКХ.
Наталья КУЗНЕЦОВА
Фото автора, yandex.ru
![]() |
RSS |
Другие новости рубрики «Общество»:
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым