Башкирия: Примирит ли закон пешеходов и самокатчиков?

25 мая 2022

Ещё не начался тёплый сезон, а в оперативных сводках уже вовсю фигурируют ДТП с участием электросамокатов. Главные пострадавшие – дети и подростки. Не по душе этот транспорт водителям авто и многим пешеходам.  

Насильно платить страховку вряд ли кого-то заставишь.Фото yandex.ru

«АБСУРДНАЯ ИНИЦИАТИВА»

Проблемой заинтересовались законодатели – на федеральном уровне предложено ввести полисы ОСАГО для владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ). В начале мая комитет Совфеда предложил ввести для владельцев СИМов полисы страхования на том основании, что электросамокаты представляют потенциальную опасность для пешеходов. Любители погонять и владельцы кикшеринга (сервис по прокату самокатов. Ред.) восприняли инициативу негативно.

По словам владелицы одного из таких сервисов Людмилы Кузнецовой, в их компании страховка предусмотрена перед каждой поездкой.

– Клиенты могут сами выбрать эту опцию в приложении, но мы не можем автоматически и принудительно добавлять её, потому что это запрещено законом, – говорит она. – Вообще, считаю обязательное введение полисов страхования для электросамокатов абсурдным – ведь это равносильно езде на велосипеде. Если человек сознателен, он может добровольно оформить страховку на все случаи жизни.

Обсуждение темы перекочевало в соцсети. Уфимка Ольга считает, что нововведение значительно снизит число катающихся на улицах и потенциальную аварийность с их участием. Но, по мнению уфимки, поголовное введение ОСАГО неправильно. «На велосипедах катались и катаемся без всякого страхования, и ничего катастрофического не происходит, – пишет Ольга. – Да, иногда мешают гоняющие с большой скоростью, но это не значит, что на адекватных людей нужно накладывать финансовые обязательства. Кто захочет – застрахуется сам. Нужны законопроекты об изменениях в ПДД, и представители власти, которые будут следить за их соблюдением».

МНОГО СЛОЖНОСТЕЙ

Помимо регистрации самокатов и их учёта для страхования, нужно будет вносить изменения и в КоАП, вводить штрафы, задерживать нарушителей. Это очень затратная и труднореализуемая процедура, считает управляющий кикшеринга по Уфе и Москве Алексей Король.

– Технически сделать ОСАГО на электросамокаты, учитывая, что ими пользуются всё больше людей без шеринга, сейчас невозможно, – считает он. – Здесь множество сложностей. К примеру, самокаты должны где-то регистрироваться, нужны номера на них, учёт и так далее. Многие любители покататься не захотят принудительно платить за страхование. К тому же в основном это подростки.

Кикшеринг набирает обороты с наступлением тёплой погоды: он позволяет, минуя пробки, оперативно добраться до нужного места. Чтобы осуществить поездку, нужно выбрать в мобильном приложении поставщика услуг, зарегистрироваться, подобрать транспорт – и можно отправляться в путь. По завершении маршрута самокат возвращается в зоны парковки и взимается плата. Сейчас в Уфе два шеринга по прокату электросамокатов: в одном из них числится 300 новых бело-оранжевых моделей, в другом – около 1,5 тыс. чёрно-желтых.

Если нет желания пользоваться услугами проката электросамоката, а кататься хочется каждый день, можно купить свой. Благо, предложение огромно – от миниатюрных и тихоходных до серьёзных агрегатов, разгоняющихся до 60 км/ч. Видимо, в Уфе растёт число тех, кто предпочитает второй вариант – во всяком случае, на улицах их стало значительно больше. Поэтому федеральные власти добиваются, чтобы для всех ввозимых в Россию электросамокатов, моноколёс и гироскутеров было установлено ограничение скорости до 25 км/ч. Такая функция уже есть у тех, которые сдают в краткосрочную аренду. Теперь она может стать обязательной и для покупных устройств. В частности, эту идею поддержали власти Москвы.

«ИМИДЖ ЗЛОДЕЕВ» НЕ НУЖЕН

Председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания Николай Хорошилов сообщил, что  предложения по законодательному урегулированию этой ситуации активно обсуждались в региональном парламенте летом 2021 года.

– После всестороннего обсуждения стало очевидно, что концептуальные решения могут быть приняты только на федеральном уровне, – сообщил депутат. – В законодательстве не определён статус электросамокатов: по факту они являются транспортными средствами, а по закону люди, использующие их, относятся к пешеходам. Это принципиальный момент, который ограничивает регионы в принятии решений. Однако мы не можем пассивно ждать федерального закона. Проблему нужно решать здесь и сейчас. Самый очевидный и эффективный путь – договориться о правилах игры, заключить с агрегаторами СИМов соглашение, прописав в нём условия работы таких сервисов и порядок эксплуатации. Было решено пойти именно по этому пути. Мы направили в администрацию Уфы соответствующие рекомендации.

По словам Н.Хорошилова, в установлении ограничений заинтересованы не только пешеходы, но и сами кикшеринговые компании.

– Предпринимателям тоже мешает неопределённость, им не нужен имидж злодеев, – отметил он. – Они хотят понятных правил, чтобы на их основе выстраивать бизнес-модель и нести обществу комфорт и прогресс, а не проблемы.

КОММЕНТАРИЙ

Старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД  Марсель Бикташев:

- Согласно общим положениям правил к пешеходам приравниваются лица, управляющие велосипедом, мопедом, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Эти граждане должны соблюдать нормы, прописанные в статье 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Однако их передвижение по тротуарам по правилам, установленным для пешеходов, создает опасную ситуацию для граждан, учитывая мощность и скорость СИМов на электрической тяге. В то же время выезд на проезжую часть опасен для самих управляющих портативным транспортом. Для водителей они тоже представляют опасность: выезжают на проезжую часть, на полном ходу пересекают пешеходные переходы. При этом права на СИМы нужны в том случае, если транспорт имеет мощность выше 250 Вт и может развить скорость больше 50 км/час.

Дмитрий САЛАМАТИН

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Что изменят штрафы за неправильный выгул собак?
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым