Вперёд, в каменный век: станет ли народный промысел «визиткой» Башкирии?

1 июля 2013

1 июля 2013.

Власти республики и Уфы активно ищут способы громко заявить о себе и в стране, и за рубежом. Возможно, одним из них станет продвижение народных промыслов. Может ли, например, выражение «башкирская яшма» стать таким же известным, как «башкирский мёд»? Об этом рассуждает Лев Петров, уфимский мастер-камнерез, чьи работы украшают дома и офисы первых лиц мира.

Метро судьбы

- С трудом верится, что ваши картины выложены из камней. Где вас обучали каменной живописи?

- Тяга к рисованию у меня с детства. В уфимском училище искусств получил специальность дизайнера, потом в институте искусств - художника по станковой живописи. А в 2003-м ребята с отделения, которое создавалось для оформления монументальной мозаикой уфимского метро, пригласили на предприятие народно-художественных промыслов. Так неосуществлённая идея строительства метро определила мою судьбу.

- А вы знали, как с камнем работать?

- Нет, конечно. Сомневался очень. Предприятию тогда исполнилось всего три года. Дело шло нестабильно, зарплату задерживали, не хватало площадей, чиновники в наши проблемы вникать не хотели. Даже собирался уходить на более оплачиваемую работу. Удержала, наверное, интуиция.

Со временем к нам пришли известность и осознание того, что мы создаём предметы искусства, а не рядовые безделушки. Пошли заказы: за десятилетие мы создали более восьми тысяч изделий. Золотая медаль «Меркурий» от Торгово-промышленной палаты России – крупная награда для коллектива, знак признания нашего вклада в культурное наследие республики.

Создано самородками

- У вас, видимо, немного конкурентов…

- Что вы, предприятий по выпуску народно-художественных промыслов много: в Уфе, Бирске, Учалах, Сибае, Баймаке. Но наше создано самородками, никто за нами не стоял, не направлял. У нас свои профсоюз и худсовет - коллектив выбирает их тайным голосованием. Помещение в тысячу квадратных метров арендуем на льготных условиях с 2009 года. Всё очень серьёзно.

- Почему ваш основной материал – яшма?

- Просто её очень много! В Башкирии уникальные месторождения этого материала. Так называемый яшмовый пояс протянулся почти на 600 км и проходит по территории нашего региона от Челябинской до Оренбургской областей. Грех не воспользоваться таким богатством. Яшму заказываем специально под будущий продукт. Допустим, нужен ярко-жёлтый цвет. Звоним в Сибай, нам находят камень, фотографируют, присылают фото по электронной почте. Дальше всё делаем сами: привозим материал, распиливаем, складываем, поднимаем в мастерскую…

Сначала даже не знали, как оценивать изделие, как оплачивать работу мастера. Заметьте, мы не кустари, которые сидят по квартирам, штампуют непонятно что. Мы в первую очередь ремесленники, и от каждого из нас зависит конечный результат. Важны чутьё мастера и, конечно, удача. Камень ведь непредсказуем, бывает, что вроде работу заканчиваешь и вдруг видишь трещину. Или совершенно другой узор получился. Или цвет...

- Такое производство, наверное, требует больших вложений?

- Яшма, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин, халцедон, кахолонг, тигровый глаз, дюмортьерит – недешёвое сырьё. Много денег уходит также на инструменты и расходные материалы: свёрла, пилы, порошки для шлифовки, полировочные пасты – мы ведь доводим изделие до зеркального блеска. Картины сначала рисует художник, потом всё переводится на бумагу с цифровой разметкой. Чтобы создать сюжет, нужно подобрать несколько тысяч кусочков, вырезанных из разных камней.

Наше предприятие три раза переезжало, Представляете, как это? Мебель и офисная оргтехника - пустяки. Главное - оборудование и более ста тонн материала.

- У вас какие-то специальные станки?

- Да, и с этим непросто. Нужного нам оборудования в России сейчас не производят. Работаем на итальянском, оно считается одним из лучших. Но и оно стопорится, ведь камень есть камень. Но у нас хорошие мастера: закупают основной агрегат, а потом к нему детали достают, ввинчивают, паяют, прикручивают… И всё работает!

Кактус на миллион лет

- Вы работаете на постоянных заказчиков? Или покупатели меняются?

- Наши покупатели – это и частные лица (ценители камня, коллекционеры) и крупные компании, госструктуры. Много работ закупает подарочный фонд Кремля. Знаете, политики меняются, но статусные подарки остаются. ВИП-заказы были, есть и будут.

За десять лет наши мастера существенно выросли как профессионалы и подняли творческую планку: из камня выходят многопрофильные композиции, букеты, монограммы, родословные гербы, копии картин известных художников. Ручная работа – это всегда качество и хорошие материалы. Миллион лет пройдёт, а картины останутся такими же, как сейчас. Отличные инвестиции, многие это понимают.

- Случаются необычные заказы?

- Директор крупной фирмы обожал кактусы, а один из них лелеял особенно. Коллектив заказал для шефа каменный аналог с иголками из драгоценного металла. Мы сделали его так, что от натурального не отличишь! А ещё для одного босса сотрудники решили сделать горшочек с сибирскими пельменями в масле, с нарезанным лучком из нефрита со стилизованной скатёркой. И его сделали. Стоимость заказа полного цикла (булыжник - готовое изделие) от пяти тысяч рублей до бесконечности. На большие работы уходит от полугода до нескольких лет.

- Правда, что ваши работы есть у президентов многих стран?

- В основном мы даже не знаем, куда уходят работы. Иногда есть догадки, что заказывают для Эрмитажа, известному олигарху или политику. У художников принято подписывать свою работу, а нам порой даже ставить клеймо запрещают…

Точно знаю, что 35 президентов мира имеют в своих коллекциях работы наших мастеров. Изделия преподносились патриарху Алексию II, каменные иконы находятся в Екатеринбургской епархии. Король Испании, принц Лихтенштейна, папа Римский, король Таиланда – у них хранятся мозаики, созданные из башкирских камней.

- Есть идея народный промысел сделать визитной карточкой республики. Как вы думаете, может ли башкирский камень стать таким же популярным, как мёд?

- Почему нет? Аналогов башкирской яшме, очень разнообразной по цветовой гамме, в мире нет.

Изделия из неё уже были одним из брендов Башкирии. Не знаю, что сейчас думают республиканские власти о возрождении традиций, но надо понимать, что яшма – наше богатство. Не нужно что-то выдумывать, искать – надо просто грамотно использовать то, что дала нам природа.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Алла Ильинцева, председатель правления Ремесленной палаты РБ:

- К сожалению, многие ремесленнические предприятия сворачивают производство либо идут на всякие ухищрения, например, дробятся на «ипэшников», чтобы воспользоваться программой по поддержке частного предпринимательства. Многие не в состоянии приобрести оборудование и найти помещение. Одно дело -вязать, шить сумки или шапки. А у камнерезов – станки, у художников по керамике – гончарные круги и муфильные печи. Большая проблема с кадрами – молодёжь видит отношение государства к ремесленникам и поэтому не торопится в их ряды.

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №26, 2013).

Гюзель ИБРАГИМОВА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Экономика»:

 
На Стерлитамакской ТЭЦ начался монтаж новых элементов турбоагрегата № 9
Путин помирил СНОС и "Каустик". Ненадолго
«Башавтотранс» потерял 16 млн. рублей – несмотря на внедрение системы контроля «Глонас-GPS»
АФК «Система» начала процесс объединения «Башнефти» и «РуссНефти»
Lenovo в Уфе
Мы ждем перемен
В «Геострое» выстроили дело