В 2035 году Россия может начать разработку крупнейшего в мире  Штокманского месторождения

6 декабря 2022

 

В Баренцевом море, между Новой Землёй и Кольским полуостровом, в российских территориальных водах сотрудниками Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН в 1988 году было открыто Штокмановское месторождение газа, считающееся одним из крупнейших в мире газогидратных месторождений. О нём много говорилось примерно 10-15 лет назад, однако сейчас практически ничего не слышно. Как сейчас обстоят дела с месторождением, журналистам рассказал глава научного направления «Экология морей и океанов» вышеназванного института, академик Российской академии наук, доктор биологических наук Михаил Флинт.

 С его слов, молчание связано с особенностями психики человека – новость интересует, пока является новой, затем её забывают. Название было дано в честь известного советского учёного, геофизика Владимира Штокмана. Его именем было названо судно «Профессор Штокман», на котором во время одного из рейсов заметили аномалию, указывающую на наличие месторождения. Специалисты, занимающиеся разведкой шельфовых углеводородов, впоследствии подтвердили данное открытие, отметив, что обнаруженное газогидратное месторождение является одним из самых крупных в мире.

 На месте обнаружения аномалии было произведено несколько разведочных бурений, однако в 2019 г. вся деятельность по месторождению была прекращена. Причиной этого Флинт назвал трудности добычи из-за отсутствия у России соответствующих развитых технологий для полноценного осваивания ресурсов на морском дне, нехватку техники для глубоководного бурения.

 Начало разработки прогнозируется в 2035 г. Но даже сам факт, что месторождение, которое в дальнейшем принесёт стране огромный объём ресурсов, имеет колоссальное значение, указывает на углеводородный потенциал России.

 По словам академика, на дне океана, во-первых, формируются полиметаллические руды, обогащённые в 20-30 раз сильнее тех, что имеются на поверхности Земли. Среди них медь, литий, вольфрам, кобальт, никель, цинк и многие другие. Во-вторых, на подводных горах в специальных условиях формируются покровы гидроксидов железа и марганца – кобальтоносные железомарганцевые корки. В-третьих, на океанском дне можно добыть железомарганцевые конкреции, в составе которых имеется много полезных компонентов. Добычи с морского дна требуют огромных затрат, но расходы окупаются высокой степенью обогащения руд.

 На научные исследования газогидратов и железомарганцевых конкреций необходимо наличие лицензии, выдаваемой соответствующими международными организациями. У России срок действия такой лицензии закончился в прошлом году.

 Что касается международных правил, то у РФ имеется двухсотмильная прибрежная зона, где она является хозяйкой. Далее, в открытом океане, определены зоны влияния со своими жёсткими и чёткими правилами. Прежде всего, речь идёт о зонах, в которых имеются биологические ресурсы и руды. Чтобы начать там ведение разведывательных мероприятий и добычу сульфидных руд либо конкреций, необходима сложная процедура лицензирования – первоначально на разведку, затем на добычу. Необходимо доказать, что проведены серьёзнейшие исследования водной экосистемы, по результатам которых доказана безвредность добычи для океана.

 

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Экономика»:

 
На Уфимской ТЭЦ-4 приступили к модернизации турбоагрегата
Путин помирил СНОС и "Каустик". Ненадолго
«Башавтотранс» потерял 16 млн. рублей – несмотря на внедрение системы контроля «Глонас-GPS»
АФК «Система» начала процесс объединения «Башнефти» и «РуссНефти»
Lenovo в Уфе
Мы ждем перемен
В «Геострое» выстроили дело