Башкирия: В Уфе опять ушла под землю легковушка

20 марта 2025

ЧП случилось около полуночи 9 марта во дворе дома по ул. Интернациональной. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как буквально на глазах во вновь образовавшийся провал ушла под землю припаркованная «Лада Калина». Примечательно, что девять лет назад именно в этом дворе уже провалились две машины. Жители ближайших многоэтажек всерьёз опасаются за свои жизни:  где гарантии, что в любой момент провал не произойдёт под ними?

Всё случилось буквально в считанные мгновения. Фото: Управление гражданской защиты г. Уфы

РАЗБУДИЛА СИГНАЛКА

В тот день Анатолий Михайлов, как обычно, припарковал свой чёрный универсал около дома на ул. Интернациональной, 193/2. А около полуночи семью Михайловых разбудила сработавшая на брелоке сигнализация. Анатолий пошёл проверить причину сработки, но свой автомобиль на месте не нашёл.

Когда семья сообразила, что случилось, Анатолий и Олеся побежали отгонять свою вторую машину – белую «Ниву», стоящую рядом с «Калиной». Попутно предупреждали об опасности соседей - пинали по колёсам для сработки сигнализации. Момент ЧП запечатлела камера видеонаблюдения. На записи видно, как вместе с растущим рядом деревом «Лада» резко уходит под землю.

Прибывшие по вызову экстренные службы оперативно огородили опасный участок. Глубина ямы составила 8 метров, диаметр - 7 метров. С помощью автокрана автомобиль, лежащий на дне ямы на крыше, подняли на поверхность. Машина получила серьёзные повреждения: в салоне выбиты стекла, помят кузов, пробит бензобак. Из соображений безопасности её эвакуировали на штрафстоянку.

По словам Олеси, отремонтировать машину Михайловы надеются за счёт администрации.

«КАЛИНА» ЗОВЁТ?

Выехавший на место происшествия глава администрации Калининского района Газизьян Ахмедьянов провёл выездное заседание районной комиссии по чрезвычайным ситуациям. По его итогам принято решение провести с привлечением специализированной организации визуальный осмотр домов №№ 189, 191, 193, 193/1 по улице Интернациональной, а после выполнить геологические исследования.

11 марта на место обвала выезжал мэр Уфы Ратмир Мавлиев. С подчинёнными и сотрудниками ответственных служб он обсудил план дальнейших действий по ликвидации последствий ЧП.

- Сейчас ведется тампонирование глиной, далее проведём необходимые изыскания и обследования, - заверил мэр.

А местные жители тем временем опасаются не только за свои автомобили, но и за дома. Ведь это далеко не первый случай провалов именно в этом месте. Осенью 2016 г. здесь ушли под землю два автомобиля. Один из них смогли вытащить, а вот «Ладу Калину» затянуло так, что её не нашли даже экстренные службы. По версии спасателей, автомобиль, скорее всего, унесли подземные воды. Городские власти возместили владелице авто ущерб - ей вручили ключи от нового автомобиля. Место провала засыпали землей и заасфальтировали.

Только по счастливой случайности никто из людей тогда не пострадал: ЧП произошло поздним вечером. Но местные жители забили тревогу. Они забросали органы власти жалобами на многочисленные трещины в стенах их домов и добились, чтобы специалисты проверили близлежащие здания на предмет безопасности проживания в них. Эксперты заключили, что угрозы для жизни людей нет. 

- По-хорошему расселить бы этот двор из шести домов в другое место, снести там все и изучить масштаб пустот и постараться ликвидировать его, – считает Анна

Житель соседней многоэтажки Эмиль говорит, что последние несколько лет в этом месте установился стойкий запаха канализации. Уфимец уверен, что эти два случая связаны с её утечкой.

Жительница дома №193/2 Алина признаётся, что произошедшее повергло её в настоящий шок.

- А что делать? Квартиру просто так не оставишь. Уже и не продашь с такой историей, – сетует она.

ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ

По данным учёных, карстовые провалы образуются в результате обрушения сводов подземных карстовых полостей. В Башкирии карст развит почти на половине территории, почти 30% площади республики поражено поверхностными карстопроявлениями, около 40% городского и не менее 20% сельского населения проживает в районах развития карста. 

После провала на Интернациональной специалисты заговорили о необходимости создания актуальной карты карстовых пустот. Официальные данные по карстам не обновляли более 30 лет - с 1993 года.

- Такая карта, конечно же нужна, как минимум для определения потенциальных зон опасности для объектов инфраструктуры, - отметил археологи. о. директора Института этнологических исследований имени Р. Кузеева Илшат Бахшиев.

Вместе с тем, считает инженер-изыскатель Павел Челпанов, современные высотные дома и сооружения защищены перед угрозой карста.

- Перед строительством проводятся изыскания, защитные мероприятия, - отметил он. - Противокарстовая защита подразумевает заполнение пустот специальными растворами, проектные решения фундаментов или сочетание этих способов. Если карстовый провал возможен, фундамент должен его выдержать, чтобы дом не разрушился, а провал удалось устранить. Вообще для Уфы, карст – обычный природный процесс, сравнимая с нами ситуация в Пермском крае. Нынешние технологии и методики строительства шагнули далеко вперед, и сегодня карст не является препятствием даже для строительства метро. 

КОММЕНТАРИЙ

Сотрудник Института геологии УФИЦ РАН, кандидат геолого-минералогических наук Александр Смирнов:

- Здесь и раньше фиксировались карстовые провалы. К примеру, в 1984 году образовался провал у дома №193, в ноябре 2016-го - у 193/2, в апреле 2017 года - у 193/1. Подобные явления происходят не везде, а только на территориях развития карста. К карстоопасным регионам прежде всего относится Башкирия, Татарстан, Москва и Московская область, Пермский край, Нижегородская и Оренбургская области и другие. Естественно, что в их пределах имеются и территории с отсутствием развития карста.

Около 340 населённых пунктов Башкирии находятся в районах возможного образования новых провалов, которые вызывают чрезвычайные ситуации различного характера — от деформаций зданий и сооружений до полного их разрушения. Только в Уфе за последние 60 лет зафиксировали не менее 40 случаев деформаций зданий, в том числе многоэтажных, и инженерных сооружений, обусловленных карстом.

КСТАТИ

В тот же день, 9 марта, на улице Амантая в яму диаметром 4 метра провалился трактор коммунальных служб. Предварительной причиной ЧП назвали карстовый провал.

На прошлой неделе тема провалов грунта была в топе новостной повестки.

Так, 14 марта на б. Ибрагимова при повороте на ул. Ленина в одну и ту же яму с разницей в пару часов угодили два автомобиля - сначала таксист на «Ладе Гранта», затем молодой водитель на «Мазде». Провал образовался на свежем асфальте после ремонта канализационного коллектора «Уфаводоканалом» в начале марта.

В тот же день часом ранее большая яма образовалась на пешеходном переходе у перекрёстка того же б. Ибрагимова с ул. Пархоменко, где также недавно проводился ремонт сетей. В «ловушку» попалась автоледи на «Хёндай».

16 марта у дома №30 по ул. 50-летия Октября в образовавшуюся яму провалился легковой автомобиль. Очевидцы утверждают, что в этом месте недавно проводились «раскопки».

Елена ЕВТЕЕВА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Происшествия»:

 
Нападение в Октябрьском: как это было. Зуля раскрыла подполье монтировкой
Адвокат башкирского чиновника, попавшегося с миллионом рублей: «В моём видении Талгат Абдрахманов к этой сумме и строительному бизнесу не имеет никакого отношения»
В Башкирии капитан милиции допрашивал девушку кулаками, ногами и дубинкой
Взятки в Башкирии: доктор из Белорецка осматривал не пациентов, а их деньги
Мать уфимского наркоторговца оправила сотрудников отдела угрозыска на скамью подсудимых
Бомба в уфимской школе взорвалась слухами