Башкирия: В Уфе участились крупные обвалы грунта

20 Февраля 2025

С начала года произошло уже несколько подобных ЧП. В одном месте земля ушла из-под машины, в другом – на тротуаре. А на днях обвалился склон около строительной площадки Межвузовского студенческого кампуса. Причина пока не установлена, но жители сразу связали её с карстами и высотной застройкой. Для города это явление не ново – карстовые обвалы отмечаются на протяжении всей истории Уфы.

Один из последних обвалов произошел около строительной площадки Межвузовского кампуса. Фото: официальная страница Радия Хабирова ВКонтакте

«РУХНУТ, ПОКА МЫ СПИМ»

Одним из резонансных провалов последнего десятилетия стало ЧП в ноябре 2016 года. Тогда у дома №193/2 на улице Интернациональной провалились два автомобиля. Один успели достать с помощью крана, другая «Лада Калина» – полностью ушла под землю. Спустя три года в этом месте снова образовалась большая яма. Тогда в соседних домах местные жители пожаловались на трещины, но эксперты признали дом безопасным для проживания.

В 2023 г. жители 24-этажного дома №8 на улице Генерала Рыленко в микрорайоне Южный забили тревогу – рядом со зданием обвалился грунт. Около высотки велось дорожное строительство. Специалисты выяснили, что грунт под подпорной стеной многоэтажки стал осыпаться и проседать и в итоге повис в воздухе. Строители устранили последствия обвала и возвели постоянную железобетонную подпорную стену на фундаменте из винтовых свай, которая обеспечила стабильность и устойчивость откосной части земляного полотна в этом месте. Кроме того, в конструкцию заложили систему отвода поверхностных стоков и грунтовых вод.

Провалы в Уфе образуются постоянно – порой по несколько в год. Уже открыл свою статистику и 2025-й. Так, в январе на улице Привокзальной, на парковке перед железнодорожным вокзалом обвалился грунт под иномаркой. Автомобиль достали, никто не пострадал. Но по городу пошли разговоры: если это происходит на таких объектах как вокзал, что говорить о других местах!

Чуть ранее глава Ленинского района Олег Котов сообщил об образовании провала грунта недалеко от дома №1 по улице Кирова. Выехавшие на место сотрудники «Уфаводоканала» отметили, что происшествие не связано с канализацией, а имеет карстовый характер. В том же районе у дома №103а на улице Гафури просел асфальт на тротуаре.

Казалось бы, сколько можно, но вот опять: на днях жители нескольких домов в начале улицы Тукаева, возле которых строится Межвузовский студенческий кампус, запаниковали из-за обвала склона.

- Мало того, что стройка идет непосредственно рядом с нашими домами (в 10-15 метрах), а это шум, пыль, мусор и вибрация от работы техники! Так теперь обрушился грунт склона прямо возле забора, в 5-7 метрах от дома! Образовалась огромная яма! – пишет один из местных жителей на странице главы региона Радия Хабирова. – Мы считаем, что это из-за стройки, рядом работает буровая техника, от неё сильная вибрация! Мы опасаемся за свои дома и жизни, не ровен час, поползёт сильнее, и рухнут дома, пока мы спим!».

ПО ТРИ В ГОД!

Как рассказал сотрудник Института геологии УФИЦ РАН, кандидат геолого-минералогических наук Александр Смирнов, проблема провалов земной поверхности в Уфе известна ещё с конца позапрошлого века - со времен строительства Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги. В последние полвека на Уфимском полуострове достоверно зафиксировали образование 145 провалов. Большинство из них обусловлено природным происхождением и только менее 1% – техногенным. Примером последнего эксперт назвал происшествие у вокзала, где обрушился свод бывшего подземного перехода.

- Карст является самым опасным и распространённым геологическим процессом. Это признают все исследователи. Формы его проявления весьма разнообразны. По неожиданности образования самыми опасными из них являются провалы, которые известны на Уфимском полуострове ещё с середины XVIII века. Почти ежегодно на нем возникает не менее одного нового провала, – прокомментировал А. Смирнов.

По его словам, провалы образуются из-за наличия антропогенных или природных подземных полостей и обрушения их сводов. Причиной техногенных случаев, в частности, эксперт назвал изношенность водонесущих коммуникаций.

- Именно с этим связан тот факт, что в последние 10 лет такие провалы в городе образуются почти ежегодно. Несомненно, они нередко возникали и раньше, но не фиксировались, – добавил Александр Смирнов.

Ещё одной причиной он назвал аварии на водонесущих подземных системах. При этом при точечных порывах водоводов образуются глубокие, но малые по диаметру провалы. Один из таких зафиксирован 17 февраля на улице Бехтерева - причиной стала длительная утечка канализации.

СТРОИТЬ ВЫСОТКИ И МЕТРО

Естественные провалы земной поверхности в Уфе обусловлены развитием сульфатного карста. Как поясняют ученые, он опасен непредсказуемостью, особенно для города-миллионника, который активно застраивается. Однако, по мнению А. Смирнова, возведение высотных домов при качественном проведении инженерно-геологических изысканий и строгом соблюдении строительных правил само по себе не оказывает существенного отрицательного воздействия на состояние недр.

- Весь вопрос в том, как строить, а делать это можно везде, - подчеркнул эксперт. - Тут дело в цене строительства. Если предусмотреть все противокарстовые мероприятия, которые хорошо известны и регламентированы строительными правилами, можно возвести и высотный дом. Например, Японию трясёт - и ничего. А в Китае чуть тряхануло - и дома посыпались, потому что строили не по правилам. Так и с высотными домами в Уфе: если строить по всем нормам, будет нормально и с их эксплуатацией.

Другой вопрос – нужно не гнаться за прибылью, а соблюдать строительные правила и контролировать качество инженерно-геологических изысканий.

Многих уфимцев пугают не только высотки, но и идея строительства в городе метро. Разговоры об этом велись ещё с советских времен, но проект отменили и заявили, что этого вида транспорта не будет. Так, в конце прошлого года мэр Уфы Ратмир Мавлиев заявил - «нет ничего невозможного».

- Раз смогли построить Восточный выезд, карстовые пустоты не страшны, – отметил он. - Просто это стоит очень дорого. Карсты, конечно, есть, но есть и технологические решения. Тем более город очень удобен для метро - он вытянутый и удобно расположить станции. Я лично верю, что метро появится.

Елена ЕВТЕЕВА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Происшествия»:

 
Нападение в Октябрьском: как это было. Зуля раскрыла подполье монтировкой
Адвокат башкирского чиновника, попавшегося с миллионом рублей: «В моём видении Талгат Абдрахманов к этой сумме и строительному бизнесу не имеет никакого отношения»
В Башкирии капитан милиции допрашивал девушку кулаками, ногами и дубинкой
Взятки в Башкирии: доктор из Белорецка осматривал не пациентов, а их деньги
Мать уфимского наркоторговца оправила сотрудников отдела угрозыска на скамью подсудимых
Бомба в уфимской школе взорвалась слухами