Башкирские стоматологи развивают международные связи

14 октября 2015

14 октября 2015.
- Сегодня доля импортных материалов и инструментов в стоматологии доходит до 95 %, - говорит Радмир ХАСАНОВ, профессор, руководитель медицинского концерна «Витадент». - Ситуацию надо срочно менять в сторону развития своих технологий и разработок. На днях мы заключили контракт с Ташкентским стоматологическим институтом о сотрудничестве в области науки и о поставке в Узбекистан башкирских имплантатов.

Радмир Хасанов (справа) и директор Башкирского мединститута Наиль Хамматов.

Не точат зуб

- Радмир Анварович, почему именно Узбекистан?

- Во-первых, там довольно сильная стоматологическая школа, во-вторых, президент Ислам Каримов активно призывает узбекских медиков к международному сотрудничеству и создаёт для этого условия. Узбекские стоматологи будут проходить подготовку в Башкирском мединституте, который создан при нашем концерне. Главное направление сотрудничества - дентальная имплантация. Она активно развивается, растёт потребность в материалах: в Узбекистане при 30-миллионном населении ежегодно удаляется более 10 млн зубов! Согласно контракту узбекские коллеги будут закупать у нас конструкции имплантатов, изготовленные в Уфе на основе израильской заготовки.

- Заготовки всё-таки импортные?

- Да, поскольку их производство требует особых условий и жёстко регламентировано. Запустить его можно и у нас, но в наших реалиях я на одни согласования потеряю лет пять. Да и держать такое производство лишь ради имплантатов убыточно: в Израиле этот станок изготавливает около 60 тысяч видов изделий, и не только для медицины. До кондиции готовую «болванку» доводим сами: очищаем, фрезеруем, полируем и так далее. Изделия прошли клинические испытания, имеют международный сертификат, в ближайшее время ждём российский. И тогда под собственным брендом будем отправлять продукцию в местные и российские клиники, страны СНГ и Европы.

Люди стали понимать, что предпочтительнее заменить утраченные зубы  имплантатами, чем обтачивать здоровые, обрекая их разрушаться под коронкой. Наша методика проста и безболезненна. Благодаря конструкции имплантата установка возможна даже при наличии всего 2-3 мм костной ткани и занимает не более 5-6 минут. Имплантаты органичны и физиологичны, сейчас у нас проблем с приживаемостью нет. В Башкирии только в госклиниках (по частным нет статистики) в год удаляется около 700 тысяч зубов. Надеюсь, мы придём к тому, что каждое удаление, как во всём цивилизованном мире, будет завершаться дентальной имплантацией.

Вернулись к своим баранам

- Наверное, в 80-е, когда вы начинали, сочетание «дентальная трансплантация» - пересадка донорских зубов - звучало вызовом традиционной стоматологии?

Это было невероятно трудно и рискованно. В 1987 г., после длительных опытов на собаках и получения стабильных результатов, на кафедре БГМИ я и мои коллеги Наиль Хамматов и Радик Мулюков впервые пересадили пациенту донорские зубы. Минздрав Башкирии разрешил нам работать на базе Республиканской детской больницы. Донорским материалом служили удаленные детские зубы, которые прорезались вне зубной дуги, мешали в эстетическом плане и не были задействованы в процессе жевания. Люди начали обращаться. К 1988 г. у нас было уже более 500 пересадок, десятки патентов на изобретение и моя успешно защищённая диссертация.

Один из наших пациентов написал письмо Михаилу Горбачёву, попросил содействия в открытии специализированного центра. Вскоре в Уфу прибыли светила из Москвы для осмотра пациентов, перенёсших трансплантацию. Несмотря на то что донорские зубы не отличались внешне и функционально, комиссия нашла множество недостатков. Это было предвзято: «неправильным» признали даже родной зуб пациента, на который я ошибочно указал. Нас обвинили в экспериментах на людях и в том, что мы удаляем детям здоровые зубы. Собственно, чего можно ждать от специалистов, которые не один год ломали голову над проблемой кариеса у горных баранов Кавказа (ведущая тема их исследований)? К тому же руководителем группы был специалист по протезированию, которому наша работа была костью в горле. Мы написали протестное письмо министру здравоохранения РФ, а вскоре узнали, что в Московском стоматинституте поставили вопрос о лишении меня диплома врача-стоматолога. Спасло то, что я был уже кандидатом наук и имел «добро» Академии наук СССР на пересадку зубов в условиях клиники. Тем не менее после отъезда комиссии ректор БГМИ предложил мне уволиться по собственному желанию.

- Где вы продолжили практику?

- В том же 1988 г. мы создали кооператив «Витадент». Время было смутное, законы не работали, банки кредиты не выдавали. Я занял деньги у родителей, а через год благодаря инфляции вернул им вдвое больше. В начале 90-х добавились проблемы с криминалом. Тем не менее  вскоре в составе концерна было уже 13 клиник. Кроме того, был создан НИИ пересадки зубов и альтернативный Башкирский медицинский институт.

А в 1994 г., когда я защитил докторскую, министр здравоохранения Альфред Турьянов предложил мне возглавить стоматологическую службу республики. «Вбухиваем такие деньжищи в современные технологии в стоматологии, а результатов нет», - констатировал он. В сентябре 1994 г. мы провели в Уфе первый международный конгресс по зубной трансплантации, а в декабре я был назначен главврачом Республиканской стоматологической поликлиники. Становление нашей службы проходило в жёстких условиях рыночной экономики, безденежья и тотального дефицита. И так - восемь лет. Усилия по добыванию денег привлекли ко мне внимание КСП: семь месяцев проверки ничего не дали, но я был уволен за нарушение трудовой дисциплины (вступил в должность главврача, не успев выйти из состава учредителей концерна, так как это процедура не одного дня). Суд дважды восстановил меня в должности с выплатой компенсации.

Будучи руководителем, чувствовал, что наше законодательство, в том числе в области медицины, нуждается в корректировке. Это привело меня на депутатскую стезю: в 2003 г. был избран в Госсобрание третьего созыва, а в 2013-м - пятого.

Законы против кризиса

- Вашей депутатской активности позавидуют многие коллеги. Какие инициативы на подходе?

- Готовлю проект закона о стоматологической помощи в РБ. Формально неотложная и терапевтическая стоматология у нас бесплатная, реально - не совсем. Предлагаю модель, как во всех развитых странах: раз в год, в определенное время, пациент приходит к стоматологу и лечится бесплатно, за счёт средств ОМС. Если человек без уважительной причины пропускает приём и приходит, как у нас принято, когда уже невмоготу и лечение обходится значительно дороже, платит сам.

Второй закон - об акционировании государственных стоматологических поликлиник. Ведь в отличие от частных, они избавлены от арендной платы, затрат на закупку инструмента и материалов. Плюс - платные услуги. Но где эти деньги? Почему мы, частники, работая в более сложных условиях, даём прибыль, платим налоги, развиваемся?

Государство продаёт акции сотрудникам: это и поступления в бюджет, и контроль со стороны новых собственников за распределением дивидендов. Акционеры будут заинтересованы в повышении качества стоматологической помощи, для пациентов в плане её доступности ничего не изменится. В ближайшее время закон будет предложен к принятию.

- Кризис сильно отразился на вашей деятельности?

- В тучные годы мы не проедали прибыль, а направляли её в свой «стабфонд». Поэтому, хотя сегодня материалы и инструменты подорожали вдвое, цены на услуги мы не подняли, выходим из ситуации за счёт внутренних резервов. Мы не сократили ни одно рабочее место, даже открыли новую клинику. Расширяет работу и Башкирский мединститут концерна, где ежегодно повышают квалификацию более 300 врачей-стоматологов из Башкирии, Татарстана, Оренбургской и Челябинской областей, Узбекистана. Причём читать лекции  мы приглашаем профессоров, имеющих собственные разработки и методики, и платим им соответственно.

Институт стал центром внедрения современных разработок ученых и врачей-стоматологов РБ. В ближайшие годы мы намерены активизировать международное сотрудничество в этой сфере.

КСТАТИ

Акционирование госклиник направлено на то, чтобы контролировать и оптимизировать их финансовую деятельность.

Светлана ИСТОМИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Здоровье»:

 
Башкирия: Уфимка стала жертвой пластической операции
Уникальная операция в Салавате ( Башкирия): девушка станет стройной и сможет свободно дышать
Маме сказали: Аня умрет, рожайте другого ребенка
Ударим спортом по диабету
Аня будет дышать без боли
Мечта: вдохнуть без боли